ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психопедагогіка командира корабельного підрозділу

Работа командира по профилактике неуставных взаимоотношений в подразделении
Значение уставных взаимоотношений для любой воинской организации исключительно велико. Основанные на принципах единоначалия и строгой субординации, коллективизма и высокого гу¬манизма, они сплачивают воинов в единый боевой коллектив, повышают боеготовность частей и кораблей, создают необходимые условия для оперативного руководства в бою [15, с. 154]. На состояние воинской дисциплины во многом влияют взаимоотношения, сложившиеся среди личного состава корабля, части (подразделения). Отклонения взаимоотношений от уставных норм нередко приводили к серьезным нарушениям воинской дисциплины.
Работа командира по профилактике неуставных взаимоотношений в подразделении невозможна без анализа общего состояния воинской дисциплины. Эта работа проводится по следующей методике1.
Главная цель анализа – изучение обстановки непосредственно подразделений, определение, в какой мере состояние воинской дис¬циплины обеспечивает поддержание установленной боевой готовности, оценка способности должностных лиц обеспечивать надлежащий уровень правопорядка и воинской дисциплины и поддержание установленной боевой готовности, оценка способности должностных лиц обеспечить надлежащий уровень правопорядка и воинской дисциплины и готовности личного состава к выполнению задач боевого дежурства, караульной и дежурно-вахтенной служб.
Состояние воинской дисциплины и правопорядка оценивается:
 «удовлетворительно», если состояние воинской дисциплины и правопорядка обеспечивает поддержание назначенной боевой и мобилизационной готовности, качественное несение боевого дежурства (боевой службы), организованное проведение учебного процесса и других мероприятий в деятельности подразделений, отсутствуют случаи гибели военнослужащих в результате совершенных военнослужащими преступлений, произошедших по вине должностных лиц воинской части, установленной следствием или решением военного суда, а также отсутствуют факты сокрытия преступлений и происшествий;
 «неудовлетворительно», если не выполняются требования на оценку «удовлетворительно».
При оценке состояния воинской дисциплины и правопорядка учитываются:
 наличие преступлений и иных правонарушений, самоубийств военнослужащих, выполнение личным составом законов и общевоинских уставов;
 уровень воспитательной работы и морально-психоло¬гиче¬с¬кого состояния личного состава;
 состояние службы войск и материально-бытовые условия во¬еннослужащих.
В анализе воинской дисциплины рассматриваются:
 характер правонарушений и имеемые тенденции за отчетный период;
 обстоятельства и причины гибели, происшествий, преступле¬ний, грубых нарушений воинской дисциплины, конкретные нарушения в работе должностных лиц, которые этому способствовали;
 состояния организаторской работы по укреплению воинской дисциплины, качество выполнения мероприятий плана работы, приказов, директив командования и собственных решений по поддержанию правопорядка, эффективность принимаемых мер по ста¬билизации обстановки;
 морально-психологический климат воинского коллектива, фак¬торы, влияющие на настроение различных категорий военнослужащих, уровень и эффективность воспитательной работы по поддержанию правопорядка, организация психологического сопровождения военнослужащих на всех этапах службы;
 организация службы и ее влияние на поддержание уставного порядка, предупреждение происшествий, преступлений, нарушений воинской дисциплины;
 примерность кадрового состава в воинской дисциплине;
 состояние дисциплинарной практики, степень участия в ней должностных лиц.
В выводах анализа воинской дисциплины определяются:
 лучшие и худшие, подразделения по воинской дисциплине и правопорядку:
 от достигнутых результатов, тенденций правонарушений, прог¬ноза состояния воинской дисциплины вырабатывается комплекс по поддержанию правопорядка, распределенный по времени и между должностными лицами на следующий период;
 утверждается система контроля за реализаций намеченных решений;
 дается персональная оценка каждому должностному лицу по результатам его личной работы по укреплению воинской дисциплины. Работа должностных лиц по укреплению воинской дисциплины оценивается «удовлетворительно» либо «неудовлетворительно».
Критериями оценки эффективности работы должностных лиц по укреплению воинской дисциплины считаются:
 уровень исполнительской дисциплины, своевременность и качество исполнения приказов, директив, распоряжений вышестоя¬щих органов управления, командиров (начальников);
 динамика роста (уменьшения) правонарушений и причины совершения в подчиненных подразделениях происшествий, преступлений, гибели и травматизма личного состава;
 обеспечения устойчивой организации боевой подготовки и ее результативность;
 поддержание уставного внутреннего порядка в подчиненных подразделениях;
 объективность учета правонарушений;
 умение прогнозировать состояние воинской дисциплины и принимать действенные меры по предупреждению наиболее вероятных правонарушений;
 соблюдение законности и требований общевоинских уставов в повседневной деятельности.
По результатам анализа на корабле, в части ежемесячно издается приказ, в констатирующей части которого отражаются следу¬ю¬щие позиции:
 анализ реального состояния воинской дисциплины и правопорядка за рассматриваемый период;
 характер, причины, обстоятельства и условия совершенных правонарушений;
 прогноз на следующий месяц (квартал, полугодие) возможных факторов условий, которые могут негативно влиять на состояние правопорядка и воинской дисциплины;
 определяются лучшие и худшие по воинской дисциплине под¬разделения.
В приказной части:
 дается персональная оценка работы подчиненных должностных лиц по укреплению воинской дисциплины;
 ставятся конкретные задачи по укреплению воинской дисциплины должностным лицам, исходя из складывающейся обстановки и специфики решаемых задач на месяц (квартал, полугодие).
На основании анализа состояния воинской дисциплины, учитывая краткосрочный и долгосрочный прогноз состояния правопорядка, командир корабля, части, соединения объединения организует планирование работы на следующий месяц, где предусматриваются необходимые организационные, воспитательные, методические, кадровые и другие мероприятия.
Подведение итогов повседневной деятельности боевой подготовки, обеспечение воинской дисциплины и правопорядка, службы войск и безопасности военной службы проводится:
 в отделении (команде, группе, взводе) – соответствующим ко¬мандиром по окончании каждого занятия и ежедневно в конце дня;
 в ротах (на кораблях 4 ранга) и им равных подразделениях – еженедельно;
 в бригадах, полках, отдельных батальонах и дивизионах, кораблях 1 и 2 ранга, военно-учебных заведениях и им равных ежемесячно.
Отношения между военнослужащими отличаются строгой и четкой уставной регламентацией. Вместе с тем, они не оторваны, не изолированы от жизни нашего общества. Поскольку воинский коллектив вообще – это составная часть общественной организации, то и взаимоотношения в нем неразрывно связаны с теми экономическими, политическими, правовыми, нравственными, бытовыми и личностными отношениями, которые существуют в обществе.
Главная определяющая черта взаимоотношений в любом коллективе – высокая сознательность и личная ответственность за дела общества и государства, готовность к борьбе за общее дело. Эти отношения существенно влияют на повышение творческой активности и инициативы, развивают сотрудничество и взаимопомощь, создают здоровую моральную и психологическую атмосферу во всех звеньях общественной жизни, в труде и быту. В этом – сила коллектива, основа его высокой социальной сплоченности.
Взаимоотношения в воинском коллективе отражают наиболее общие нормы и правила нашего образа жизни, нашей гражданской морали, конкретизированные применительно к воинской жизни в требованиях уставов. В уставах изложены основные принципы общения между всеми категориями военнослужащих (между начальниками и подчиненными, между равными по воинскому званию, по занимаемой должности) в любых условиях службы, быта и отдыха.
Но уставные положения составляют лишь объективную основу формирования положительных взаимоотношений. Реализуются же они в конкретных условиях, которые могут оказывать положительное или отрицательное воздействие как на форму складывающихся отношений, так и на их содержание.
Кроме того, уставы не раскрывают всего многообразия внутренних психологических явлений, возникающих в результате служебного или бытового общения. Между тем именно они накладывают определенный отпечаток и на форму взаимоотношений, и особенно на поведение и деятельность личного состава. На практике уставные требования к взаимоотношениям претворяются конкретными людьми и в этом смысле они субъективны.
В жизни на уставные нормы и правила взаимоотношений оказывают влияние индивидуально-психологические особенности всту¬пающих в общение воинов, уровень их общего развития, образования, культуры. Особая роль здесь принадлежит основным чертам и свойствам личности характера, темперамента, эмоционально-воле¬вым качествам человека. Определенным образом воздействуют также индивидуальные чувства, настроения и состояния, особенно чувства симпатий или антипатий, возникающие в процессе общего труда, быта и отдыха. Конкретное содержание межличностных отношений на корабле во многом зависит от интересов, привычек, вкусов, наклонностей людей.
