ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія військових моряків: психологічний стан

Специфика психологической подготовки моряков к походу
Исследование психических состояний, их причинной обусловленности, закономерностей возникновения и развития направлено на определение наиболее эффективных средств и методов воздействия в целях формирования таких состояний, которые способствуют успешной деятельности человека. Главное внимание в этом поиске обращено на устранение причин, порождающих состояния высокой психологической напряженности, равнодушия, апатии. Это обусловлено тем, что «состояния нервно-психического напряжения представляют собой одну из важных проблем психологии и медицины в связи с тем, что условия современной жизни и деятельности благодаря бурному научному и техническому прогрессу предъявляют к человеку все более высокие требования» [136, С. 135].
В Военно-Морском Флоте проблеме управления психическими состояниями личного состава всегда придавалось большое значение. От всех должностных лиц этого требуют уставы, приказы директивы. В основном эти требования направлены на выполнение командирами кораблей и подразделений своих обязанностей по умелому руководству служебной деятельностью подчиненных, на заботу об удовлетворении их нужд и запросов, создание в воинских коллективах здоровой моральной атмосферы. Однако в качестве самостоятельной эта проблема до последнего времени не выделялась и находила лишь попутное разрешение в некоторых работах как составное звено наиболее общего фактора организации воинской деятельности — системы управления воинской частью (кораблем) вообще. Более того, во многих исследованиях управленческой деятельности основное внимание уделяется решению наиболее общих вопросов руководства боем (операцией), где личный состав выступает в качестве предельно обобщенной категории как объект управления. Многие военные ученые, а также командиры, специалисты штабов и управлений разных должностных категорий, решая задачи дальнейшего улучшения воинского управления, наряду с техническими и организационными проблемами учитывают и человеческий фактор. Но в основном он рассматривается лишь как составная, хотя и важнейшая часть общей системы управления [52,77, 89, 95]. Правда, имеются и работы, в которых наряду с изучением общих вопросов воинского управления все больше внимания обращается и на разработку его психологических проблем [95,105,183, 200]. Наиболее полно проблема психологии управления войсками раскрыта в книге А.Ф. Шрамченко [208]. Однако и в этих работах пути и средства управления психическими состояниями рассматриваются только в наиболее общем виде. Определяя эти пути и средства по отношению к состояниям военных моряков в длительных океанских плаваниях, необходимо исходить из научно обоснованных и апробированных на практике рекомендаций по формированию психических состояний готовности к предстоящей деятельности, а также мер по предупреждению и локализации вредного воздействия отрицательных состояний на поведение человека. Большое значение имеет также использование опыта успешного предупреждения нервно-психического напряжения [136].
Важнейшим средством формирования и развития положительных и предупреждения отрицательных психических состояний у личного состава в длительных плаваниях является хорошо организованная морально-психологическая подготовка к походу. Как известно, в практике корабельной службы различаются два ее вида: общая, проводимая заблаговременно и систематически в ходе всей системы обучения и воспитания воинов, и непосредственная, проводимая перед каждым походом. В управлении психическими состояниями моряков первостепенная роль принадлежит непосредственной подготовке к походу. В этой работе учитываются специфика предстоящих задач и условий плавания, индивидуальные особенности личного состава и характерные черты корабельного коллектива, опыт предыдущих походов, обычаи и традиции моряков.
Основными целями этой подготовки являются:
• повышение духовной зрелости и патриотической сознательности личного состава на основе изучения конкретной военно-стратегической обстановки в районах плавания и формирование чувства личной ответственности за успешное выполнение поставленных задач;
• развитие у моряков глубокого понимания государственной важности поставленных задач;
• формирование у каждого воина уверенности в успехе похода;
• развитие в экипаже благоприятных для похода отношений, взглядов и мнений;
• активизация индивидуальных и коллективных морально боевых качеств, настроений и психических состояний;
• приобретение опыта действий в конкретных условиях предстоящего похода (поддержание оружия и боевой техники в заданной боеготовности с учетом климатических и гидрологических условий плавания, несение ходовых вахт, организация повседневной походной жизни);
• тренировка эмоционально-волевой устойчивости личного состава к ожидаемой походной обстановке;
• уяснение офицерами, мичманами и старшинами необходимости напряженной работы в зависимости от задач и условий района плавания.
Реализация этих целей дает наивысший эффект при планировании всей воспитательной работы и предусматривает концентрацию соответствующей направленности мероприятиям по боевой и специальной подготовке, отработке корабельных расписаний, поддержанию в экипаже уставной организации службы, установленной готовности оружия и механизмов. Важно чтобы в каждое занятие по специальности, в любую тренировку, в любое упражнение и учение вводились элементы стимулирующие психическую деятельности корабельных специалистов путем создания условий и обстановки предстоящего длительного плавания.
В связи с тем, что морально-психологическая подготовка проводится формами и средствами боевой учебы, что в армии и на флоте овладение любой учебной дисциплиной так или иначе, оказывает глубокое влияние на психологическую закалку, при ее планировании необходимо заранее предусматривать не только учебные цели (приобретение знаний, умений, навыков, отработку индивидуальных и совместных действий и т. д.), но и отношение к ним личного состава, влияние отдельных мероприятий на повышение активности моряков, на формирование у них состояний готовности к плаванию. При этом наиболее сильное воздействие оказывают:
• все служебные формы боевой учебы, в том числе плановые занятия с матросами и старшинами, учеба мичманов, подготовка офицерского состава;
• все воспитательные мероприятия, предусмотренные в планах военных психологов и духовных наставников личного состава;
• агитационно-массовые и культурно-просветительные мероприятия, в том числе просмотр художественных и документальных кинофильмов на флотскую тематику, встречи с участниками длительных плаваний, проведение тематических вечеров и т. п.;
• учения, тренировки, упражнения, направленные на отработку задач предстоящего длительного плавания;
• отработка ходовой вахты и действий личного состава по боевым и повседневным расписаниям в условиях, приближенных к определенным районам плавания;
• занятия и тренировки по специальности с изучением характерных особенностей предстоящего плавания, оказывающих влияние на работу боевой техники и поддержание оружия в заданной боеготовности;
• своевременная разработка походного распорядка дня и отработка его отдельных элементов;
• изучение со всем личным составом особенностей перехода в заданный район Мирового океана и плавания в нем;
• проведение внезапных аварийных учений, насыщенных значительными элементами опасности и риска при борьбе за живучесть корабля и технических средств;
• имитация во время всех занятий и тренировок реальных условий длительного плавания;
• применение наиболее сильных раздражителей.
В связи с тем, что действенность морально-психологической подготовки к походу определяется, прежде всего, содержанием всех воспитательных мероприятий, а также занятий, учений, тренировок, главное внимание в этот период сосредоточивается на целенаправленности воспитательной работы. Она дает наибольший эффект, когда проводится дифференцированно, при подготовке к походу рядового и старшинского состава, руководящего звена и корабельного коллектива. В целях формирования у личного состава и у всего экипажа состояния готовности к длительному плаванию в ней выделяются наиболее важные и действенные индивидуальные и коллективные мероприятия [23, С. 136-139].
В связи с тем, что в психических состояниях готовности объединяются эмоциональные, волевые и мотивационные стороны психики в их отношении к внешним условиям и предстоящим задачам, в индивидуальной работе необходимо учитывать:
• уровень сознательности и духовной подготовленности воина к участию в решении поставленных задач;
• направленность личности моряка, его интересов, наклонностей, ближайших и перспективных жизненных целей;
• отношение к своей специальности, к корабельной службе, к участию в длительных плаваниях;
• уровень подготовки по специальности, боевой выучке и отработанности действий по всем корабельным расписаниям;
• индивидуальные особенности интеллектуального, нравственного и физического развития;
• особенности темперамента, характера и способностей;
• специфику поведения в обычных и сложных ситуациях;
• умственную и физическую работоспособность в походе, при длительной штормовой погоде, в опасной обстановке;
• особенности протекания психических процессов при воздействии внезапных и сильных раздражителей;
• соответствие индивидуально-психологических характеристик психофизиологическим требованиям в зависимости от предполагаемого района плавания.
Работа по подготовке к походу каждого моряка, как и вся индивидуальная работа, вообще, требует глубоких знаний психологических особенностей данной конкретной личности, умения найти верный путь влияния на нее, используя для этого ее положительные черты и свойства. Она требует от каждого офицера высокого педагогического такта. Правильно делают те офицеры, которые в любых условиях предпоходного периода не упускают ее из вида, не жалеют для этого ни времени, ни сил.
На одной из подводных лодок перед выходом в море командир подразделения обратил внимание на подавленное состояние молодого матроса Абуталиба Алиева. Казалось, что причина такого состояния ясна. Матрос всю жизнь прожил в Дагестане и море впервые увидел, когда его призвали на военно-морскую службу. К тому же, как доложил старшина, качку он переносил очень плохо. Такие случаи бывали на корабле и раньше, поэтому командир принял обычные, выработанные прежним опытом меры. Но, к его удивлению, они не дали положительного результата. Более того, состояние матроса даже ухудшилось. Он стал замыкаться в себе, искал уединения, проявлял несдержанность. В то же время к своим обязанностям относился добросовестно, был исполнительным и дисциплинированным воином. На кратковременных выходах в полигоны боевой подготовки ходовую вахту нес исправно, много работал. В чем причина такого поведения? Ее нужно было выяснить, так как скоро корабль должен был выйти в дальнее плавание. Обстановка прояснилась, когда офицер изучил структуру внутри коллективных и внешних связей матроса. Оказалось, что он еще в учебном подразделении не раз говорил своим товарищам о том, что будет настоящим моряком. За успехи в службе его несколько раз поощряли. Об этом он писал домой. И там, естественно, гордились своим воспитанником. Когда же он прибыл на корабль, стало ясно, что качку переносит плохо. Этот факт вызвал своеобразную реакцию в группе молодых матросов. Дело доходило до того, что над ним зло шутили, его упрекали в зазнайстве и хвастовстве. Все это явилось причиной тяжелого психического состояния и в то же время вызвало стремление перебороть себя, приспособиться к корабельной службе. Усилиями активистов нездоровая обстановка среди молодых матросов была снята. Он возвратился из дальнего похода классным специалистом.
Психическое состояние готовности к походу формируется постепенно, в ходе всех запланированных мероприятий. Степень его развития во многом зависит от понимания моряком важности задач, поставленных кораблю, и своей личной роли в их успешном решении. Поэтому в индивидуальной работе необходимо добиваться глубокого осознания каждым моряком своей ответственности перед экипажем и на этой основе — развития общественно значимых мотивов поведения. Большое значение имеет также укрепление эмоционально-волевой устойчивости воина с учетом ожидаемых трудностей. Она достигается программированием предстоящих действий того или иного специалиста в такой типичной обстановке длительного плавания, которая требует от него хладнокровия, рассудительности, быстрой реакции, оправданного риска, самостоятельности при оценке поступающей информации. Важно также добиваться, чтобы при проведении занятий, тренировок, профилактических работ на боевых постах происходили постоянное нарастание информационной нагрузки, постепенное усложнение учебных заданий, усиление психологической напряженности, активизация познавательной деятельности.
Закалка каждого корабельного специалиста в индивидуально психологическом плане должна быть такой, чтобы у него все психические процессы (ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, представления, мышление и речь) в любых условиях похода протекали без существенных отклонений от нормы. Для этого рекомендуется во все тренировки, занятия, учения вносить элементы самодеятельности, активности и творчества моряков. На многих кораблях при отработке курсовых задач, проведении мероприятий по борьбе за живучесть и других практических упражнений создается обстановка, требующая от личного состава не только глубоких знаний и навыков, но и находчивости, сообразительности, быстрой реакции, умения по отрывочным данным и скудной информации воссоздать реальную картину и принять правильное решение.
Возрастание моральной и психологической нагрузки на личный состав в предпоходный период может происходить до появления состояния высокого напряжения внутренних сил моряков и определенной психологической возбудимости. Однако этот процесс должен тщательно контролироваться и находиться под пристальным вниманием командиров кораблей и подразделений. Когда он выходит из-под контроля, возможны отрицательные последствия.
Так происходит на тех кораблях, где в предпоходный период общекорабельные работы, проверки, занятия, учения и тренировки планируются без учета времени, необходимого для восстановления затраченных личным составом сил и внутренней энергии. Это создает в экипаже сложную обстановку, оказывает отрицательное воздействие на психические состояния моряков. По данным исследований, при интенсивной морально-психологической подготовке к походу в условиях ненормированного времени и непостоянного рабочего дня у 60 — 65 процентов личного состава отмечается плохой сон, у 20 — 25 процентов появляются повышенная раздражительность и вспыльчивость, 10 —12 процентов жалуются на сильные головные боли. В этих условиях к концу предпоходного периода у 40 процентов моряков были зафиксированы отрицательные психические состояния, проявляющиеся в недовольстве службой, грубых дисциплинарных проступках, неуставных взаимоотношениях, равнодушии, апатии. В период длительного плавания у многих моряков они усиливаются, оказывая отрицательное влияние на всю их служебную деятельность.
Планомерная организация морально-психологической подготовки к походу не только предотвращает возникновение отрицательных психических состояний личного состава в подготовительный период, но и создает благоприятные предпосылки для управления их формированием во время плавания. Создание в предпоходный период напряженности в целях тренировки личного состава для перенесения трудностей требует, во-первых, обязательного учета одного из главных педагогических принципов — систематичности и последовательности обучения, постепенности в наращивании трудностей и, во-вторых, разумного расходования физических и моральных сил личного состава. Опытные командиры принимают все меры к тому, чтобы не допускать перенапряжения, неоправданного расходования сил и энергии экипажа. Устранение причин, приводящих к бесцельному и неэффективному труду, создает благоприятные условия для формирования деловой психологической атмосферы в коллективе, стимулирует уверенные, бодрые, оптимистические состояния, поднимает настроение моряков.
При подготовке к походу командиров и всего офицерского состава необходимо учитывать особенности их предстоящей деятельности по руководству подчиненными в тех или иных условиях плавания. Особое значение имеют мероприятия, направленные на обучение приемам и средствам анализа психических состояний подчиненных, развитие у них умений и навыков по устранению причин, приводящих к психологическому перенапряжению личного состава, усложняющих процесс взаимоотношений, делового и бытового общения. «Необходимо развивать у офицеров такие качества и свойства, которые располагают к себе подчиненных, вызывают у них чувство симпатии и доброжелательства: трудолюбие, скромность, тактичность, отзывчивость, сердечность. Офицер должен обладать глубоким чувством уважения к подчиненным и способностью проникать в их внутренний мир, не преступая при этом уставных норм взаимоотношений, не допуская снисходительства и панибратства» [158, С. 21].
В процессе морально-психологической подготовки офицерского состава происходит глубокое уяснение задач поставленных кораблю и каждому подразделению, обсуждаются и намечаются пути их успешного решения, прогнозируется возможная обстановка отдельных периодов плавания. Одна из главных задач этой работы — формирование у каждого командира подразделения уверенности в успехе и ответственности за порученное дело. Глубокое понимание личной ответственности за себя и своих подчиненных является важным условием повышения активности офицера, формирования у него состояния готовности к походу. Ответственный руководитель не только заставляет себя поступать так, как требует его долг, но и искренне радуется, гордится своими достижениями в службе. В этом случае происходит соединение интеллектуального и эмоционального компонентов ответственности, что выражается в психических состояниях уверенности в своих силах, бодрости и оптимизма. Эти состояния образуют основу, на которой формируется и получает дальнейшее развитие внутренняя готовность к длительному плаванию. В походе эта готовность может значительно измениться, но, как правило, будет иметь положительную направленность.
Основные направления морально-психологической подготовки руководящего звена определены корабельным уставом, указаниями главнокомандующего ВМФ и документами главного штаба ВМФ.
В них же изложены, а также обобщены и научно обоснованы основные положения морально-психологической подготовки корабельного коллектива. При решении задач подготовительного периода планируется глубокое изучение особенностей всех социально-психологических явлений и управление их развитием в целях формирования психического состояния готовности экипажа к длительному плаванию. Этому способствуют развитие инициативы личного состава в решении предпоходных задач, выполнении многочисленных работ по подготовке к походу боевой техники и механизмов, интенсивная боевая учеба по отработке совместных действий в составе подразделений и экипажа в целом, проведение мероприятий по повышению боеготовности корабля. В результате — усиливается сплоченность экипажа, развивается дух сотрудничества и взаимопонимания. Используя эти благоприятные условия, командиры всеми формами воспитательной работы добиваются создания в коллективе высокого боевого настроя, направленного на успешную подготовку к походу.
Исследования показывают, что на тех кораблях, где в предпоходный период организуется целенаправленная морально-психологическая подготовка, психические состояния личного состава отличаются высоким оптимизмом, бодростью, жизнерадостностью в течение всего длительного плавания. В походе эти положительные индивидуальные и коллективные психические состояния личного состава усиливаются, выдвигаются на первый план, заполняют собой все содержание духовной жизни моряков, оказывая благотворное воздействие на их поведение и деятельность.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Специфика психологической подготовки моряков к походу» з дисципліни «Психологія військових моряків: психологічний стан»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит орендованих необоротних активів
Технічні засоби для об’єднання локальних мереж: мости, комутатори...
СУТНІСТЬ, ВИДИ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РОЗВИТКУ ІНФЛЯЦІЇ
Аудит Звіту про власний капітал
Технічні засоби для організації локальних мереж типу TOKEN RING; ...


Категорія: Психологія військових моряків: психологічний стан | Додав: koljan (16.01.2012)
Переглядів: 1135 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП