ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психопедагогіка командира корабельного підрозділу

Восприятия у моряков
Восприятие – это форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятия возникают так же, как и ощущения, при непосредственном воздействии окружающего мира на органы чувств. Но, в отличие от ощущений, они отражают не отдельное свойство предмета или явления, а совокупность всех его свойств. Восприятие всегда предметно – в результате объединения ощущений от ряда анализаторов возникает более или менее сложный образ предмета (так, трюмный, подавая вручную воздух в отсек, не только видит маховик клапана, но и различает его цвет, ощущает холод металла, чувствует, насколько легко он проворачивается
и т. п.). При этом воспринятый образ всегда дополняется прошлым опытом – в противном случае, предмет или явление воспринимается как что-то неопределенное, что нельзя классифицировать, отнести к определенной категории. В таких условиях становятся невозможными сознательные и осмысленные действия.
В зависимости от жизненного опыта человек в разное время по-разному воспринимает одно и то же: с разных сторон, различной степенью полноты, точности и т. п., т. е., как и всякий процесс познания, восприятие субъективно отражает объективную реальность в зависимости от знаний, потребностей, интересов и других особенностей конкретной личности. Критерием правильности восприятия как познавательного процесса является практика. Одновременно практическая деятельность является основой восприятий. Стоящие перед человеком задачи, содержание и характер его деятельности, общественная практика и опыт влияют на то, что и как он воспринимает.
Восприятие является результатом деятельности системы анализаторов. Первичный анализ (осуществляется в рецепторах) дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых центров анализаторов. Физиологической основой вос-приятия является условно-рефлекторная деятельность комплекса нервных связей внутри и между анализаторами, которая обуславливает целостность и предметность отражения предметов и яв¬лений.
В любом восприятии имеется двигательный (моторный) компонент (проговаривание, ощупывание, движение глаз и т. п.). Поэтому процесс восприятия рассматривается как перцептивная деятельность субъекта. Моторный компонент восприятия помогает вычленению объекта из окружающего фона.
Таким образом, восприятие, являясь результатом сложной аналитико-синтезирующей деятельности мозга, представляет собой бо¬лее высокий, по сравнению с ощущениями, уровень чувственного познания.
Объект восприятия, будучи комплексным раздражителем, воспринимается как единое целое. Его компоненты могут действовать одновременно или последовательно, воздействовать на один или несколько анализаторов, следовать непосредственно один за другим или с некоторой временной задержкой. Но во всех этих случаях раздражитель выступает как единое целое. Причем компоненты настолько тесно связаны, что единый образ возникает и тогда, ког¬да на человека непосредственно воздействуют отдельные свойства или части предмета.
Поэтому важное значение имеет сила компонента – при образовании условного рефлекса на комплексный раздражитель, сильные компоненты в отдельности вызывают примерно такое же действие, как и весь комплекс в целом. В этом случае слабые компоненты также влияют на условно-рефлекторную реакцию, составляя как бы фон восприятия, его задний план. Необходимо отметить, что понятие «сильный» не всегда означает сильные физические свойства. Сильный раздражитель – это тот, который вызывает доминирующий очаг возбуждения коры головного мозга.
Помимо силы компонентов большое влияние имеет их последовательность. При прочих равных условиях более действенным бывает первый из них, который в силу отрицательной индукции тормозит действие остальных.
Следовательно, целостность восприятия проявляется в том, что предметы и явления окружающей действительности воспринимаются в многообразии их свойств и частей, с учетом соотношения этих свойств и частей друг с другом.
У человека восприятие имеет еще одну характерную черту – осмысленность. Воспринимая объективную реальность, человек относит ее предметы и явления к определенной обозначаемой словами категории, т. е. осмысливает ее.
Первоначальная форма осмысления – узнавание (рис. 20). При этом происходит оживление (актуализация) ранее образованных временных связей. Бывает обобщенное (неспецифическое) и дифференцированное (специфическое) узнавание. При первой предмет относится к какой-то широкой категории, при второй – к ограниченной. Для обобщенного узнавания достаточно наличия общих признаков предмета. Во втором случае необходимо наличие специфических, характерных для него примет.

Рис. 20. Структура восприятия

В процессе восприятия один очаг возбуждения в коре головного мозга доминирует, одновременно тормозя в силу отрицательной индукции остальные. Благодаря этому происходит выделение одних объектов по сравнению с другими. Избирательность восприя¬тия определяется двумя группами причин. Объективные причины – особенности самих раздражителей (сила, подвижность, контрастность) и особенности внешних условий, в которых воспринимается предмет (освещенность, удаление и т. п.). К субъективным причинам относятся отношение человека к воздействующим на него предметам, его прошлый опыт и психическое состояние на данный момент.
Человек воспринимает окружающую обстановку в любых условиях своей жизнедеятельности (на работе, в быту, во время отдыха). Поэтому одно и то же событие, конкретный предмет могут восприниматься по-разному. К примеру, когда корабль находится в базе, ошибка подчиненного во время отработки боевого упражнения может вызвать у командира подразделения досаду или желание разобраться в причинах, оценить свои действия по обу¬чению и отработке личного состава. Другое дело в походе, тем бо¬лее, при выполнении кораблем задач боевой службы. В этих усло¬виях та же ошибка будет воспринята не только командиром, но и личным составом подразделения более принципиально и строго. Исследованиями установлено, а моряки по опыту знают, что в дли¬тельном плавании совершенно не так, как на берегу, воспринима¬ются все события и факты повседневной жизни экипажа. Большое влияние на избирательность оказывает эмоциональное отношение к воспринимаемому. При наличии интереса предмет легко стано¬вится объектом восприятия, при безразличном отношении восприятие в лучшем случае носит поверхностный характер.
Различают временную и устойчивую избирательность. Времен¬ная определяется происходящей в данный момент деятельностью или эмоциональным состоянием. Устойчивая (например, профессиональная) складывается в результате многолетней деятельности в какой-то области. В этом случае люди разных профессий могут по-разному воспринимать один и тот же предмет или явление. Естественно, что прошлый опыт также оказывает существенное влияние на то, что именно и как воспринимает человек.
Под влиянием предшествующего воздействия у человека вырабатывается своеобразная привычка к восприятию происходящих событий, явлений, фактов определенным образом. А путем специально организованной работы не только у отдельной личности, но и у коллектива, общества можно сформировать установку к такому восприятию целенаправленно. Установка – это сложное психическое явление, которое активно используется не только в учебно-воспитательных целях, но и в решении социальных, политических и идеологических проблем.
Основными качествами восприятий являются их целостность, осмысленность, предметность, структурность, константность и избирательность (рис. 21). В процессе восприятия происходит обоб¬щение ощущений с мышлением при участии памяти и внимания.
В зависимости от участвующих анализаторов, различают зрительные, слуховые, осязательные и другие восприятия. Однако в отличие от классификации ощущений различные виды восприятий основываются на преобладающей роли одного из нескольких задействованных анализаторов. Это не ис¬ключает случаев совместного одинакового участия двух или нескольких анализаторов (комбинированные восприя¬тия), например: зрительно-слу¬ховое восприятие действий личного состава при погрузке боеприпасов, при обычном и срочном погружении ПЛ, при аварийной тревоге и т. п.
Восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным. При непредна¬меренном оно направляется внешними обстоятельствами (близость, контрастность, сила раздражителя и т. п.) или
непосредственным интересом, вызванным данным объектом. Пред¬намеренное восприятие с самого начала регулируется задачей по конкретному объекту. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (несение ходовой вахты, дежурства, обслуживание комплекса вооружения и т. п.) и осуществляться по ходу ее выполнения.
В других случаях восприятие выступает как относительно самостоятельная деятельность (например, команды «Корабль к бою и походу приготовить»). При этом оно также служит целям, выходящим за пределы его самого (к примеру, эстетического развития личности), но эти цели достигаются только путем восприятия, а не посредством деятельности, в процессе которой человек воспринимает предмет или объект окружающей действительности.
Наиболее явно как самостоятельный вид деятельности восприятие выступает в наблюдении – преднамеренном, планомерном, целенаправленном восприятии. Это активная форма чувственного познания окружающего мира. Его успех в значительной мере зависит от того, насколько ясно и четко поставлена задача. Являясь преднамеренным и планомерным, оно требует специальной подготовки – постановки частных задач, требований к результатам, предварительной разработки плана и способов наблюдения.
При наблюдении процесс восприятия приобретает вполне определенные характерные особенности:
 сопровождается преднамеренным устойчивым вниманием;
 благодаря планомерному характеру исключаются элементы случайности и соответствующие объекты не ускользают от глаз наблюдателя;
 наблюдатель активно отыскивает заданные объекты и их осо¬бенности;
 носит систематический характер и повторяется столько раз, сколько необходимо для полного и точного изучения объекта наблюдения;
 всегда связано с мышлением и осознанным отношением к воспринимаемым деталям, их взаимосвязям и причинам.
При длительном упражнении в наблюдении у человека развивается наблюдательность – умение подмечать характерные, но малозаметные и, на первый взгляд, малосущественные особенности предметов и явлений. Как и другие психические свойства человека, она не является врожденной, предопределенной, ее можно развить в ходе систематических упражнений, тренировок.
Наблюдательность определяется жизненным опытом и в большой мере зависит от любознательности человека. Они сказываются на всех характеристиках восприятия – и на его полноте и быстроте, и на характере обобщенности и эмоциональной окрашен¬ности.
В зависимости от ранее приобретенных навыков и привычек (т. е. от ранее образованных систем временных связей) формируются различные типы восприятия:
 синтетический – характерен большой целостностью и эмоциональностью восприятия при мало выраженном анализе (больше внимания обращается на факты);
 аналитический – большая аналитичность при менее выраженной конкретности и целостности (основное внимание – на значение и объяснение фактов);
 аналитико-синтетический – конкретное, целостное и аналитическое восприятие (сочетание наблюдения и описания фактов с их объяснением).
От степени дифференцированности и обобщенности ранее сформированных временных связей зависят индивидуальные различия в восприятии. При недостаточной дифференцированности восприятие неполное и неточное, имеет субъективный характер и в боль¬шой степени зависит от эмоционального состояния наблюдателя. Кроме того, субъективные искажения возникают при образовании у человека косных стереотипов (прочных, малоподвижных, трудно изменяемых новой обстановкой систем временных связей). В этом случае предвзятость взглядов существенно искажает восприятие, делая его односторонним.
Как психический процесс и форма деятельности, наблюдение тесно связано с ориентировкой. Ее элементарной формой является ориентировочный рефлекс, т. е. безусловный рефлекс на новизну наблюдаемого предмета или явления. Более сложные формы ориентировки – узкорефлекторные системы, образующиеся в результате накопления жизненного опыта и обучения.
В воинской деятельности ориентировка требуется на каждом ее этапе. Вахтенный офицер во время вахты должен ориентироваться в надводной обстановке, состоянии корабельных систем и вооружения, степени их боеготовности, действиях личного состава вахты и т. п.
При всем многообразии видов ориентировки они имеют ряд общих качеств:
 зависимость от времени, протекающего с момента осознания необходимости ориентироваться в данных условиях до осознания этих условий;
 зависимость от широты и полноты осознания текущей обстановки;
 правильность ориентировки: ее соответствие действительности или степень ошибочности;
 зависимость от степени ясности отражения сознанием окружающей действительности (отчетливость или смутность ориентировки);
 внезапность или динамичность ориентировки, преемственно определяемой предшествующими восприятиями;
 непосредственность (зрительная, слуховая и т. п.) и опосредованность (по показаниям приборов, указаниям по радио и т. п.).
Ориентировку и наблюдательность можно развить в результате тренировки. При этом вполне можно достичь уровня, когда наблюдательность становится чертой характера, что немаловажно для военнослужащего любой профессии.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Восприятия у моряков» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Економічні нормативи, що регулюють діяльність комерційного банку
Аудит платежів за ресурси
ІНДИКАТИВНЕ ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙ
Мотивація інвестиційної діяльності
Повседневный опыт и научное знание


Категорія: Психопедагогіка командира корабельного підрозділу | Додав: koljan (16.01.2012)
Переглядів: 877 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП