Дитя чел. — самое беспомощное по сравнению с детенышами всех остальных животных. Чтобы выжить, младенец должен научиться оценивать окружающую среду и делать о ней правильные заключения. Семья является первичной соц. средой ребенка, и он пытается найти свое место в ней. Каждый ребенок хочет быть связанным с др. людьми, быть значимым для них, считать их своими и считаться своим сначала в семье, а затем и в более широкой соц. среде. Восприятие детьми своего положения в семье помогает им оценивать себя и др. Эти оценки включаются в когнитивную карту, или стиль жизни, влияющий на жизненный путь чел. В учеб. целях, входящие в стиль жизни взгляды и убеждения человека можно классифицировать различным образом. Одна из схем подразделяет их на следующие категории: представления о себе (Я-концепция), идеальное Я (Я-идеал), Weltbild (образ мира) и личная этическая позиция. Несоответствие этих элементов друг другу может вызвать чувство неполноценности. Напр., чел., придерживающийся убеждения «чтобы занять подобающее положение, мне следует быть первым» (Я-идеал) и одновременно говорящий себе «увы, я — второй» (Я-концепция), будет чувствовать себя неполноценным. Эти взгляды и убеждения, первичное чувство неполноценности, являющееся следствием младенческой беспомощности, и вторичное чувство неполноценности, порожденное несоответствием различных взглядов и убеждений, формируют стиль жизни конкретного человека. Хотя большинство таких взглядов и убеждений являются бессознательными (по Адлеру, не находятся в центре сознания), поведение чел. тем не менее, в целом соответствует им. Так, в рамках одного и того же жизненного стиля чел. может преуспеть в жизни, если его что-то или кто-то вдохновляет, и оказаться ни на что не годным, если он теряет веру в себя. Эмоции, будучи поведением, имеют свое назначение. Они вызываются для того, чтобы люди продвигались по направлению к своим целям. Люди являются создателями, а не жертвами собственных эмоций. Эмоции в теории Адлера, как и в РЭТ, имеют когнитивную основу. Чувство неполноценности является нормальным в том смысле, что всем людям знакомо ощущение, будто они не достигли чего-то нужного. Когда люди ведут себя так, как если бы они были хуже других, развивают симптомы, действуют, как больные, или отреагируют подавленные импульсы и желания, они демонстрируют комплекс неполноценности — термин, охватывающий все, что обычно называют «психопатологией» и что адлерианцы именуют «обескураженностью». Т. к. овладение окружающей средой является жизненно важным, чел. создает стиль жизни, приближающий его к достижению этой цели. Главные цели жизненного стиля — понимать, предсказывать и контролировать жизнь и себя. Жизнь призывает людей найти решение трех задач. Первая — работа, к-рая для детей и мн. взрослых предполагает еще и учебу. Работа включает такие подзадачи, как профессиональный выбор, профессиональная подготовка и исполнение профессиональных обязательств; использование свободного времени, и, наконец, отход от дел и/ или уход на пенсию. Вторая — соц. задача, включающая две подзадачи: подзадачу принадлежности к соц. группе (организации, общине и т. д.) и подзадачу, к-рую Э. Берн включил в название своей книги «Игры, в которые играют люди» (Games people play). Третья задача, как указывал Адлер, основана на том, что челов. род делится на два пола и каждый должен как-то вести себя по отношению к др. полу. Адлер не одобрял термин «противоположный пол», ибо, являясь сторонником равенства полов, считал, что он может ассоциироваться с соперничающими отношениями между полами. Подзадачи этой группы сосредоточены на определении половой роли и полоролевой идентификации, прохождении фаз сексуального развития (напр., пубертата, менопаузы), ухаживании, любви, браке, совместной жизни и, для нек-рых, на разводе. Сталкиваясь с жизненными задачами, люди занимают три позиции: «да», «да, но» (это звучит в адлерианской литературе как «если только») и «нет». Люди, реагирующие на задачи жизни с установкой «да», демонстрируют соц. интерес, или Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности). Эта утвердительная реакция не подразумевает пассивного приспособления к жизни. А. п., будучи нормативной психологией, требует от людей, чтобы те брали на себя личное обязательство производить изменения в об-ве, когда последнее не оправдывает ожиданий. Соц. интерес — это конструкт, включающий такие характеристики, как приверженность жизни, соц. кооперация, содействие общему благосостоянию и соц. помощь. Люди, демонстрирующие соц. интерес, встречают жизнь смело, уверенно и с оптимизмом. Степень проявляемого соц. интереса служит показателем психич. здоровья, или нормальности. Люди, отвечающие «да, но», признают необходимость решения жизненных задач, но вместе с тем всегда готовы «по тревоге» защитить себя, свою репутацию и самооценку. Они отвечают «да» жизненным задачам, «но» не могут разрешить их прямым методом решения проблем. Люди, постоянно пользующиеся формулой «да, но», — это невротики: те, кто заявляет «да, но я болен» (или кому что-то постоянно мешает), относятся к категории психоневротиков, а те, кто провозглашает «да, я знаю, что проблема существует, но не обращаю на нее внимания» (т. е. поступают наперекор), составляют группу невротических характеров. Рассматриваемый т. о. невроз представляет собой попытку обескураженных людей выполнить жизненные задачи, избегая прямого решения проблем. Поступая так, невротики избегают субъективного провала или успеха, к-рые сделали бы их уязвимыми к угрозам собственному Я, самоуважению или занимаемому положению. Третья группа борется с жизненными задачами, поворачиваясь к ним спиной и говоря «нет» традиционным в их культуре задачам и их решениям. Этих людей относят к психотикам. Т. к. адлерианцы применяют модель психологии роста, люди с т. н. психопатологией рассматриваются скорее как обескураженные, потерявшие веру в себя, чем как психически больные.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теория личности» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»