Память – является формой психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. При воздействии на органы чувств предметов и явлений окружающей действительности в коре головного мозга происходит образование временных связей, способных в дальнейшем восстанавливаться (актуализироваться). Этот процесс называется запоминанием (запечатлением) и является физиологической основой воспроизведения (припоминания). В отличие от восприятия, при воспроизведении воспринятые ранее образы, а так¬же связанные с ними чувства, мысли и действия в определенных условиях проявляются вновь, без воздействия на органы чувств вызвавших их предметов и явлений. Прежние связи могут актуализироваться и тогда, когда соответствующие раздражители вновь действуют на человека, – процесс узнавания. Запоминание, воспроизведение и узнавание представляют собой процессы памяти – отражения того, что раньше воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Предметы и явления окружающей действительности воспринимаются человеком не изолированно друг от друга, соответственно, и запоминаются они в связи друг с другом. Под влиянием этих объективных зависимостей в коре мозга возникают временные связи, которые служат физиологической основой запоминания и воспроизведения (ассоциации). Ассоциации по смежности в пространстве и во времени отражают пространственно-временные отношения предметов и явлений, ассоциации по сходству – их похожесть, ассоциации по контрасту – противоположность. Наряду с этими ассоциациями существуют и другие, обусловленные более сложными связями между объектами (например, причинно-след¬ст¬венные связи). Отличительной чертой человеческой памяти является то, что в процессах памяти участвует речь, вторая нервная система. Слово превращает их в сложную целенаправленную деятельность, включающую в себя различные мыслительные операции (сравнение, классификацию, обобщение). Как и все психические явления, запоминание, воспроизведение и узнавание неразрывно связаны с особенностями личности человека, в значительной мере зависят от его потребностей и интересов, склонностей и привычек, жизненных ценностей и т. п. Запоминание происходит в процессе ощущений и восприятий. Его первоначальной формой является непроизвольное (непреднамеренное) запоминание – простое запечатление последствий какого-то воздействия без заранее поставленной цели и без использования специальных приемов, помогающих этому процессу. Человек непроизвольно запоминает многое из окружающей действительности (предметы и явления, действия и поступки людей и т. п.), при этом существует определенная избирательность – то, что имеет жизненно важное значение, запоминается лучше. Произвольное запоминание – особая сложная умственная деятельность, подчиненная задаче запомнить и состоящая из разнообразных действий, направленных на лучшее достижение этой цели. Одним из таких приемов является заучивание – многократное повторение учебного материала до его полного и безошибочного запоминания. Выполнение задачи запомнить при прочих равных условиях делает произвольное запоминание заметно продуктивнее непроизвольного. Без такой задачи многое из многократно воспринимаемого в жизни не запоминается. Например, человек чаще всего не может воспроизвести характерные признаки окружающих его и систематически воспринимаемых предметов, если предварительно не поставил перед собой эту цель. На запоминание и последующее воспроизведение большое влияние оказывает постановка частных, специальных задач (запомнить основные, главные мысли; последовательность фактов; общие при¬знаки и т. п.). Большую роль также играет направленность на проч¬ность запоминания. Опыт показывает, что при наличии соответствующей установки в процессе обучения, в случае неожиданной проверки материал, запоминавшийся «на короткое время» (напри¬мер, у недобросовестных слушателей перед экзаменом), воспроизводится хуже, чем то, что запоминалось «надолго». Поэтому в процессе обучения желательно правильно ставить задачи запоминания и указывать, с какой полнотой и прочностью необходимо запомнить данный материал. Таким образом, для лучшего запоминания необходимо не просто поставить задачу – запомнить какой-либо материал, а так организовать деятельность обучаемых, чтобы этот материал был непосредственным объектом активной и самостоятельной деятельности. Различают осмысленное и механическое запоминание. Первое основывается на понимании, осмыслении изучаемого материала и имеет огромное превосходство перед вторым. При этом человек как бы наводит порядок в изучаемом материале, делая его более удобным для запоминания и воспроизведения (рис. 23). Умение пользоваться при обучении такими приемами характеризует степень развития у человека логической памяти, присущей высокоразвитому и организованному уму. Механическое (неосмысленное) запоминание основывается на единичных временных связях, отража¬ю¬щих преимущественно внешнюю последовательность явлений. В отличие от него в основе осмысленного запоминания лежат смысловые связи, которые обобщены и систематизированы при помощи слов и являются ассоциациями. Чем более разнообразны и систематизированы образованные прошлым опытом связи, тем более прочно и быстро происходит запоминание. Поэтому в процессе обучения, как правило, не рекомендуется механическое заучивание. Изучаемый материал сначала должен быть понят и лишь после этого можно при необходимости переходить к дословному запоминанию. Важно учитывать, что кроме прошлого опыта прочной опорой процессов памяти служат ранее приобретенные знания. Материал, предназначенный для запоминания, надо включать в уже имеющуюся систему знаний, отмечая при этом сходство и различие с уже известным (в противном случае, сходный по содержанию материал будет сливаться с ранее усвоенным, и воспроизведение будет не точным). Осмысленному запоминанию также во многих случаях помогают наглядные средства, иллюстрирующие связи и отношения между предметами и явлениями. Иногда для лучшего запоминания используются искусственные ассоциации различной сложности. Например, при изучении правил рейдовой службы, световые сигналы часто заучиваются как фразы («заходи брат, заходи»), обозначающие комбинацию огней (зеленый, белый, зеленый). Но при этом необходимо помнить, что чрезмерное усложнение приемов ведет к подмене осмысленного запоминания механическим. Опорой быстрого и прочного запоминания служат осмысленные ассоциации, отражающие наиболее существенные связи предметов и явлений. Само по себе понимание не приводит к точному и прочному запоминанию. Успех чаще всего достигается путем многократно повторяемого в течение определенного времени восприятия материала. Если механическое заучивание является результатом непонимания, то повторение, основанное на понимании, закрепляет за¬по¬минание и позволяют лучше разобраться в учебном материале. При повторении запоминаемый материал сравнивается со сходным и противопоставляется ему, что приводит к большему дифференцированию временных связей. Одновременно может происходить образование новых временных связей, благодаря чему запоминание становится более осмысленным. Но результативность, в конечном счете, определяется методикой подачи учебного материала, тем, как педагог рассчитал периодичность его изучения, ритм изложения, распределяя временные перерывы, определяя использование новых раздражителей и т. п. В противном случае, из-за монотонного повторения подряд одного и того же материала в нервных клетках возникает торможение. Успех повторений определяется не столько их количеством, сколько качеством. Разнообразие повторений позволяет создавать новые комбинации образованных и образующихся временных связей. Сравнение нового и старого материалов, их классификация и обобщение позволяет выделять черты сходства и различия, что делает запоминание более точным. Варьирование и сочетание способов восприятия (зрительного, слухового, двигательного) делает процессы памяти более гибкими и интересными так же, как и постановка перед обучаемыми специальных задач – не просто повторять материал, а привести новые примеры, составить схемы, таблицы. Эффективным также является воспроизведение учебного материала еще до того, когда он выучен (поскольку этот процесс более активен, чем чтение, он требует более действенного состояния коры головного мозга, что облегчает образование и дифференцирование временных связей). Очень важна при повторении роль самоконтроля – повторные воспроизведения обладают меньшей устойчивостью, чем первые, поэтому необходимо отслеживать ошибки и исправлять их при последующем воспроизведении. Не менее важно правильное распределение повторений во времени. Постоянное повторение дает значительно меньший эффект, чем его распределение на несколько дней. Конечно, это достаточно индивидуально, поэтому преподаватель должен правильно подобрать временной интервал между повторениями – слишком большой или слишком маленький не дадут необходимого эффекта. Это объясняется тем, что при высокой концентрации повторений в коре головного мозга возникает защитное торможение, усиливающееся при усилении концентрации. И, наоборот, распределенное заучивание создает благоприятные условия для образования стойкой дифференцированности связей. Это относится не только к пер¬вичному заучиванию, но и к последующим повторениям материала (например, при подготовке к экзаменам). В зависимости от количества и качества запоминаемого материала при одном и том же количестве повторений результат будет различен. Установлено, что по мере увеличения объема учебного материала время, необходимое для его запоминания, увеличивается не прямо пропорционально, а значительно больше. Это объясняется нарастающим торможением нервных клеток в результате продолжительной работы. При этом продуктивность запоминания наглядно-образного и словесного материала различна – зрительные образы предметов запоминаются и сохраняются лучше, чем зрительные и слуховые образы слов. Критерием прочности запоминания является воспроизведение при отсутствии объектов. Оно может быть прямым, непосредственным (без ясно осознаваемых промежуточных ассоциаций) и непрямым, опосредствованным (при участии промежуточных ассо¬циаций). Например, хорошо известная азбука Морзе обычно вспоминается сигнальщиком без промежуточных ассоциаций. А воспроизведение вахтенным офицером правил уклонения от оружия противника (на первых этапах отработки) нередко опирается на промежуточные ассоциации (припоминание иллюстрирующих при¬меров, способов и т. п.). Если воспроизведение осуществляется без преднамеренно поставленной цели, оно называется непреднамеренным; если оно вызывается прямо поставленной задачей – преднамеренным. В этом случае воспроизведение является избирательным: в одном случае надо вспомнить определенный алгоритм, в другом – к какому классу кораблей относится цель; в одних случаях необходимо дословное воспроизведение, в других – своими словами и т. д. Причем избирательность в значительной мере зависит от личностных качеств человека – воспроизведение одних и тех же событий разными люди различается в зависимости от их жизненного опыта. Воспроизведение видоизменяется и перестраивается в соответствии с задачами деятельности, интересами человека, его эмоционального состояния, особенностей личности. Необходимо отметить, что задача должна быть поставлена пра¬вильно и корректно – иначе человек может пойти по неправильному пути и не вспомнить нужное. Припоминание также затрудняется при утомлении, страхе, волнении и неуверенности в себе. Характерной особенностью воспроизведения является перестройка (реконструкция) воспроизводимого материала. Это может заключаться в нарушении последовательности, в которой происходило восприятие; в передаче подлинника в обобщенном или схематизированном виде; в его излишней конкретизации и детализации; в прямом искажении. Основными причинами перестройки воспроизводимого материала являются: образование новых временных связей под влиянием опыта, приобретенного после запоминания данного материала; доминирование тех или иных раздражителей в зависимости от особенностей личности или под влиянием различных задач деятельности; широкая первичная генерализация раздражителей при первоначальном поверхностном восприятии. Более простым, чем воспроизведение, является процесс узнавания. Оно может быть разной степени определенности и быстроты в зависимости от сходства новых и старых раздражителей и прочности запоминания. При значительном совпадении и достаточной прочности узнавание происходит практически мгновенно, при недостаточном – превращается в относительно длительный процесс припоминания (вначале возникает только чувство знакомости). Узнавание не может быть надежным критерием прочности запоминания. Если воспринимаемый впервые предмет имеет схожие черты с чем-то уже знакомым, то может возникнуть чувство знакомости, которое в данном случае является ложным узнаванием. Наряду с этим может произойти и утрата узнавания. При некоторых заболеваниях она может носить длительный характер (например, агнозия при травме головного мозга). Кратковременная потеря узнаваемости вызывается временным торможением необходимых для этого связей. Результатом воспроизведения являются представления (зрительные, слуховые и др.) – воспроизведенные образы предметов и явлений, полученные в процессе их восприятия. Они возникают ассоциативно под влиянием действующих в данный момент непосредственных (предметных) или словесных раздражителей. Их физиологической основой служит работа обоих сигнальных нервных систем. Поскольку восприятие происходит при взаимодействии различных анализаторов, то и представления различных видов (зрительные, слуховые и т. д.) сочетаются друг с другом. Например, представление о внешнем виде знакомого человека сочетаются с представлением о его голосе, походке и т. п. Представления могут возникать непреднамеренно (непроизвольно) и преднамеренно (произвольно). В первом случае, например при докладе акустика о шуме надводной цели определенного класса, у вахтенного офицера возникает образ корабля, принадлежащего к этому классу. Второй тип часто используется при решении сложных задач. Так, при первоначальном определении неисправности специалист часто мысленно представляет себе схему данного устройства и алгоритм его работы. В результате многократного восприятия сходных предметов в возникающем образе индивидуальные особенности сглаживаются, а представление носит обобщенный, схематический характер (пример с образом эсминца). То, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интерес, не соответствует потребностям и не занимает существенного места в деятельности, не получает доста¬точного подкрепления. В этом случае быстро развивается угаса¬тельное торможение в коре головного мозга, служащее физио¬логической основой забывания – неполное или ошибочное при¬поминание и узнавание, либо невозможность припомнить или узнать. В первую очередь происходит торможение более тонких дифференцировок, поэтому детали забываются быстрее, чем общие представления, а из деталей дольше сохраняются те, которые вызвали наибольший интерес или оказали эмоциональное воздействие. Под влиянием определенных раздражителей связи могут восстанавливаться (растормаживаться). Причем это может происходить даже спустя длительный промежуток времени. Причиной кратковременного забывания может быть действие отрицательной индукции, вызванной сильными посторонними раз¬дражителями. В случаях утомления при длительной работе нервных клеток возникает охранительное торможение, которое приводит к временному забыванию усвоенного материала. После отдыха временно забытое может восстановиться. В первое время после заучивания забывание происходит быстрее, чем в дальнейшем (рис. 24). Темп забывания зависит от объема и содержания материала. Смысловой материал может сохраняться в памяти длительное время, однако при увеличении его объема темп забывания приближается к скорости забывания бессмысленного материала.
Рис. 24. Кривая запоминания Эббингауза
При воспроизведении сложного и обширного материала нередко первоначальное воспроизведение, следующее сразу за восприятием материала, оказывается менее полным, чем через 2–3 дня. Это явление получило название реминисценции. Она возникает в силу охранительного торможения или отрицательной индукции, вы¬званной действием предыдущей и последующей частей заучиваемого материала. При отсроченном воспроизведении заторможенные связи вновь актуализируются. У детей это явление воз¬ни¬кает чаще, чем у взрослых. Возникновение отрицательной индукции от предыдущего к последующему заучиванию материала приводит к явлениям ретроактивного и проактивного торможения. При ретроактивном торможении (обратного действия) деятельность, следующая за заучиванием, вызывает торможение только что образованных временных связей, что снижает степень воспроизведения запомненного материала. Особенно это заметно тогда, когда необходимо последовательно запомнить два схожих по содержанию материала. Данное торможение также усиливается и при запоминании трудного материала. Проактивное (действующее вперед) торможение выражается в отрицательном влиянии предыдущей деятельности на последующее запоминание. Разница здесь только в том, что результат сказывается не на предыдущем, а на последующем заучивании. Этими явлениями объясняется тот факт, что при заучивании обширного однородного по содержанию материала лучше запоминается его начало и конец, хуже – середина, поскольку она испытывает тормозящее влияние и предыдущих, и последующих частей заучиваемого материала. Но это не относится к тем частям, которые содержат основное содержание или вызывают особенный интерес. В зависимости от соотношения двух сигнальных систем различают три типа памяти: наглядно-образный, словесно-отвлеченный и промежуточный. При первом типе лучше запоминаются предметы, картины, лица, цвета, звуки и т. п.; при втором – словесные формулировки, понятия, числа и т. д.; при третьем – то и другое примерно в одинаковой степени. Человек с первым типом памяти при запоминании старается пользоваться конкретными образами, со вторым – словесными обозначениями и словесными логическими схемами. В зависимости от степени участия различных анализаторов бывают следующие типы памяти: зрительный, слуховой, двигательный и комбинированный (смешанный). Установлено, что наиболее распространенным является комбинированный тип (зритель¬но-двигательный и несколько меньше слуходвигательный). Чи¬с¬тые типы памяти встречаются редко. Индивидуальные различия памяти во многом зависят от характера деятельности человека, что и определяет преимущественное использование одних анализаторов по сравнению с другими. Типы памяти развиваются в процессе упражнения и зависят от обучения, профессиональной деятельности. С изменением деятельности они могут изменяться. Если деятельность раз¬носторонняя, то память приоб¬ретает гармоничное сочетание положительных особенностей каждого типа. На продуктивность памяти влияет много причин (рис. 25). Офицер, если он желает добиться успешного выполнения стоящих перед своим подразделением задач, должен учитывать большинство из них в процессе обучения и воспитания своих подчиненных. Ощущения, восприятия и представления вместе с наглядно-образной памятью и воображением составляют основу чувственного познания человеком объективной действительности. Однако человек очень многого не ощущает и не воспринимает (например, ультракороткие звуки, небольшие температурные изменения и т. п.). Тем не менее, он отражает и то, что недоступно его органам чувств, производя поиск ответов окольным, опосредованным путем, делая выводы из имеющихся знаний. Поиск ответа, который не может быть получен прямым восприятием или припоминанием того, что было воспринято ранее, представляет собой мыслительную деятельность.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Память» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»