Отношения между людьми в любом коллективе, в воинском в том числе, могут развиваться самопроизвольно как результат общения в процессе служебной деятельности, совместного быта и отдыха. В этом случае они во многом будут зависеть от стихийного влияния конкретной обстановки и субъективных, социальных и индивидуально-психологических факторов. В то же время коллектив создает благоприятные условия для сознательного формирования отношений в нем. При этом определяющую роль играет система руководства коллективом и его органами, формы и методы воспитательной работы.
Конечно, определенная степень стихийности при формировании взаимоотношений всегда существует, но в конкретных коллективах она является величиной переменной зависящей от многих индивидуально-личностных и социальных факторов. Проявление этой стихийности в условиях воинской деятельности всегда может быть предельно ограничено четкими рамками уставной организации и системой воинского обучения и воспитания. Воинский коллектив вообще создает благоприятные условия для сознательного руководства всеми сторонами его жизни и деятельности. В его психологии всегда определяющая роль принадлежит сознательным факторам, в основе которых лежит осознание особой значимости практических целей и задач по защите государственных интересов. Высокая роль сознательной деятельности по формированию взаимоотношений в воинском коллективе объясняется также особыми требованиями к четкости его структуры, организации и руководства, а это требует высокой активности командиров, офи¬церов, воспитателей. В военной среде всегда имеется возможность не только учесть и поставить под контроль любые непроизвольные и непреднамеренные явления социальной жизни, но и прогнозировать тенденции, ведущие к их возникновению и предупреждению. Это особенно важно в работе по подготовке личного состава к действиям в боевой обстановке. Четкая уставная организация и умелое руководство служебным и бытовым общением создают необходимые для боя формы отношений между всеми воинами.
Большое влияние на состояние взаимоотношений в воинском коллективе оказывают условия его практической деятельности. Под их воздействием могут изменяться отдельные нормы и правила установившихся отношений, усиливаться или ослабляться одни из них, приобретать новые качества другие. В зависимости от этих условий возможны изменения в средствах и методах общения и даже в его конкретной форме и содержании.
Например, при отработке задач боевой подготовки в базе на корабле формируется определенный тип общения и отношений. Он обусловлен необходимостью занятий в кабинетах и на учебно-тренировочных станциях, практической подготовки на корабле, проведением мероприятий по поддержанию оружия и технических средств в заданной боеготовности, несением корабельной вахты и нарядов на берегу. Здесь экипаж действует как единое целое только при отработке общекорабельных задач. В остальное же время он распадается на отдельные группы воинов. В свободное от работ и занятий время общение между отдельными категориями личного состава почти прерывается.
В этих условиях на отношениях между моряками сказываются не только формы организации службы, утвердившиеся на корабле, но и порядки, характерные для соединения, других кораблей, частей и органов управления. Индивидуально-личностные особенности воинов, чаще отрицательные, вообще могут быть скрыты, незаметны.
Но вот корабль вышел в море. И характер общения меняется, возникают такие формы отношений, каких не было в базе. В связи с усилением взаимного влияния не только в служебное, но и во внеслужебное время большое значение приобретают индивидуальные качества.
Поскольку на корабле взаимоотношения не подвержены влиянию извне, они предельно изолированы и обладают большой самостоятельностью, можно считать, что в них выражена сущность всех личностных отношений вообще. Для моряка все то, что он делает на корабле, имеет смысл только тогда, когда конечный результат его деятельности способствует успеху плавания. Поэтому во взаимоотношениях как основном средстве взаимодействия на корабле выражаются все личностные отношения каждого члена эки¬пажа. Моряк не просто любит или не любит свою специальность, относится к своему заведованию рачительно или небрежно, соблюдает все требования дисциплины или нарушает их. Все эти отношения проявляются в контакте с другими членами экипажа, с ними он вынужден сотрудничать, помогать в их деятельности или мешать своим бездействием. В экипаже корабля нет и не может быть посторонних наблюдателей.
На корабле взаимоотношения формируются в особых условиях, отражающих основные особенности походной обстановки. Они способствуют:
 неукоснительному выполнению уставных положений о порядке подчиненности и беспрекословном выполнении приказа;
 повышению авторитета командира, распространению его влия¬ния на все стороны жизни и быта экипажа;
 сближению отношений между всеми категориями личного состава;
 укреплению дружбы и товарищеской взаимопомощи, глубокого доверия.
Низкая требовательность командиров и начальников нередко приводит к несоблюдению уставной формы взаимных обращений в служебном и бытовом общении, нарушениям распорядка дня и другим дисциплинарным проступкам.
