Буфер — это защитный барьер, поглощающее устройство или процедура для смягчения удара. Г. б. в том виде, как она применяется в психологии, состоит в утверждении, что соц. поддержка служит защитой от стресса, вызывающего психол./физиолог. расстройство или болезнь. При проведении исслед. с целью проверки Г. б. возникает ряд проблем. Одна из них связана с измерением изучаемых переменных, стресса, соц. поддержки и наблюдаемого исхода. Психол, стресс часто оценивается на основе отчета человека о происшедших в его жизни за последние неск. месяцев важных событиях, таких как изменения на работе или в семейных отношениях, к-рым затем приписываются весовые коэффициенты с тем, чтобы можно было получить суммарный показатель стресса. Реже используется такая мера стресса, как оценка «мелочей жизни», в качестве примера к-рых можно назвать рутинную домашнюю работу или застревание в дорожных пробках. Соц. поддержка измеряется трояким образом: а) членство в соц. сети (часто наз. соц. интеграцией), напр. семейная жизнь, членство в клубе, посещение церкви; б) воспринимаемая соц. поддержка, напр., когда в самоотчете отмечаются люди, с к-рыми можно поговорить о проблемах и к-рые, в случае необходимости, могут оказать материальную помощь; в) поддерживающее поведение, напр. оказание помощи нуждающемуся в ней человеку, оцениваемое по отчетам или наблюдениям. Первые два метода получили наибольшее внимание исследователей. Наблюдаемый исход, или зависимые переменные, — это состояние здоровья либо соматические и психол. расстройства, такие как депрессия, выздоровление после хирургической операции, отказ от курения, развитие рака или симптомов СПИДа у инфицированных людей. В исслед. с использованием первых двух мер соц. поддержки были получены положительные результаты. Шелдон Коэн пришел к следующему заключению: «Эпидемиологические данные о роли соц. интеграции в динамике показателей заболеваемости и смертности ясно показали, что соц. среда играет важную роль в сохранении здоровья и благополучия, ... [а] при использовании такой меры, как воспринимаемая доступность соц. поддержки, эти эффекты достоверно обнаруживаются при предсказании психол. и соматических симптомов». Помимо этих, в целом положительных, выводов необходимо получить ответы на целый ряд теорет. и методологических вопросов. Так, спорным остается вопрос о том, являются ли полученные данные следствием главных эффектов или эффектов буферизации. Действительно ли соц. поддержка является истинным эффектом буферизации, влияние к-рого целиком обусловлено наличием стресса и не обнаруживается при его отсутствии? Др. спорный вопрос из того же ряда касается места соц. поддержки в цепи сложных причинно-следственных связей, как видно на примере теорий стресс-диатеза в области психопатологии (diathesis-stress theories of psychopathology). Диатез относится к группе предрасположенностей к расстройству вследствие биолог. или связанных с ранним опытом причин. Соц. «поддержка» и ее «отсутствие» взаимодействуют с др. переменными на протяжении жизненного цикла. Объединение мн. возможных переменных в одну модель, объясняющую пути и причины действия соц. поддержки, проясняет Г. б. Коэн предложил транзактную модель, учитывающую осн. представления о соц. сетях, стрессовых событиях, факторах личности, включ. воспринимаемую соц. поддержку, оценку стресса и поддерживающее поведение, к-рые в конечном счете влияют на развитие расстройства. Коэн отмечает, что одна особенность личности, по-видимому, особо заслуживает того, чтобы включить ее в модель дополнительно к соц. поддержке, и эта особенность — чувство интернализованного контроля, или самоэффективность. Стили совладания представляют собой др. психол. переменные, к-рые необходимо включить в единую теорию связи между стрессом и расстройством, охватывающую Г. б. В более широком масштабе потенциальным буфером против стресса является общественное окружение (community settings), в к-ром живут люди.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гипотеза буферизации» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»