Психолого-педагогическая культура командира корабельного подразделения
Кадры грамотных, высокоподготовленных и умелых руководителей нужны во всех областях человеческой деятельности. Но особую роль они играют в Вооруженных Силах, где вся система руководства снизу до верху основана на высоком центризме и единоначалии. Воинское единоначалие тем и характерно, что оно зиждется не только на строжайшей, четко обозначенной иерархии всех должностных категорий военнослужащих с безоговорочным подчинением младших категорий старшим по должности и званию, но и на распространении этой иерархии на повседневную, внеслужебную область жизни и быта военнослужащих. Командир-еди¬но¬на¬чальник несет полную ответственность за состояние вооружения и боевой техники, за организацию службы и воинскую дисциплину в подразделении, за специальную подготовку каждого подчиненного и отработку совместных действий в составе отделений, команд и подразделения. У него большие права и сложные обязанности в области социальной деятельности по формированию благоприятных для службы отношений и взаимоотношений среди подчиненных, созданию в подразделении необходимого морально-психоло¬ги¬ческого климата, по их воинскому воспитанию и профессиональному обучению. В ст. 87 Корабельного устава записано: «Командиры (начальники) несут ответственность за организацию и руководство воспитательной работой. Воспитание личного состава является приоритетным видом служебной деятельности каждого командира (начальника)» [36, с. 39]. Подчеркивая эту сугубо служебную составляющую служебной деятельности командира как воинского начальника, необходимо иметь в виду ее общественно-руководящую и педагогическую сторону. Как воинский начальник командир подразделения является представителем власти, наделенным соответствующими правами и обязанностями. В то же время он является и общественным организатором, и педагогом-воспитателем. Он воспитывает подчиненных не только тогда, когда руководит их деятельностью при выполнении ими служебных обязанностей, но и в повседневной, обыденной жизни. Он задает тон всей жизни подразделения, с него берут пример, к каждому его слову прислушиваются с повышенным вниманием, всем его поступкам придается особое значение. При этом важно подчеркнуть, что отделить друг от друга командные, воспитательные и организационные обязанности офицера практически невозможно. И, тем не менее, при очередной стажировке выпускников института в должности командира подразделения была сделана попытка определения по времени выполнения обязанностей командиром подразделения как руководителя боевой деятельностью подчиненных и как педагога-воспитателя. Исследование проводилось в процессе отработки подводной лодкой курсовых задач и в походе, при выполнении задач боевой службы. При отработке подводной лодкой курсовых задач в базе служебное время командира подразделения распределялось следующим образом: руководство личным составом подразделения при выполнении корабельного распорядка дня – 15%; выполнение суточного плана боевой подготовки в процессе общекорабельных мероприятий (осмотр и проворачивание оружия и технических средств, общекорабельные занятия, тренировки, об¬щие учения) – 36%; организация и личное проведение занятий, тренировок и частных учений – 25%; организация самоподготовки по изучению специальности и контроль за ее проведением – 10%1. В длительном плавании служебное время командира корабельного подразделения распределяется с учетом следующих основных особенностей: Во-первых, само понятие служебного и неслужебного времени на корабле в походе в высшей степени условно, так как фактически весь личный состав в любое время суток находится на службе. Даже во время отдыха моряки не могут выйти за рамки корабельных правил. Во-вторых, в походе изменяется характер преподавательской деятельности командира подразделения, так как он не только обучает подчиненных, а вместе с ними фактически управляет боевой техникой и оружием, обеспечивая заданную боеготовность. В походе изменяются формы и методы учебно-воспитательного процесса: основная роль принадлежит не занятиям и тренировкам, а повышению боевого мастерства путем совершенствования практической деятельности корабельных специалистов под руковод¬ством командиров подразделений. В этих условиях их педагогическая деятельность приобретает характер педагогов-наставников, обуча¬ю¬щих в основном личным примером, контролем и высокой требовательностью. С учетом этих особенностей распределение служебного времени командира корабельного подразделения как педагога приобретает следующие показатели: руководство личным составом по выполнению корабельного распорядка дня – 5%; выполнение суточного плана боевой подготовки – 15%; обучение подчиненных в процессе эксплуатации боевой техники и оружия – 75%; организация самоподготовки по совершенствованию боевого мастерства – 5%. Таким образом, проведенным исследованием подтверждено установленное практическим путем положение о том, что командир подразделения как единоначальник в то же время является педагогом-воспитателем. Причем по мере усложнения боевой техники и оружия значение этой его обязанности постоянно возрастает. Поэтому в деятельности командира подразделения большое значение приобретает его педагогическая культура. Под педагогической культурой корабельного офицера понимается синтез психолого-педаго¬гического мышления, соответствующих знаний, умений и навыков, проявляющихся в конкретных действиях и поступках, на определенном уро¬вне эмоционально-волевой выразительности, которые во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами лич¬ности позволяют эффектив¬но решать учебно-воспита¬тельные задачи и руководить подчиненными в процессе служебной деятельности (рис. 77). Психолого-педагогическая культура определяет выполнение офицером своих служебных обязанностей в процессе командно-управленческой и учебно-воспитательной деятельности (рис. 78). Ее сущность заключается в формировании необходимых для каждого педагога знаний, умений и навыков, развитии педагогического мышления и морально-боевых командирских качеств личности. Она основывается на нравственности офицера, его воспитанности, умении контролировать себя, строить свое поведение в соответствии с нормами и правилами морали и воинских уставов. В концентрированном виде она проявляется в духовном облике офицера. Другими словами, психолого-педагогическая культура офицера является важнейшей составляющей частью внутренней психической основы, определяющей его духовность. Рассматривая психолого-педагогическую культуру через призму духовного облика, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях эта проблема приобрела решающее значение. Состояние духа войск, духовность воина – это альфа и омега всей учебно-вос¬питательной работы в Вооруженных Силах. Имеется в виду вся система воинского обучения и воспитания по формированию у лич¬ного состава морально-боевых личностных качеств. При таком понимании духовности она представляется производной от психической деятельности человека. Поэтому главное для офицера – разобраться, прежде всего, в основных особенностях своей внутренней психической реальности, являющейся «механизмом» усвоения лич¬ностью социального, духовного и исторического опыта, приложен¬ного к своей конкретной служебной деятельности. Но в то же время необходимо иметь в виду, что абсолютное признание решающего значения внутренней психической деятельности может привести к недооценке изначальной социальности человека в его природной обусловленности. Все дело в том, что сама природная обусловленность человека предполагает ориентацию не только на свой внутренний мир, но и на ту трансцендентную субстанцию, в которой он живет и трудится и которая воздействует на него всей мощью стихийного и целенаправленного воздействия. Имеется в виду широчайшая надстройка идеологических, философских, религиозных взглядов и трактовок современных событий и условий деятельности, которая обрушивается на человека средствами массовой информации и специально организованной учебно-воспитательной системой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психолого-педагогическая культура командира корабельного подразделения» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»