Традиционно целый ряд ощущений рассматривали как функционирующие независимо друг от друга. Все качества определенного сенсорного опыта приписывали механизму одной модальности. Вкус, т. о., можно было бы охарактеризовать как сенсорный опыт, появляющийся в рез-те активации вкусовых рецепторов и специфического проводящего пути от рецепторов до мозга, включая мозг. Дж. Дж. Гибсон был первым, кто изучил этот вопрос и идентифицировал перцептивные системы. Он перечислил их в следующем порядке: базисная система ориентации, гаптическая система, запахо-вкусовая система, слуховая система и зрительная система. Т. о., вместо обладания традиционными пятью чувствами люди располагают пятью перцептивными системами. Существует 4 вкусовых качества — сладкое, кислое, горькое и соленое. Обычные виды еды либо содержат очень мало вкуса или, предположительно, имеют один из четырех упомянутых. Хотя, в общем, предполагается, что есть только 4 вкусовых чувства, Бартошак показал, что существует пятый вкус — вкус воды. Бейдлер обратил внимание на различие между вкусовым ощущением (taste) и вкусом (flavor). Вкус является опытом, к-рый возникает при помещении вещества в рот. Это вещество активирует температурные, тактильные, болевые и вкусовые рецепторы. Вкусовое ощущение — это опыт, возникающий в рез-те раздражения одних только вкусовых рецепторов. Нек-рые виды пищи вкуснее в горячем виде, др. — в холодном, т. е. вкус отдельных видов пищи различается при разной температуре. Т. о., хотя мы обычно говорим о вкусовом ощущении, когда имеем в виду пищу, строго говоря, — это вкус. В исслед. языка методом точечного наложения веществ обнаружено, что ощущение соленого вызывается примерно с равной чувствительностью по боковым сторонам и на кончике языка, так же как и на задней части, кроме центра языка, где оно отсутствует. Ощущение кислого вызывается сильнее на боковых сторонах, Ощущение сладкого вкуса легче всего вызывается на кончике языка, а ощущение горького наиболее сильно на задней части языка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Вкусовая перцепция» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»