Поведенческие модели, лучше всего представленные в теории соц. научения, предлагают разные механизмы, необходимые для изменений: повышение и понижение уровня активации, моделирование и когнитивное реструктурирование. Предполагается, что лидеры полностью контролируют ситуацию: они эффективны в изменении, десенсибилизации, моделировании и т. п. любого желательного поведения. Недостаточный учет сложностей соц. системы и ее уникальных возможностей для изменения обусловливает неудачу большинства поведенческих подходов, снижая эффективность стратегий достижения изменения, вполне успешных в диадах. Гуманистические подходы представлены различными системами, к-рые объединяет общий взгляд на природу чел., первопричину его состояния и необходимые условия для его роста или изменения. Во главу угла ставится чел. как развивающаяся личность, а цель его развития понимается как актуализация скрытого потенциала. Самую широкую известность получила гуманистическая система Карла Роджерса. Гештальт-подход, хотя и использует группу совершенно иначе, также принимает принципиально позитивный взгляд на природу чел. и его психосоциальные потребности. Гуманистически ориентированные формы терапии обычно не считают характеристики соц. системы факторами первостепенной важности, необходимыми для достижении изменений. Динамические подходы имеют психоаналитические корни. Согласно этим подходам, источник чел. страдания имеет интрапсихическую природу: это внутренние конфликты, сопровождающие чел. в течение всей его жизни. Терапия заключается в когнитивном овладении этими конфликтами и в целом, и в конкретном случае.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Профессиональные теории целительных групп» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»