ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психопедагогіка командира корабельного підрозділу

Роль и место психопедагогики в учебно-воспитательном процессе на корабле
Развитие человеческого общества напрямую зависит от передачи социального опыта новым поколениям. Происходит это в процессе обучения и воспитания человека. Чтобы быть успешным, как один из видов практической деятельности человека, этот процесс должен отвечать объективным законам – приобретения знаний и психического развития. Принципиальная особенность и трудность педагогической деятельности заключается в том, что объективные законы психического развития изучены, мягко говоря, весьма относительно. Поэтому работа педагога в основном базируется на опыте наиболее выдающихся представителей этой про¬фессии, т. е. она представляет собой созидательный процесс, родственный, по своей сущности, труду ученого, артиста, художника, режиссера и других представителей творческой интеллигенции. Несмотря на то, что на сегодняшний день существует ряд дидактических и методических систем, которые приводят к хорошим результатам в обучении, до сих пор у преподавателей схожих специальностей нет ни ясности, ни согласия в отношении содержания обучения по специальности, методик преподавания изучаемых дис¬циплин, эффективности методических приемов преподавания и т. п.
Все это в полной мере относится и к военно-морской педагогике в той ее части, которая занимается обучением офицеров флота. В последние годы в стране происходит реформа образовательной системы, направленная в сторону гуманизации образования. И хотя обучение командира корабельного подразделения всегда имело большую гуманитарную направленность, чем подготовка студента схожей специальности технического вуза, возникает много вопросов, решение которых требует реформирования всех областей подготовки флотских офицеров (например, разработка и утверждение государственных стандартов на военно-морские специальности).
Новые экономические условия вызывают качественные изменения в характере и содержании труда, которые, в свою очередь, определяют направления совершенствования профессиональной подготовки и особенности педагогического процесса. Научно-тех¬нический прогресс и происходящие под его влиянием преобразования в производстве затрагивают, прежде всего, сферу приложения труда, усложняя его структуру, орудия, действия и т. п. Структурные изменения в сфере производства являются исходными теоретическими предпосылками для определения дидактических основ содержания и процесса профессиональной подготовки, появления новых средств и изменения методик обучения.
Одно из важнейших направлений научно-технического прогресса – широкое освоение новых технологий. Другое направление – автоматизация и механизация. Оба они приводят к принятию на вооружение новых образцов вооружения и техники, усложнению процесса боевой и повседневной эксплуатации оружия и технических средств современного корабля. Социально-экономический ана¬лиз научно-технического прогресса показывает, что основной его особенностью на современном этапе развития является автоматизация всех сфер человеческой деятельности на основе широкого применения вычислительной техники. Функциональные возможности ЭВМ возрастают в геометрической прогрессии, что обуславливает их массовое применение во всех сферах жизни и деятельности человека.
Высокий уровень автоматизации и компьютеризации, концентрации новых, более сложных и эффективных видов оружия, активное развитие внутрикорабельной специализации, широкое внедрение вычислительной техники во все сферы жизни и деятельности флота, появление новых тактических приемов выступают решающим фактором развития и совершенствования управления и организации современного корабля. Параллельно этому процессу происходит изменения квалификационных требований по отдельным специальностям, т. е. меняется содержание обучения. Кро¬ме того, появляются новые средства обучения (например, компьютерные тренажеры, контролирующе-обучающие программы и т. п.), что, в свою очередь, приводит к модификации методов обучения и, как результат, трансформации конкретных методик (рис. 8).

