Наряду с наблюдением существуют и активные методы изучения человеческой психики – экспериментальные. Психологический эксперимент – это активное вмешательство в деятельность испытуемого, при котором создаются условия для выявления каких-либо психологических фактов, характеризующих психику данного человека или группы людей. Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях с использованием специальной аппаратуры. Он позволяет учитывать как изучаемые внешние воздействия (силу, длительность и последовательность раздражителей или их различные комбинации), так и ответные реакции (действия и высказывания) человека на них. Деятельность испытуемого при этом регламентируется инструкцией. Преимуществом такого эксперимента является то, что в ходе его можно учитывать не только внешние действия и высказывания испытуемых, но и внутренние (скрытые) физиологические реакции. В процессе констатирующего эксперимента моделируется ис¬кусственно сформированный вид деятельности, что позволяет изучать в лабораторных условиях вполне определенную изо¬ли¬ро¬ван¬ную часть целостной деятельности. Организация подобного исследования требует внимательности и строго соблюдения определенных правил. Необходимо учитывать, что некоторые факторы могут исказить результаты. Например, испытуемый может неправильно понять инструкцию; из-за недостаточного освещения пропустить что-то, на что он должен определенным образом отреагировать; его внимание может быть отвлечено посторонним раздражителем и т. п. Подобные факторы необходимо по возможности устранять или учитывать. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях. В процессе такого эксперимента человек трудится, учится, подчас не зная или забывая, что он является объектом исследования. Подобное исследование может производиться при помощи вводных задач, которые ставят военнослужащего в определенную ситуацию, или устно («шум винтов торпеды по пеленгу 120°»), или незаметным введением отклонений в работу материальной части. Уже одно ненавязчивое наблюдение за работой личного состава в подобных условиях позволяет проверить правильность выдвинутой гипотезы, оценить развитость у подчиненного таких важнейших характеристик, как внимание, старание, смелость, решительность, быст¬роту реакции и т. п. В ходе формирующего эксперимента (обучающего или воспитывающего) производится целенаправленное воздействие на испытуемого для формирования у него определенных качеств и навыков. Такой эксперимент, основываясь на психологической гипотезе, находится на «стыке» психологии и педагогики и обычно проводится в виде экспериментального обучения. Полученные результаты проверяются сравнением деятельности военнослужащих контрольной и опытной групп. Любой эксперимент проводится в три этапа: 1 этап. Моделирование условий, в которых будет протекать психическое явление, определяются связанные с ним качества. 2 этап. Производится непосредственная постановка психологических опытов, замеряются реакции испытуемого на соответствующее воздействие. 3 этап. Производится количественный анализ результатов с помощью методов математической статистики, интерпретация полученных данных и формулировка рекомендаций. Перед проведением эксперимента офицер инструктирует подчиненных. Поскольку каждый человек, участвующий в эксперименте, должен однозначно понять, что от него требуется, инструктаж должен быть простым, понятным и лаконичным. Эксперимент может проводиться с помощью задач-тестов, специальных заданий, тренажеров, особых аппаратов или компьютерных программ. При этом желательно, чтобы аппаратные средства в максимально возможной степени соответствовали реальному комплексу вооружения или техническим средствам, на которых предстоит работать специалисту. Поскольку все качества личности человека тесно связаны между собой, в эксперимент часто включаются различные переменные, которые периодически замеряются в процессе однозначных опытов. Кроме того, перед проведением эксперимента офицер должен составить шкалу оценок. Для этого замеряются данные лучших специалистов в данной специальности. Для каждой шкалы необходимо составить поправочные коэффициенты на категорию специалиста: матрос, старшина, мичман, офицер. Оценка по результатам эксперимента выводится на основе трех зачетных упражнений и включает в себя: скорость выполнения задания; количество допущенных ошибок; ловкость и четкость реакций; эмоциональную устойчивость. Умелое применение в своей деятельности командира корабельного подразделения методов психологической науки поможет ему составить психологические характеристики своих подчинённых и существенно облегчит решение практических задач по их обучению и воспитанию. При этом офицер должен сам выбрать те методы, которые наиболее оправданы в конкретных условиях. Как правило, наиболее часто используются наблюдение, беседа и естественный эксперимент. Опыт показывает, что, изучая качества личности подчиненного, наибольших успехов можно добиться при совмещении непосредственного наблюдения за деятельностью личного состава с опосредованным. Результаты наблюдения подкрепляются беседой, а выводы проверяются в ходе эксперимента. Только комплексное применение основных методов психологии позволяет сделать правильные выводы о личности моряка и его возможностях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологический эксперимент» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»