Метод смысловых структур заключается в целенаправленном формировании в сознании обучаемого логических моделей, помогающих специалисту эффективно управлять работой сложного тех¬нического комплекса. Он основывается на том, что при эксплуатации комплекса в сознании специалиста формируются алгоритмы его функционирования в различных ситуациях. Эти алгоритмы (логические модели) позволяют человеку осуществлять информационное слежение за работой комплекса в реальном масштабе времени. Для реализации метода комплекс по различным признакам (конструктивным, функциональным, временным и т. п.) разделяется на несколько иерархических уровней: 1) детали, элементы; 2) узлы, сборки, функциональные элементы; 3) блоки, устройства; 4) приборы, стойки, агрегаты; 5) системы; 6) комплекс в целом. На каждом уровне выделяются типовые элементы, которые рассматриваются как обобщенные понятия. Элементы первых трех уровней строятся от частного к общему и изучаются как понятия (с обобщением их свойств). Кроме этого изучаются признаки распознавания элементов, что особенно важно при информационном слежении за функционированием комплекса. В дальнейшем используются функциональные временные и информационно-логиче¬ские смысловые схемы, раскрывающие физическую сущность про¬цессов функционирования техники. При этом основное внимание уделяется изучению основных режимов работы комплекса. Схемы разрабатываются с соблюдением следующих требований: 1. Информационные потоки должны идти слева направо и сверху вниз. 2. Должны быть показаны все связи (физические, логические, информационные); каждый сигнал должен иметь название, соответ¬ствующее его содержанию; при необходимости указывается форма сигнала. 3. Логические операции выделяются особо. 4. В определенной части схемы с соблюдением временной последовательности размещаются указания, инструкции о порядке выполнения операций, органах управления и индикации. 5. Схемы могут содержать элементы различных иерархических уровней. 6. Они должны содержать информацию для быстрого перехода к другим схемам или элементам материальной части. 7. Схемы разного иерархического уровня должны иметь преемственность, т. е. схемы более низкого уровня раскрывают информацию предшествующих схем. При реализации данного метода обучения у человека вырабатываются умения и навыки оперативного мышления, облегчающие анализ нестандартных ситуаций при эксплуатации сложных технических систем.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метод смысловых структур» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»