Следовательно, в современных условиях научно-технического развития ведущую роль играет тенденция автоматизации, в резуль¬тате которой:
 появляются новые виды вооружения и технических средств;
 разрабатываются новые тактические приемы действий сил и средств флота;
 существенно изменяются обязанности личного состава по повседневной эксплуатации и боевому применению материальной части заведования, т. е. изменяется характер и содержание ратного труда моряка;
 изменяется корабельная организация и система управления;
 существенно возрастает роль информационных процессов в обеспечении повседневной и боевой деятельности экипажа;
 значительно возрастает роль человеческого фактора.
Особенно важным является последнее следствие автоматизации. Научно-техническое развитие оказывает существенное влияние на требования к качественным характеристикам военного моряка. Это находит свое выражение в изменении характера и организации его профессионального труда, в котором все более присутствуют элементы творчества, и в изменении образовательной и профессионально-квалификационной структуры личного состава флота. Неотложная задача сегодня – повысить качество образовательной и профессиональной подготовки моряков во всех формах обучения, обеспечить глубокое овладение основами науки, специальными знаниями, умениями и навыками, формирование у них профессионально-важных качеств личности, военно-морской куль¬туры и социальной нравственности. К сожалению, за последние десять лет резко упал общеобразовательный и культурный уровень молодежи. Это приводит к тому, что флот сталкивается с серьезными проблемами в подготовке молодого пополнения к службе.
Таким образом, внедрение научно-технических достижений в практику изменяет сложившийся облик профессионально-квали¬фи¬кационной структуры специалистов флота. Одновременно с этим процессом должна происходить качественная перестройка всей структуры подготовки кадров флота. Необходимость такой работы можно проиллюстрировать данными социологических исследований курсантов ввмуз [16, 507].
В целом существует положительная тенденция формирования военно-профессиональной направленности у выпускника ввмуз:
 в 1996 году у 77% выпускников она была положительной;
 у 89,2% выпускников сформированы положительная направленность и интерес к избранной профессии.
Только 10,8% молодых офицеров выпустились на флот с негативным отношением к избранной специальности. В то же время лишь 49,3% выпускников ввмуз желают служить на кораблях, эта тенденция сохраняется в последние шесть лет. Кроме того, до 67% курсантов (от общего числа отчисляемых из ввмуз) уходит из вуза по нежеланию учиться.
Эти данные показывают на существенные недоработки в учебно-воспитательном процессе. Как результат, – только у 34% выпускников ввмуз уровень готовности к профессиональной деятельности в качестве офицера ВМФ выше среднего. Кроме того, за время обучения у значительного количества курсантов отношение меняется в худшую сторону. И это естественно, поскольку только 44% курсантов удовлетворены моральным стимулированием своего труда, а материальным стимулированием не удовлетворены 68% респондентов (рис. 9).
Между тем, давно известны два основных условия, предъявляемых к корабельному специалисту. Во-первых, он должен владеть смежной специальностью для того, чтобы обеспечить взаимозаменяемость на боевых постах. Узкой специализации на современном корабле недостаточно – любой моряк должен быть подготовлен к действиям по смежным профессиям своего боевого поста, отсека. Во-вторых, нужно изменить психологию молодого человека, пришедшего на корабль. Необходимо так построить профессиональную подготовку моряка, чтобы он не только мог работать по нескольким профессиям, но и хотел это делать, т. е. не противопоставлял свои личные интересы интересам общества, государства, выраженным в его служебных обязанностях и воинской присяге.
Сознательное, добросовестное отношение к ратному труду наряду с высоким профессионализмом, активной гражданской позицией – важнейшая составляющая требований, предъявляемых флот¬ской службой к личности моряка. Поэтому столь важное значение имеет формирование у молодых моряков ясного осознания роли и места своей профессии на корабле, ответственности за порученное дело, уверенности в правильности выбора. А это требует определенной перестройки в соответствии с новыми условиями воинской организации всей системы обеспечения эффективности боевой под¬готовки личного состава флота.

Уровень готовности выпускников ввмуз Изменение отношения
к офицерской деятельности к выбранной профессии

Удовлетворенность курсантов Удовлетворенность курсантов
своим профессиональным выбором моральным стимулированием

Рис. 9. Готовность курсантов ввмуз к профессиональной деятельности
и их отношение к выбранной профессии

В центре внимания педагогической науки постоянно находится человек со своими жизненными интересами, возможностями, способностями, нравственными ценностями. Сегодня эти вопросы снова стали наиболее важными в свете развития нашего общества. Происходящие в обществе перемены, выражающиеся в изменениях экономических отношений, смене идеологической парадигмы, перестройке всех сфер управления, породили огромное количество экономических, социальных, идеологических и моральных проб¬лем. Все это, естественно, отражается на Вооруженных Силах, в том числе и на системе профессиональной подготовки военнослужащих (рис. 10). Высокая нравственность, патриотизм и духовная целеустремленность личного состава армии и флота всегда, и особенно в переломные периоды жизни страны, были в одном ряду с профессиональным мастерством военнослужащего. Не случайно из факторов, определяющих качество и эффективность профессиональной подготовки личного состава флота, на одно из первых мест выступает духовно-нравственная зрелость, выполняющая функ¬цию ускорителя процесса интенсификации всех сторон жизни человека.

Рис. 10. Зависимость системы профессиональной подготовки
личного состава флота от социально-экономической ситуации в стране

В исследованиях проблемы воспитания в системе профессиональной подготовки личного состава армии и флота значительное место занимает организация всех видов деятельности, способству¬ю¬щих формированию общественной активности военнослужаще¬го в процессе ратного труда. Научно-практическое решение этой задачи является необходимым условием повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса и ускорения социально-про¬фессиональной адаптации молодого пополнения к корабельной службе. В решении данной проблемы исследователи видят один из важнейших путей перевоспитания молодежи, призванной в Вооруженные Силы.
К сожалению, до сих пор профилактика нарушений воинской дисциплины и правонарушений проводится, в основном, вербальными методами, хотя молодежь наименее склонна воспринимать нравоучения и сентенции офицера. Приходится констатировать, что командиры подразделений не исправляют ошибки воспитания молодого пополнения, а продолжают использовать средства, не давшие положительного результата в гражданской жизни, забывая о разнообразии методов и средств воспитательного воздействия. Конечно, привлечь к общественной работе, военно-морской культуре, вызвать интерес и потребность в ней у педагогически запущенного молодого человека – сложная задача, но иначе просто нереально перестроить систему его потребностей, интересов, ценностных ориентаций, преобразовать его сознание и поведение.
Психолого-педагогические исследования убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс познавательной деятельности человека, ведущая роль принадлежит мышлению, сформированным приемам умственной деятельности. Без специального развития мышления полноценное обучение невозможно. Особенно если учесть еще один внешний фактор, который, наравне с прочими, оказывает существенное влияние на процесс профессионального обучения любого специалиста, в том числе и корабельного. Это особенности национального мышления обучаемого.
К сожалению, в процессе боевой подготовки данная проблема, как правило, вообще не учитывается, хотя является очень актуальной по одной весьма важной причине – экипаж корабля обычно состоит из представителей различных национальностей нашей страны.
Между тем, в этнопсихологических особенностях обучаемых можно найти значительные резервы повышения эффективности их познавательной деятельности, поскольку обучение и воспитание всегда были глубоко национальными по своему содержанию и отражали многогранные традиции, национальную психологию своего народа. Поэтому при организации познавательного процесса офицеру нужно учитывать особенности мышления подчиненных, а не подгонять его под требования этого процесса. Так как по этой причине склад ума, миросозерцание, мировосприятие людей разных национальностей может иметь кардинальные различия.
Содержание современного обучения изначально сориентировано на вербально-логический подход и формирование конвергентного, а не дивергентного мышления, что не всегда согласуется с особым образно-символическим строем мышления, присущим некоторым национальностям (например, народностям Севера). Су¬ществует два типа мышления: абстрактное (левополушарное) – логическое и конкретное (правополушарное) – наглядно-образное. При первом обработка информации происходит последовательно, шаг за шагом (синтез через постепенный анализ отдельных, тщательно изученных деталей). При втором – объект воспринимается комплексно, с одновременной обработкой многих параметров (анализ через синтез), т. е. абстрактному мышлению свойственен анали¬тический характер познавательного процесса, конкретному – син¬тетический.
Мышление любого человека состоит из двух компонентов: лево- и правополушарного. В наиболее общем виде различия между ними сводятся к разным способам организации связи между знаками (словами или образами) внутри целого, связи, в которой это целое присутствует, отображено. В природе все является взаимосвязанным (хотя эти связи зачастую и трудноуловимы). Для активного взаимодействия с миром, для воздействия на него эти отношения (связи) должны быть определенным образом упорядочены и систематизированы. Для этого левое полушарие из всего многообразия связей между предметами и явлениями отбирает только определенные и внутренне не противоречивые, на основе которых и производится упорядоченный анализ. Благодаря этому создается относительно простая и удобная в общении модель реальности.
Правое полушарие осуществляет пространственно-образное мышление, при котором происходит одновременное «схватывание» всех имеющихся связей, благодаря чему реальность воспринимается во всей полноте ее многообразия и сложности. При этом отдельные элементы реальности взаимодействуют во многих смысловых плоскостях. Причем, с точки зрения формальной логики, связи эти могут быть и взаимоисключающими. В таком контексте образ (или обозначающее его слово) приобретает многозначность. Мозг, естественно, объединяет оба способа организации контекста, которые, дополняя друг друга, обеспечивают процесс мышления.
Человек с аналитическим складом ума хуже работает там, где успех зависит от развитого воображения. Он легче рассуждает, чем действует; легче объясняет пути и способы решения задачи, чем решает ее. Наглядно-образное мышление затрудняет работу без наглядной основы. Даже умственная деятельность нуждается в опоре на образы, на работу представления и воображения. В. А. Кру¬тецкий отмечал, что образность таким людям часто заменяет логичность [37, с. 353], т. е. они лучше работают со зримым материалом, чем со словесно-логическим, а словесное объяснение воспринимают хуже, чем рисунки или чертежи. Это определяет принципиальное различие в подходах к организации познавательной деятельности обучаемых. Для человека, имеющего аналитическое мышление, склонного к точности и четкости, наиболее подходит традиционная организация познавательной деятельности. Людям с противоположным типом мышления, отличающимся склонностью к созерцательности и чувственности, более органична синтетическая организация. К сожалению, несмотря на то, что осуществление анализа через синтез экспериментально подтверждено С. Л. Ру¬бинштейном, А. В. Бруш¬лин¬ским, К. А. Славским и другими, в практическом плане такая организация познания разработана меньше.
Кроме того, существует большой пробел в психолого-педа¬го¬ги¬ческой теории и практике в части знаний о психологических особенностях различных народов нашей страны, особенно малочисленных. Для того чтобы учитывать в подготовке профессионала особенности его мышления, у вновь прибывшего члена экипажа необходимо не только определять уровень его специальной подготовки, но и проводить качественное тестирование личностных особенностей, в том числе и индивидуального стиля мышления. Существуют четыре основных принципа этнопедагогики [39, с. 266–267], учитывающие национальные особенности человека:
1) этноспецифический детерминизм педагогических воздействий – ориентация учебно-воспитательного процесса на понятные обучаемому, соответствующие традициям и привычкам данного народа, педагогические мероприятия. Они должны учитывать влия¬ние на этот процесс национально-психологических особенностей, в которых выражается специфика социально-политического, экономического и культурного развития;
2) единство национального сознания и национально своеобразной педагогической деятельности – чем более полно педагог учитывает нравственные ценности и специфику мировосприятия человека, сложившиеся под влиянием национального самосознания, тем эффективнее будет его деятельность;
3) педагогическое воздействие в условиях специфической жизни и труда в соответствии с национальным идеалом – обучение и воспитание в процессе национально-специфической жизни и тру¬да, развивающихся в соответствии с законами, национальными тради¬циями, свойственными данному этносу;
4) развитие национальных адаптационных возможностей к пе¬дагогическим действиям – наличие как определенных трудностей в восприятии педагогических воздействий (особенно если преподаватель другой национальности), так и перспектив для приспособления к ним.
Реализация этих принципов в национальных школах устраняет противоречие между официальной ориентацией учебно-воспитатель-
ного процесса на формирование унифицированной усредненной личности и этнических особенностей данного народа (народной педагогики, психологии, специфики жизни и деятельности). Если противоречие сохраняется, то образовательный процесс не учитывает опыт поколений и национальную культуру, накопленные в течение тысячелетий, т. е. происходит разрыв между обучением и жизнью, а значит, снижается эффективность про¬цесса формирования полноцен¬ной личности.
То же самое происходит и
в процессе профессиональной подготовки военного моряка – игнорирование его национальных особенностей (рис. 11) су¬щественно снижает эффектив-
ность его боевой подготовки. Зачастую дело усугубляется еще и тем, что представителям других национальностей дают клички, часто оскорбительные («чурка», «чучмек», «хачик», «даг» и т. п.), что само по себе не способствует сохранению благоприятного морального климата в экипаже.
Основу этнопедагогики и этнопсихологии составляют духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы. Все это формирует отличный от других, своеобразный национальный характер, определяющий стиль мышления человека, его поведение в различных ситуациях. Особенно важен их учет в современное время, когда активизация человеческого фактора и изменение политических ориентиров общества привели к возрождению национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью культуры народов, населяющих Россию.
Поэтому офицер в процессе своей службы должен накапливать факты по особенностям (в первую очередь, поведенческим и мышления) представителей разных национальностей, проходящих службу в его подразделении. Обобщение полученных данных поможет при составлении индивидуальных планов ввода в строй вновь прибывших моряков. Для этого необходимо проводить тщательное входное тестирование личности молодого пополнения и наблюдение за его деятельностью. Решающим фактором успешности этой деятельности является терпимость и уважение чуждых ему особенностей национального характера.
Таким образом, профессиональное обучение военного моряка как составная часть организованной социальной системы воспроизводства человеческих ресурсов страны напрямую зависит от социально-экономических, идеологических, политических и этнических факторов.
Огромное значение в воспитании военнослужащих играет исторический опыт, традиции, которые лежат в основе принципов воинского обучения и воспитания. Формирование военной и военно-морской психологии и педагогики шло в тесной связи с развитием армии и флота, в зависимости от состояния военной науки, экономической структуры и господствующих отношений в обществе. Причем, психолого-педагогические взгляды передовых представителей российского офицерского корпуса прошлых веков актуальны и сегодня.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Роль и место психопедагогики в учебно-воспитательном процессе на корабле» з дисципліни «Психопедагогіка командира корабельного підрозділу»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: АУДИТ ОКРЕМИХ СПЕЦИФІЧНИХ ЦИКЛІВ ТА РАХУНКІВ
Вимоги до висновку за результатами перевірки нематеріальних актив...
Теорія інвестиційного портфеля
Дисконтований період окупності
Цифрові стільникові мережі


Категорія: Психопедагогіка командира корабельного підрозділу | Додав: koljan (16.01.2012)
Переглядів: 635 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП