Представления – это относительно устойчивые субъективные образы объективных предметов и явлений, не воздействующих в данный момент на органы чувств человека. В процессе восприятия при соответствующем напряжении внимания у человека создаются субъективные образы объективных предметов и явлений. Часть из них с прекращением ощущений и восприятий исчезают, другие – остаются. Эти образы называются представлениями. Их физиологической основой являются следы воздействия ана¬лизаторов на определенные участки коры головного мозга, оставшиеся от предыдущих воздействий. Например, в процессе тактико-специального учения в соответствии с прошлыми ощущениями и восприятиями командир БЧ-2 может представить несуществу¬ю¬щую цель и принять решение на ее уничтожение в соответствии с конкретной обстановкой и вводными данного учения. Прибли¬зи¬тельно также гидроакустик на подводной лодке классифицирует шумы винтов и докладывает в центральный пост свои представления о них. А командир подводной лодки на их основе и своего прошлого опыта воссоздает в своем сознании ордер кораблей противника, определяет главную цель и выходит в ракетную или торпедную атаку. Возникнув на основе прошлых ощущений и восприятий, представления оказывают воздействия на новые ощущения и восприятия, активизируя или тормозя практические действия человека и, одновременно со всеми психическими процессами, оказывая влияние на его состояние и формирование качеств личности. В отличие от восприятий, которые всегда связаны с конкретными воздействиями на органы чувств, представления могут возникать независимо от окружающей обстановки. Так, процесс восприятия своего корабля осуществляется на общем фоне места базирования. Если воспринимается отдельная часть корабля (например, рубочный люк), то фоном является корабль. Но тот же моряк за пределами базы свободно может представить себе внешний вид корабля или его отдельную часть, находясь в отпуске или даже через много лет после увольнения в запас. Поскольку восприятия всегда поддерживаются воздействием объектов, они более четче и богаче образов представлений. Поэтому при представлении отдельные детали нередко сливаются или опускаются. Наиболее яркими являются те представления, которые связаны с сильными переживаниями. По этой же причине образы восприятия по сравнению с представлениями всегда ближе к объективной действительности. Представление ближе к субъ¬ек¬тивному опыту человека. Например, содержание образов восприятия пожара в отсеке определяется главным образом непосредственным воздействием горящего объекта (вид пламени, повышение температуры, звуки, дым и т. п.). Это восприятие может моментально вызвать ответную реакцию и воплотиться в конкретных действиях по борьбе с пожаром или инстинктивному спасению своей жизни. Но, учитывая четкую воинскую организацию, моряки скорее всего будут выполнять приказ командира отсека, у которого на основе воспринятой обстановки и опыта учений по борьбе за живучесть уже возникли представления о наиболее целесообразном методе ликвидации это¬го пожара. Такие же представления на свои действия и поступки возникают и у моряков, выполняющих приказ командира. Причем эти представления могут или повышать результативность предпринимаемых мер, или тормозить их. Поэтому при отработке курсовых задач важно добиваться не просто автоматизма в действиях подчиненных, а умелого восприятия сложившейся боевой ситуации и принятия собственных решений по успешному выполнению приказов командира. Ощущения, восприятия, представления – чувственное отражение действительности, основа всей психики и основа поведения воина в бою. Знание психологических закономерностей возникновения и развития представлений воина в боевой ситуации позволит понять его практические действия и правильно организовать обучение и воспитание. В процессе восприятия объективные качества воспринимаемого при соответствующих условиях противостоят предыдущему опыту и вносят в него иногда существенные добавки. Представления как результат восприятий более податливы субъективному опыту человека и обладают определенной гибкостью. Восприятие является отражением конкретных предметов в кон¬кретных условиях, а представление включает в себя образы многих сходных предметов, не зависимых от фона, на котором они воспринимались. Поэтому восприятия являются единичными, а представления, как правило, носят обобщенный характер. Например, восприятие моряком ракеты во время погрузки связано с данной ракетой в конкретных условиях. Но если он представит ракету вообще, то в его представлении не будет конкретных признаков данной ракеты (помятости на защитных кожухах, дефекты в покраске корпуса и т. п.), поскольку оно будет охватывать многие ракеты данного типа без частных подробностей. Представления более подвижны, чем восприятия. Это объясняется тем, что человек воспринимает относительно стабильные предметы и явления, а представления лишены такой устойчивой опоры. Поэтому восприятия, возникающие, например, по ходу пред¬стартовой подготовки ракет, изменяются в зависимости от условий выполнения ракетной атаки и от характера стоящей задачи. В то же время при изучении ракетного комплекса у обучаемых мобилизуются представления, связанные не только с непосредственно вос¬принимаемыми приборами и механизмами, но и с разъяснениями командира, чертежами, схемами и т. п. Благодаря этому ракетчик познает то, что не способен непосредственно воспринять (процесс горения заряда твердого топлива, движение ракеты на траектории и т. д.). Образы восприятий и представлений находятся в постоянном взаимодействии. Так, процесс восприятия на групповом упражнении с действующей материальной частью обогащает представления моряков, а новые представления, в свою очередь, способствуют пра¬вильным восприятиям. Таким образом, и восприятие, и представление являются отражением объективной действительности, но на различном уровне. Его истинность и правильность их взаимодействия проверяется в практической деятельности. По характеру ощущений, вызвавших соответствующие восприятия, представления иногда подразделяют на зрительные, слухо¬вые, обонятельные, двигательные (кинестетические) и др. (рис. 22). Но в этом случае учитывается только основное ощущение. А полнота представлений, их четкость и точность во многом зависят от взаимосвязи различных ощущений и восприятий одних и тех же или сходных предметов и явлений и от их повторных ощущений и восприятий, а также от содержания стоящих перед человеком задач, общей направленности его деятельности и ряда других причин.
