Речь – процесс общения между людьми, обмена мыслями посредством языка, слова. Речь возникла в процессе общественно-исторического развития человека одновременно с мышлением. В об¬щении также участвуют жесты и мимика, но, возникая на базе звукового языка, они играют ограниченную, вспомогательную роль. Обмен мыслями в процессе общения людей является жизненной потребностью. В нем участвуют две стороны – говорящий и слушающий. У каждого из них происходят вполне определенные, но, вместе с тем, различные процессы в рецепторах, мозгу, в эффекторах. Говорящий отбирает необходимые слова, связывает их в соответствии с правилами грамматики и произносит путем артикуляции речевых органов. Слушающий воспринимает речь и определенным образом понимает ее. При этом, для того чтобы общение состоялось несмотря на эти различия, оно всегда должно осуществляться на каком-то языке и подчиняться его законам. Эти законы представляют собой исторически сложившуюся систему общения. Язык создается и развивается с рождением и развитием общества, а речь является применением языка в процессе общения. При речевом общении происходит сообщение какой-либо информации и побуждение к каким-либо действиям, т. е. речь имеет две основные функции – сообщения и побуждения к действию, объединяющихся в единую коммуникативную функцию. Сообщение, в свою очередь, бывает двух видов – наименование (номинативная функция) и высказывание (предикативная функция). Таким образом, для выражения мысли недостаточно называния предметов или явлений, необходимо такое сочетание слов, в котором указывается предикат суждения. Физиологической основой речи являются временные связи, образующиеся в коре головного мозга в результате воздействия предметов и явлений окружающей действительности и слов, которыми эти предметы и явления обозначаются. Эти связи образуются при многократном сочетании определенных слов с восприятием определенных предметов и явлений. Только таким путем слово приобретает смысловое и предметное значение. Между словами также образуются временные связи, которые являются системами реакций, соответствующим различным грамматическим формам и выражаются в привычных словосочетаниях и конструкциях фраз. Основой, материальной единицей речи служит речевой звук. Как и любой сложный звук, речевой может быть разложен на составляющие простые звуки – основной звук и дополнительные простые звуки (обертоны). Если посмотреть на графическое изображение речевого звука (звуковой спектр – рис. 30), то можно заметить, что обертоны находятся в гармоническом отношении к основному тону, поэтому их называют гармониками. В составе каждого спектра есть несколько гармоник, имеющих наибольшие амплитуды. Они называются формантами речевого звука и отличают один звук речи от другого, т. е. каждый звук речи обладает своими формантами, которые и воспринимаются как характерный для данного речевого звука тембр. Выделение формантных признаков речевого звука является необходимым условием различения и узнавания слова. Кроме того, в речевом звуке появляются различия, связанные с его положением в слове (позиционные различия в тембре). В русском языке такое тембровое различие не играет никакой роли в различении слов, но, например, во французском языке открытость и закрытость звука является признаком, по которому различаются слова. Признаки звука, по которым происходит различение слов, называются фонематическими, а сам звук в составе только этих признаков – фонемой.
Рис. 30. Звуковой спектр произнесения «а»
Фонема входит в состав более сложного образования – в слог, который является произносительной единицей речи. Слог воспринимается по подъему и падению громкости, поэтому он не смешивается с фонемами, воспринимающимися по тембру. Из слогов составляются звукосочетания, образующие слово. Слова, как правило, составляются в предложения, которые высказывают относительно законченную мысль. Слова в предложении произносятся неравномерно и неодинаково. В зависимости от места и значения они в звуковом отношении перестраиваются. Звуковая система предложения называется звуковой интонацией и содержит все признаки сложного звука: изменения основного тона, громкости, тембра и длительности. Кроме того, в ней появляются перерывы звучания – паузы. В результате этих звуковых изменений происходит выделение некоторых слов и ослабление остальных, в результате чего звуковой состав сложной фразы разбивается на группы – синтагмы. Интонационные изменения составляют основу логического ударения. Если в предложении перенести ударение с одного слова на другое, зачастую можно изменить его смысл, т. е. при переносе логического ударения высказывается уже другое суждение. Основную роль при анализе и синтезе звуковых изменений в процессе восприятия речи играет то, что слова обладают предметным значением, т. е. в широком смысле слова обозначают тот или иной предмет. Анализ и синтез материальных языковых средств (т. е. разнообразия комбинаций речевых звуков и их признаков) является задачей восприятия речи, а понимание речи – это анализ и синтез элементов мысли (фиксированных посредством языка понятий и суждений, отражающих предметное отношение действительности). Оба этих процесса взаимообусловлены: понимание речи невозможно без восприятия ее материальных средств, а в основе восприятия лежит понимание предметных значений слов. Речь на незнакомом языке не только непонятна, но и плохо воспринимаема. Любой язык состоит из трех составных частей, соотношение которых составляет его общую систему: звуковая (фонетическая), словарная (лексическая) и грамматическая. Усвоение языка заключается в овладении его системой. Человек может усвоить систему языка бессознательно. Это объясняется тем, что в процессе речи внимание сосредоточено на предметных значениях высказываний, а не на материальных языковых средствах, организующих это высказывание. При этом образуется устойчивая постоянная система, одно звено которой без специальных усилий вызывает другие звенья. Однако для офицера более важен сознательный уровень овладения языковой системой. Для правильного произношения и написания необходимо иметь понятие о формах слова, знать основные правила их написания. Речь является важнейшим условием и компонентом любой человеческой деятельности. Она обеспечивает взаимодействие участников деятельности, согласование их замыслов и усилий. Высокая роль речи в воинской деятельности обусловлена коллективным характером этой деятельности. Успех современного морского боя в значительной степени зависит от согласованности действий всех членов экипажа. От четкого взаимодействия всех кораблей соединения зависит успех проводимой операции. Условия и характер деятельности определяют содержание, словарный запас речи и особенности речевых образований. Не исключением является и воинская деятельность. Кроме вида деятельности на особенности речи оказывают существенное влияние особенности и своеобразие профессионального мышления, определяющие ее содержание, понятийный состав и направленность. Речь военного специалиста имеет также отличия, связанные с унитарным характером построения воинской организации, жесткой организационной структурой любого воинского подразделения. В ходе боевой подготовки, в процессе обучения и воспитания подчиненных офицер может успешно выполнять свои обязанности только в том случае, если он свободно владеет аппаратом речи. Особенным своеобразием по отношению к речи педагога, воспитателя и т. п. (а эти функции обязательно присутствуют в деятельности любого офицера) обладает командная речь – речь приказа, распоряжения, указания. Ее основными характеристиками являются краткость и сжатость. Команда должна быть энергичной и бодрой, короткой, четкой и понятной. Она сопровождается уверенностью в правильности приказания и не допускает двойственного толкования. Целенаправленность речи во многом определяет набор слов, состав предложений и, особенно, интонацию. Лексические и грамматические особенности языка не определяют характер речевого воздействия. Одни и те же слова могут использоваться в различных речевых воздействиях. Из грамма¬тических форм определенную роль играет наклонение (напри¬мер, повелительное). Но основную роль в определении характера речевого воздействия играет интонация, поскольку именно она определяет оттенки эмоционального и волевого воздействия речи. В зависимости от анализаторов, играющих ведущую роль в речи, различают два ее вида: внешняя и внутренняя (рис. 31). Все эти виды находятся в тесном взаимодействии. На слух хорошо воспринимаются те слова, которые предварительно произносились объектом устной речи. И устная, и письменная речь тесно связана с ее слуховым восприятием, который невозможен без предварительного произнесения слов вслух или про себя.
Рис. 31. Виды речи [24, с. 102]
Устная речь произносится вслух и может восприниматься только в момент ее передачи. Она характеризуется рядом особенностей: 1. Произнесение слов и предложений должно происходить в определенной последовательности. Для того чтобы получилось слово, речевой звук должен через десятые доли секунды быть сменен новым звуком. Чрезмерное увеличение длительности части слова, перерыв или задержка в его произнесении являются недостатком речи, затрудняющем ее слушание и восприятие. 2. Для произнесения предложения необходим предварительный синтез его конструкции. Поэтому требуется предварительное упреждение того, что будет в дальнейшем произнесено вслух. Такое упреждение обеспечивается стереотипностью и частотой повторяемости способов согласования слов и управления ими в предложении. Определенная форма упреждения требуется и для связи предложений. Причем словесный синтез, определяющий связность речи, должен происходить в сравнительно короткое время для соблюдения принятого ритма. В процессе беседы устная речь не бывает полностью развернутой, так как при этом многое не выражается, а подразумевается как ясное из того, что было сказано раньше, происходило или происходит вокруг. Вместо законченных предложений часто произносятся только отдельные слова, заменяющие целые фразы. Однако во многих случаях требуется развернутое и связное изложение (например, в докладе или лекции). В отличие от беседы, протекающей в форме диалога, такая речь носит характер монолога и требует предварительной подготовки. Суть подготовки заключается в ее неоднократном проговаривании про себя (полностью или частично), переработке плана, подбора необходимых слов и предложений. Для лучшей подготовки необходима письменная фиксация речи, а иногда и письменный ее конспект. Предварительная подготовка существенно влияет на ход мысли. Зачастую предварительные наброски и заготовки значительно изменяются после их письменной фиксации. При развитии устной речи необходимо помнить, что в речевой области легко образуются прочные связи, обуславливающие неправильное произношение слов, шаб¬лонные стандартные словообороты, употребление «слов-паразитов» и т. п. Поэтому требуется постоянный контроль над речью обучаемого, систематическое и неуклонное исправление всех допускаемых ошибок. С этой же целью необходим и обязательный самоконтроль офицера за своей речью. Письменная речь может проявляться в трех видах – чтение про себя, чтение вслух и составление текста (во всех этих видах существенную роль играет письменное обозначение речи). При этом пересказ текста, составление плана речи, выделение главных мыслей и т. п. является средствами развития не только письменной, но и устной речи. Процесс письменной речи характерен осуществлением перехода от одного вида речи к другому. В процессе чтения вырабатывается переход от видимого слова к произносимому и слышимому. В процессе письма происходит обратный переход. Субъекты устной речи различают каждый из ее звуков, но при этом не отдают себе полного отчета в звуковом составе слова. При записи же слов необходим сознательный анализ звукового состава слова и отделение одного слова от другого. Письмо требует более высокого уровня анализа речи, поэтому оно играет большую роль в подготовке устного монолога (доклада, лекции и т. п.). Высшей формой письменной речи является умение излагать свои мысли связно и последовательно. Для составления связного текста необходим очень точный отбор слов, рассчитанный на понимание определенной группой читателей. Не менее важна для этого структура предложения: последовательность слов, обеспечивающая логическое ударение во фразе; наличие придаточных предложений, обилие которых затрудняет чтение; нагромождение слов одной грамматической формы и т. п. Кроме этого необходимо соблюдать логическую связь между содержащимися в предложении мыслями. Все это обеспечивается не только богатым активным словарем и высокой степенью владения грамматикой языка, но и хорошим знанием излагаемого предмета. Важную роль в отборе письменной речи играет понимание текста читателем. Она обусловлена тем, что через текст читатель должен получить именно ту мысль, которую намерен передать автор, поскольку в отличие от читающего он представляет описываемую ситуацию независимо от отбираемых слов. Внутренняя речь (речь про себя) является материальной оболочкой мысли в процессе обдумывания какого-либо вопроса, когда мысль еще не высказывается вслух. Для нее характерно проговаривание про себя только отрывков того, что произносится при устной речи. При этом мысль может быть высказана одним словом или кратким словосочетанием, произнесенным про себя, что обеспечивается прочной ассоциативной связью данного словообразования с развернутым высказыванием. Офицер должен сам владеть аппаратом речи и следить за тем, чтобы его подчиненные умело пользовались речью. С этой целью необходимо в процессе боевой учебы следить за пополнением словарного запаса моряков военнно-техническими и уставными терминами. Приучать их пользоваться этими словами, предоставлять возможность высказывать свое мнение, конспектировать учебный материал, излагать свои знания письменно. Нельзя также забывать, что офицер является примером для подчиненного личного состава, поэтому нужен строгий самоконтроль за правильностью и информативностью собственной речи, отсутствием в ней «слов-пара¬зитов».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Речь» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»