Почему же на кораблях появляется возможность нарушения уставных норм во взаимоотношениях? Одна из причин – психологическая. В длительном плавании, когда командир и подчиненные постоянно находятся вместе, между ними может возникать очень доверительная и близкая форма общения. Командир вместе с подчиненными несет ходовую вахту, выполняет план боевой подготовки, обеспечивает готовность оружия и механизмов. Вместе с ними он проводит свой досуг. В этих условиях очень важно, чтобы соблюдались уставные требования. Значит, и командир, и подчиненный должны понимать, где они товарищи по совместно выполняемой работе, а где начальник и подчиненный. Если этого нет, то обращение друг к другу носит не просто неуставную форму – появляется неуставное содержание взаимоотношений.
Формирование уставных взаимоотношений дает наибольший эф¬фект, когда оно основывается на глубоком осознании общественной значимости тех задач, которые решает корабль. Это обстоятель¬ст¬во обусловливает связь в деятельности всего экипажа – матросов, старшин, мичманов и офицеров, начальников и подчиненных.
Решение кораблем сложных задач, тяжелая походная обстановка, длительность плавания в неблагоприятных климатических условиях могут явиться причинами различных упущений в службе, ослабления внимания к отдельным сторонам жизни и деятельности экипажа, некоторым уставным требованиям, что, как правило, отрицательно влияет на моральную и психологическую атмосферу коллектива, на взаимоотношения. Если против этих отрицательных тенденций не ведется настойчивой борьбы, они могут вызвать излишнюю напряженность, создать нервозную, нездоровую обстановку. Поэтому уставы обязывают командиров проявлять высокую требовательность к подчиненным, принимать все меры к наведению на корабле четкого уставного порядка в любых условиях плавания.
Высокая уставная требовательность командиров и начальников всегда должна сочетаться с глубоким уважением к подчиненным, заботой об удовлетворении их нужд и запросов. Спецификой всякого похода является определенная ограниченность в удовлетворении индивидуальных потребностей личного состава. И все же необходимо принять все меры к тому, чтобы в походе не происходило так называемого искусственного создания трудностей, чтобы на корабле были все условия для полного удовлетворения тех потребностей моряков, которые возможны в любой обстановке плавания.
В требовательности командира выражаются основные направления, по которым реализуются общественные требования к каждому воину. Поэтому требовательность должна быть одинаковой ко всем, она обязательно предполагает внимание и уважение к подчиненному. На этой основе между начальниками и подчиненными развивается такой особый вид взаимоотношений, который наилучшим образом обеспечивает оперативность руководства и играет существенную роль в повышении боевой готовности корабля.
В практике корабельной жизни командир добивается выполнения поставленных кораблю задач через всю систему воинской организации. Справедливая командирская требовательность ко всему личному составу пронизывает все сферы жизни экипажа, определяет все виды взаимоотношений. Высокая требовательность командиров и начальников оказывает существенное влияние на укрепление воинской дисциплины, организации службы и уставного порядка. Поведение личного состава на службе и в быту в этих условиях регламентируется не только уставами и приказами, но и требованиями дружного коллектива.
В любой воинской части взаимоотношения между воинами под¬разделяются на служебные и неслужебные. Служебные отношения формируются в процессе выполнения обязанностей по службе, неслужебные – в быту и во время отдыха. Оба вида этих отношений основаны на требованиях уставов. Поэтому четкой грани между ними нет. Вместе с тем, каждый из них имеет свои особые черты и свойства. Так, например, для служебных отношений особенно характерны приказная форма обращения друг к другу, четкость и лаконичность в разговорах, высокая личная ответственность за порученное дело. Отношения в быту, основываясь на уставной форме, больше подвержены влиянию индивидуально-лич¬но¬ст¬ных и социально-психологических факторов. Они регламентируют¬ся не только авторитетом власти, но и общими для всех людей мораль¬ными нормами поведения.
Походная обстановка способствует стиранию граней между служебными и неслужебными взаимоотношениями. Это происходит, во-первых, в силу сближения боевой и повседневной организации на корабле и, во-вторых, в связи с изменением понятия служебного и неслужебного времени. Сближение боевой и повседневной организации в период плавания происходит в интересах поддержания боеготовности. Более того, на многих кораблях расписания личного состава по боевым постам и местам отдыха совпадают. Так, к примеру, на подводных лодках весь экипаж расписывается по отсекам, в которых моряки не только несут ходовую вахту, обслуживают технику и оружие, выполняют мероприятия по борьбе за живучесть, но и нередко живут, отдыхают, питаются. Да и само понятие служебного и неслужебного времени в походе весьма относительно. Здесь по существу моряк всегда находится при исполнении служебных обязанностей или в постоянной готовности к немедленным боевым действиям. Эти объективные условия в значительной степени приближают взаимоотношения среди членов экипажа к требованиям боевой обстановки.
