Психологические проблемы управления психическими состояниями в бою можно разделить на три группы
1) организационно-технические – психологические проблемы в системе «человек–техника»; психологического отбора моряков по их предназначению; психологической совместимости членов корабельного коллектива в процессе управления оружием; надежности подразделений корабля в бою, т. е. в эту группу входят проблемы воздействия техники на психику человека, от которых зависит образование психических состояний, их протекание и влияние на степень усталости военнослужащих; 2) комплектования и доукомплектования корабля в ходе боевых действий – определение критериев сформированности взглядов и уровня коллективистских качеств у вновь прибывших моряков. Социально-психологическая информация о пополнении позволит офицеру спрогнозировать их поведение в опасной ситуации, степень выносливости и выдержки, наличие психических состояний; 3) внутриколлективные отношения – проблемы психологической совместимости, самоутверждения моряков, коллективной боевой активности, распространения и борьбы с упадническими слухами и др. В этой группе проблем особо важное место занимает проблема психологической совместимости в подразделении. Практика боевой подготовки показывает, что при ее отсутствии, даже в случае отличной профессиональной подготовки отдельных членов коллектива, эффективная совместная боевая деятельность не получается. Очень важной проблемой в управлении психическими состояниями воинов является проблема предупреждения возникновения отрицательных психических состояний в боевой обстановке. Здесь необходимо работать по четырем основным направлениям: 1. Воспитательная работа – проведение 10–30-минутных информаций и бесед; подготовка и выпуск боевых листков, пропагандирующих боевой опыт, бесстрашие отдельных членов коллектива; радиопередачи о лучших моряках, о положении дел на фронте и в тылу и т. д. 2. Боевая работа – формирование боевого мастерства личного состава подразделения в процессе тренировок и отработки учебно-боевых задач. 3. Психологическая подготовка – включает следующие эле¬менты: профилактику и снижение нервно-психических нагрузок; сокращение продолжительности протекающих психологических реакций и устранение возможных негативных последствий; выявление социально-психологических особенностей подчи¬ненных, определение лиц с нервно-психической неустойчивостью и патологическими особенностями, ярко выраженными нервно-пси¬хическими расстройствами; предупреждение чрезмерного эмоционального и нервно-пси¬хи¬ческого расстройства. 4. Организационно-административное – анализ личных дел пополнения. Отрицательные психические явления (тревога, апатия, неуверенность, страх, фрустрация) оказывают негативное воздействие на поведение и деятельность: затрудняют процессы мышления по восприятию и оценке опасной ситуации, тормозят принятие решения, сковывают практические действия. Командир подразделения, как и любой другой человек, не подготовленный в процессе обучения и воспитания к преодолению возникающих трудностей. Воздействию психогенных факторов, характерных для боевой обстановки, может быть на длительное время выведен из строя.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологические проблемы управления психическими состояниями в бою можно разделить на три группы» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»