В зависимости от характера психической деятельности человека его представления подразделяют на две большие группы: единичные и обобщенные. В единичных представлениях отражаются конкретные предметы и явления в конкретной обстановке. Например, если матрос представляет себе свой корабль, стоящий у пирса, или командир БЧ-2 представляет себе старшину команды во время погрузки ракеты, на которой он его воспринимал, – такие представления будут единичными. К обобщенным представлениям относятся: представления, в которых отражаются конкретные предметы и явления вне конкретной обстановки; схематические представления. К первому случаю относятся представления, в которых основное, главное психологически отделено от многообразных ситуаций, в которых воспринимался конкретный предмет или явление. Это как фотография человека на однообразном гладком фоне (к примеру, сером), например: представление насоса гидравлики не в составе насосного узла и не в процессе его эксплуатации или ухода за ним. В представлениях второго рода содержатся самые общие, часто нечеткие контуры, формы, величины и другие особенности предметов или явлений без частных, в настоящий момент несущественных, свойств. Такие наиболее обобщенные представления являются результатом многочисленных прошлых восприятий и пред¬ставляют собой практически переход от чувственного познания к абстрактно-логическому отражению объективной реальности. Например, представления противокорабельной крылатой ракеты могут быть лишены подробностей и не отвечать на конкретные вопросы (какой ракетный комплекс? какая дальность полета? и т. п.). Это совсем не означает, что они являются производным бедности прошлых восприятий. Представления человека не существуют сами по себе – им присущи определенные, вполне закономерные, относительно устойчивые и дифференцированные системы взаимосвязей (ассоциаций): по смежности, контрасту, сходству. Различают два вида ассоциаций по смежности. Первый – про¬странственные – к нему относятся представления тех предметов и явлений, которые воспринимались в непосредственной близости друг от друга на местности. Чаще всего эти связи активизируют и вызывают соответствующие представления независимо от желания человека, причем в этом случае первоначальные восприятия не обязательно совпадают во времени. Например, у вахтенного офицера, несущего ходовую вахту вблизи побережья, где когда-то проходил маршрут плавания корабля, на котором он служил, под влиянием восприятия в данный момент характерных навигационных особенностей могут возникнуть представления бывших здесь, тогда и ныне не существующих навигационных знаков, особенностей маневрирования, связанных с этим участком побережья случаев, и т. п. В боевой подготовке, на занятиях, тренировках и учениях такие ассоциации вызываются преднамеренно. Например, если изучение театра военных действий (ТВД) сопровождать решением простых тактических задач, привязанных к определенным его участкам, то при проведении учений на данном ТВД можно по ассоциации вызвать представление соответствующих действий и тактических решений. В боевой же обстановке такие представления существенно ускоряют процесс принятия решения и действия по его реализации, экономя силы, затрачиваемые на выполнение боевого задания. Второй вид ассоциаций по смежности – временные. К ним относятся связи представлений предметов и явлений, воспринимавшихся в одно и то же время или последовательно друг за другом. Например, представления вахтенного офицера, вызванные ассоциацией по смежности, могут протекать в соответствии с уже прошедшей во временной последовательности. Данный вид ассоциаций также широко используется в учебном процессе. Так, к примеру, отработка алгоритма действий аварийной партии по заделке пробоин создает временные связи представлений у моряков по ликвидации данной аварийной ситуации. После этого в случае действительной аварии у них вслед за признаками внезапного поступления забортной воды в отсек возникнет представление действий, связанных с началом борьбы за живучесть (кто-то первый объявит аварийную тревогу, моряки выполнят первичные действия по «книжке боевого номера» и т. п.); затем представления того, как может развиваться ситуация и какие действия необходимы для локализации аварии (загерметизировать отсек, задействовать систему осушения и т. п.); вслед за этим о том, что необходимо сделать для непосредственной ликвидации аварийной ситуации. Таким образом, в процессе боевой учебы у моряка создаются соответствующие представления, вступающие в ассоциации по смежности (и пространственные, и временные), что в боевой обстановке сыграет положительную роль. В отличие от ассоциаций по смежности ассоциации по контрасту связывают представления по их различиям (холодное–горячее, белое–черное, опасное–безопасное и т. д.). Ассоциации по сходству, наоборот, вызывают представления сходных предметов и яв¬лений. Представления возникают и развиваются в деятельности, поэтому для их формирования и совершенствования необходима соответствующая организация боевой учебы. При этом схематичные представления освобождают обучаемого от второстепенных признаков и создают возможность познания сходства и отличия предметов и явлений одного класса. А единичные в каждом конкретном случае являются исходными для возникновения и формирования более сложных обобщенных представлений. Поскольку все виды ассоциаций носят устойчивый характер, то при формировании представлений необходимо применять приемы, которые активизируют связи, вызывающие представления того, что необходимо моряку в бою или в аварийной ситуации. Кроме того, необходимо учитывать, что представления активизируются различными ощущениями и восприятиями, поэтому в процессе боевой учебы важно обратить внимание на приемы, позволяющие их формировать на соответствующем уровне (например, ощущение опасности при запахе дыма в отсеке).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Представления у моряков» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»