Походная обстановка сближает людей, способствует развитию дружбы и товарищества в коллективе. Но, вместе с тем, она может оказывать и противоположное воздействие. Многое зависит от того, как поставлена работа по формированию взаимоотношений. Там, где они строятся на принципах уважения, внимания, чуткости, заботы, взаимопомощи, преобладает здоровая, деловая атмосфера, дела идут успешно. Там же, где взаимоотношения строятся на принципах администрирования, бюрократического понимания порядка подчиненности, недоверия, неуважения, на всех действиях экипажа будет лежать печать настороженности, натянутости, формализма, безразличия. Когда работе по формированию взаимоотношений не придается должного внимания, среди некоторой части моряков могут возникать межличностные конфликты, что приводит к напряженности, нетерпимости в отношениях между людьми, склокам.
Большой вред коллективу могут принести беспринципность и круговая порука, которые иногда бытуют в неофициальных группах и компаниях. Это особенно характерно для групп, возникающих по принципу одинакового срока службы (так называемые груп¬пы «годков»), и группировок недисциплинированных матросов. В этих группах, как правило, взаимоотношения строятся на основе авторитета силы отдельных, зачастую недостаточно сознательных и недисциплинированных матросов. Вредную роль играет групповое давление, при котором огульно отрицаются любые, даже благородные стремления личности, если они не отвечают стихийной реакции группы. В отдельных случаях эти нездоровые отношения могут распространиться на весь коллектив. Тогда на корабле возникают неуставные формы общения, а в обращениях между матросами и даже между матросами и старшинами появляются несвойственный для воинской организации жаргон, различного рода клички, прозвища.
Нередко ухудшению взаимоотношений способствует предоставление отдельным матросам и старшинам последнего года службы не предусмотренных льгот и поблажек. Зачатки таких отношений могут возникать еще до выхода в море, при отработке задач боевой подготовки в базе. Уже в это время на некоторых кораблях матросов последнего года службы реже, чем других, назначают в наряд, они освобождаются от некоторых работ вне корабля, имеют больше свободного времени. Это негодная практика.
Когда корабль находится в базе, этот факт еще можно как-то объяснить: старослужащие матросы как наиболее опытные и грамотные специалисты больше задействованы на корабельной вахте, у работающих механизмов по обеспечению живучести и высокой боеготовности техники и оружия. Но вот корабль вышел в поход. Здесь каждый выполняет свои обязанности по вахте. Но, кроме того, нужно еще и бачковать, и работать на камбузе, и поддерживать уставной воинский порядок в корабельных помещениях. Все эти наряды должны распределяться равномерно. Однако некоторые матросы последнего года службы хотели бы и в походе сохранить за собой привилегии. Они пытаются переложить часть своих обязанностей на молодых матросов, что ведет к ухудшению взаимоотношений в экипаже. Все это может вызвать нарушения дисциплины, привести к конфликту между матросами различных сроков службы, что, в свою очередь, еще больше способствует их обособлению в замкнутые группировки. В этих условиях в подразделении может сложиться нездоровая обстановка, создающая предпосылки для нарушения порядка подчиненности, снижения уровня боеготовности коллектива. Отрицательное действие таких взаимоотношений обладает определенной устойчивостью. Для его преодоления затрачивается много сил и энергии личного состава и командования.
Подчеркивая, что на корабле все отношения среди личного состава строго регламентированы, нельзя отрицать и наличия в них сугубо личностных психологических явлений, так как общаются люди с различными индивидуально-психологическими особенностями. Поэтому в их взаимоотношениях, даже при самой глубокой регламентации всех форм и способов общения, возможно проявле¬ние стихийности. Полностью учесть и взять ее под контроль очень трудно. Но поставить надежную преграду на пути распространения ее отрицательного воздействия – вполне выполнимая задача. Она заключается в сознательной, целенаправленной деятельности по формированию взаимоотношений на основе уставных требований.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Работа командира по профилактике неуставных взаимоотношений в подразделении» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Інші моделі протоколів
Посередницькі, гарантійні, консультаційні та інформаційні послуги
Індекс прибутковості
Проектний контроль
Омоніми, омофони, оморфми і омографи


Категорія: Психопедагогіка командира корабельного підрозділу | Додав: koljan (16.01.2012)
Переглядів: 2068 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП