Методика профилактики суицидальных явлений в подразделении
Мы говорим о том, что командир подразделения дает 100% вперед психологу. И это действительно так. Лучше командира подразделения никто его подчиненных не знает. Но когда речь идет о глубоко личностных внутренних свойствах и отношениях человека тут помощь психолога весьма кстати. Используя специальные жесты, он проведет психологическую и даже первичную клиническую психодиагностику, в процессе которой определяется наличие суицидогенных и антисуицидогенных факторов, по которым устанавливается наличие или отсутствие индивидуального суицидального риска. К суицидогенным факторам относятся: неустойчивость к пси¬хоэмоциональным нагрузкам, неадекватная самооценка, слабость личностной психологической защиты, снижение или утрата социальных ориентаций, наличие психической патологии, склонность к конфликтным решениям проблем, наличие суицидальных попыток в прошлом. Важную роль для оценки повышенного риска суицидального поведения среди контрактников рядового или старшинского состава могут играть мотивы поступления на службу: неожиданное изменение в характере предыдущей профессиональной деятельности; переезд на не престижную работу; резкое снижение должностного статуса; рассогласование между образовательным профилем и видом деятельности; малообъяснимое и в то же время настойчивое стремление к службе на корабле. К антисуицидогенным факторам личности относятся: наличие эмоциональной привязанности к близким, выраженное чувство долга, привычка к корабельной службе, удовлетворенность оплаты за профессиональное мастерство, наличие реальных планов служебной карьеры. Вместе с тем, необходимо учитывать, что большинство из перечисленных факторов весьма относительны, подвержены изменениям во времени, поэтому зафиксированная у конкретного лица предрасположенность к суицидальному поведению не может автоматически экстраполироваться на его будущее, а требует тщательного систематического контроля и наблюдения, в процессе которого командир подразделения обращает особое внимание на следующие проявления его психологических особенностей. 1. Интравертированность аутизация (уход в себя). Известно, что стремление иногда побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Это особенно заметно в длительных плаваниях, когда моряк просто не может уединиться, побыть наедине только со своими мыслями и чувствами. Понимая это, многие командиры кораблей при планировании походового распорядка выделяют специальное время, когда моряки могут отвлечься от повседневных дел, уединиться – даже просто полежать на своей койке в кубрике наедине со своими внутренними переживаниями. Моряк большую часть жизни проводит в отрыве от семьи. За период длительного плавания он успевает не только истосковаться по своей семье, но и многое передумать, переоценить прошлые события и факты своей семейной жизни. Нередки еще случаи, когда по различным причинам, а иногда и без причин, у отдельных моряков, особенно семейных, бывает, что оно достигает такой силы, которая подчиняет себе всю эмоциональную среду личности. Человек как бы замыкается в своих переживаниях, полностью «уходит в себя», стремится к уединению. А если учесть, что в перспективе экипажи кораблей будут комплектоваться только по контрактному набору, то нужно ожидать значительное увеличение корабельных специалистов, имеющих семьи. Хотя, конечно же, эта проблема касается не только женатых членов экипажа. Случается и так, что представив в своих переживаниях любимую девушку, моряк мысленно «хватается» за пистолет. Вот почему проблема замкнутости, стремление к уединению на корабле в длительных плаваниях должна привлекать к себе внимание командира корабельного подразделения, особенно в тех случаях, когда это становится препятствием, нарушающим прочный коммуникативный статус личности, и фактически свидетельствует о ее дезадаптпции в коллективе. 2. Депрессия – это эмоциональное состояние моряка, которое проявляется определенными симптомами: пониженное настроение, сочетающееся с интеллектуальной и моторной заторможенностью, гнетущей тоской с чувством безысходности, с тяжестями и болями в области сердца и желудка. Суицидальные мысли и тенденции говорят о крайней тяжести депрессии. Делая вывод о наличии у подчиненного индивидуального суицидального риска, командиру подразделения необходимо исходить из того, что сам фактор проявления депрессии еще недостаточен для этого. Необходимо правильно оценить действительную тяжесть депрессии, которая подразделяется из нескольких видов: Анестетическая депрессия этот вид проявляется в отсутствии у человека адекватной эмоциональной реакции на внешние раздражители. Тревожная депрессия – это преобладание тревоги над чувством тоски. Депрессия с бредом самообвинения развиваются идеи самообвинения, греховности и связи с ошибками и неправильными поступками в прошлом, которые невероятно гипертрофируются в период развития депрессии. Ажитированная депрессия – характеризуется возникновением тревоги и двигательного возбуждения, а не заторможенности, человек мечется, стонет (повторяя однообразно одни и те же выражения – вербигерация), осуждая себя за прошлые ошибки, требуя немедленной казни. Дисфорическая депрессия – раздражительность, брюзжание, чувство тоски и неудовольствия, вспышки беспричинной ярости, агрессии, чувство отвращения к жизни. Адинамическая депрессия астенизация, слабость, заторможенность, отсутствие побуждений и желаний. Слезливая депрессия преобладание слабодушия. Улыбающаяся (ироническая) депрессия несмотря на тяжесть состояния, на лице у человека появляется улыбка, он пытается иронизировать по поводу своего состояния, при этом часто могут быть суицидальные тенденции. 3. Эмоциональное возбуждение (агрессивность, вспышки раз¬дражительности, гнева, ярости и жестокости к окружающим). Нередко подобные явления оказываются выражением безысходности фрустрационных переживаний, призывом к помощи. Однако подобный призыв обычно дает прямо противоположный результат – неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Нередко в таком состоянии прибегают к угрозам. Любое высказанное стремление уйти их жизни должно всегда настораживать. Наиболее часто оно выражается словами: «Вы бу¬дете виноваты в моей смерти», «Я не хочу жить среди вас» и т. п. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях человек вместо внимания может добиться обратного эффекта со стороны ближайшего окружения, что, в свою очередь, еще больше усугубляет дезадаптацию. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить максимальную выдержку и терпение, оказать квалифицированную психологическую помощь. 4. Резкие перемены в привычном поведении. Неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек (интроверт) неожиданно для окружающих начнет много шутить, смеяться, болтать (ведет себя как экстраверт), стоит присмотреться к нему. Такая заметная перемена скорее свидетельствует о глубоко переживаемом внутреннем кризисе, который он пытается нивелировать под маской веселья и беззаботности. Раздача личных вещей окружающим. Некоторые личности, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои личные вещи в виде неожиданных подарков. Специалисты по суициду утверждают, что это является одним из признаков готовящегося самоубийства. В каждом таком случае рекомендуется серьезная беседа для выяснения его истинных намерений»1 и оказания ему психологической помощи. В содержательном плане она заключается, прежде всего, в усилении внимания к нему и, по возможности, устранение причин, вызывающих суицидальную реакцию. Важнейшим средством профилактики суицида является беседа командира подразделения. Задачи беседы: – снятие суицидогенных переживаний, в первую очередь, состояние безнадежности – фрустрации, негативной оценки будущего; – установление доверительных взаимоотношений сопережива¬ю¬щего партнерства; – ориентировка подчиненного на активизацию личностных резервных возможностей для выхода из трудного психологического состояния; – убеждение моряка в соблюдении конфиденциальности при обсуждении его личных и интимных проблем. Первый этап беседы должен быть ориентирован на формирование у подчиненного уверенности в том, что командир понимает его состояние и готов оказать ему поддержку в решении сложных проблем его служебной деятельности и трудных житейских ситуаций. Главная задача убедить подчиненного в искренности намерений командира, сочувствии к нему и готовности к взаимопониманию. Тем самым в какой-то степени можно добиться снижения эмоциональной напряженности и выйти на обмен мнениями в русле откровенного разговора. Все это способствует снижению остроты суицидальных переживаний. Второй этап беседы желательно направить на сбор дополнительной информации о личности подчиненного, о неизвестных командиру нюансах его взаимоотношений с девушками. Это может помочь выйти на причину появления суицидальных мыслей. Нельзя забывать, что именно в любовных связях часто скрывается основная причина суицида, особенно если речь идет о молодом матросе недавнего призыва на службу. На третьем этапе беседы командир подразделения выясняет особенности возникновения и развития критической ситуации, явившейся основой возникновения внутриличностного конфликта. Главное здесь – вылечить психотравмирующие события, подтолкнувшие моряка к мысли о суициде. Эти данные впоследствии могут быть использованы корабельным психологом при уточнении результатов псиоходиагностики. В то же время, представленные в спокойной беседе, они помогут командира вывести подчиненного из внезапно охватившего его скованного состояния безнадежности и безысходности. Раскрывая последовательность возникновения суицидальных мыслей, намерений, командир помогает подчиненному осознать за¬ново сложившуюся ситуацию с выходом из нее в процессе нормального продолжения его служебной деятельности. В процессе дальнейшей повседневной работы с подчиненным командир подразделения принимает меры в рамках своих служебных обязанностей по устранению или локализации объективных и субъективных факторов длительного плавания, создающих угрозу восстановления у конкретного подчиненного суицидальных устремлений. Но это работа требует у него особого внимания и такта. Он не должен показывать подчиненному, что по-прежнему обеспокоен возможностью восстановления у него суицидальной склон¬ности. А принимая меры по устранению воздействия суицидальных факторов, ему нельзя искусственно облегчать выполнение починенным его служебных обязанностей. Иначе принятые им меры, направленные на облегчение им службы подчиненному, могут обернуться обратным эффектом. Выполняя свои уставные обязанности по профилактике суицидальных явлений, командир подразделения взаимодействует с корабельным психологом, советуется с ним по каждому выявленному случаю, свидетельствующему о возможности возникновения суи¬цидальных взглядов и мнений среди подчиненных, оказывает ему помощь в организации и проведении специальных мероприятий (проведение бесед, осуществление психокоррекционной помо¬щи личному составу, применение возможных в условиях корабля специальных методик по аутогенной тренировке, поведенческой психотерапии, когнитивной психотерапии и т. п.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методика профилактики суицидальных явлений в подразделении» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»