Отражение в психических состояниях моряков особенностей службы на основных классах и типах кораблей
Большое влияние на психические состояния моряков оказывают особенности службы на тех или иных кораблях, боевое предназначение которых диктуется необходимостью защиты государственных интересов Родины. Сам факт личного участия в решении этих задач оказывает на человека определенное мобилизующее воздействие, активизирует все внутренние силы, создает благоприятную основу для проявления патриотических чувств, глубоких душевных переживаний. На корабле, выполняющем боевую задачу, острее, чем в обычных условиях службы, человек ощущает свою личную ответственность за защиту Родины. В зависимости от понимания сущности самой задачи, ее характера и места в общей системе обороны страны сознание своей причастности к ее успешному выполнению может вызвать устойчивое состояние высокого душевного подъема, вдохновения и боевого возбуждения. Осознание зависимости успеха в решении задач плавания от своей личной деятельности на конкретном боевом посту поднимает чувство собственного достоинства и переживается как состояние глубокой удовлетворенности службой на корабле. В этой обстановке перед личным составом открываются широкие перспективы для проявления лучших личностных качеств, для своего собственного самоутверждения как воина, защитника Родины. Состояния высокого патриотизма, душевного подъема побуждают личный состав к активной деятельности, будят мысль, способствуют проявлению творчества и инициативы. Они создают благоприятную основу для проявления всех способностей человека и протекания познавательных психических процессов: обостряют ощущения и восприятия, концентрируют внимание, расширяют представления и воображения, повышают продуктивность памяти и мышления. В такой обстановке у личного состава повышается выносливость, умножаются физические силы, укрепляется уверенность в своих возможностях, в успешном решении боевой задачи. Обстановка длительного плавания, конкретность решаемых кораблем задач не только требуют, но и убеждают личный состав в необходимости безупречного выполнения своих обязанностей. Любой корабельный специалист действует на боевом посту в соответствии с инструкциями и наставлениями, дисциплинированно несет вахту и исполняет другие многочисленные обязанности не потому, что все его действия, так или иначе, контролируются, а в силу глубокой убежденности в необходимости именно такого поведения. Не только на виду у командиров и своих сослуживцев матросы, старшины, мичманы и офицеры проявляют высокую самодисциплину. На каждом корабле много таких постов, где вахту несут одиночно. Но независимо от этого моряк остается требовательным к себе. Даже в трудную минуту он проявляет выдержку и спокойствие, не поддается слабости. Упорство, умение управлять собой, своими состояниями и переживаниями необходимы при решении даже простых повседневных задач на корабле. Не случайно, как это было показано выше, на большинстве кораблей, особенно на ракетных подводных лодках, а также на надводных кораблях, выполняющих ответственные задачи, за период длительных плаваний значительно сокращается количество дисциплинарных проступков, а грубые проступки бывают в исключительно редких случаях. На многих кораблях уже сам процесс подготовки к длительному плаванию вызывает у личного состава высокий патриотический подъем. Как правило, в это время экипаж много работает, проверяет боевую технику и оружие, проводит профилактический ремонт механизмов, отрабатывает и сдает учебные задачи. Но ни высокая степень загруженности личного состава, ни все убыстряющийся темп проводимых на корабле авральных работ и плановых мероприятий не снижают активности и инициативы моряков. Итак, выполнение задач длительного плавания уже само по себе оказывает большое мобилизующее влияние на личный состав корабля, стимулирует формирование положительных психических состояний, отличающихся высоким патриотизмом, оптимизмом, бодростью. Также как и в любой боевой обстановке, у личного состава проявляются мужество, здоровое стремление отличиться, желание проявить себя, показать на деле свою преданность народу и Родине, верность военной присяге. Но эти объективные условия дадут наибольший эффект, если они учитываются командирами и офицерами-воспитателями в их работе с личным составом. Ведь сущность поставленных кораблю задач нужно понять, а самое главное, осознать ах зависимость от собственной деятельности. Довести до глубокого сознания каждого моряка их государственную важность — главная цель воспитательной работы. Она достигается в процессе боевой подготовки, отработки и сдачи курсовых задач, выполнения обязанностей по всем корабельным расписаниям. Вся боевая учеба и деятельность экипажа в базе направлены на подготовку к предстоящему плаванию. Достижению этих целей служит воспитательная работа на корабле. Особая роль принадлежит основным служебным формам воинского воспитания личного состава, подготовке офицеров, учебе мичманов, занятиям с матросами и старшинами срочной службы. Большое значение имеет также усиление агитационно-пропагандистской и культурно-досуговой работы. Однако эта работа проводится не на всех кораблях одинаково, не везде она учитывает возможность не только положительного, но отрицательного влияния на личный состав, в том числе трудных условий предстоящего плавания и характера боевой деятельности экипажа. Длительное плавание — это уже не учеба, а интенсивная боевая деятельность, которая отличается от учебных будней и связана с ломкой динамического стереотипа, с перестройкой всей психики моряка, с определенным переломом в жизни экипажа. В своей основе этот переход в какой-то степени моделирует для личного состава корабля его действия на случай войны. Обстановка в походе максимально приближена к действиям во время войны. Но все же она в значительной степени отличается от настоящего боя, и в первую очередь отсутствием боевого противодействия противника. Кроме того, в каких бы трудных условиях ни выполнялись задачи плавания, они ведь только предназначены на случай войны, а проходят в условиях мирного времени. Все это не только воспринимается и осознается моряками, но и воздействует на их психические состояния. Тем не менее, само содержание учебной деятельности экипажа, так же как и в реальном бою, воздействует на моряков, закаляя абсолютное большинство, расслабляя и надламывая единицы. Это воздействие проявляется, прежде всего, в области переживаний и психических состояний. По своему содержанию они подразделяются на несколько групп. Основными из них являются психические состояния, развитие которых обусловлено обострением чувства самосохранения. Такое чувство присуще каждому человеку, но сила его влияния зависит от личностных качеств, особенно от направленности личности и силы воли. У некоторых (недостаточно закаленных, со слабыми волевыми качествами) моряков оно может проявиться в виде устойчивых состояний сильного внутреннего волнения, тревоги и даже страха. Но влияние на поведение человека этих состояний зависит от типа корабля и характера решаемых боевых задач. С наибольшей силой они действуют на подводных лодках и на надводных кораблях при плавании в сложной и опасной обстановке. Моряк зачастую уже в предпоходовый период постоянно находится в сильном волнении, сомневается в успехе предстоящего плавания, преувеличивает ожидаемые трудности. Сосредоточивая все свое внимание на этих трудностях, а также на недостатках, имеющихся на корабле, особенно в вопросах обеспечения безаварийного плавания, такой человек постоянно находится в состоянии неуверенности и тревожного ожидания действительных, а чаще всего воображаемых трудностей. Под влиянием этих состояний он утрачивает интерес к решению предпоходных задач, считая их невыполнимыми, по любому поводу проявляет свое недовольство, распространяет в экипаже всевозможные домыслы и слухи. Постепенно у него настолько сильно повышается внутренняя напряженность, что она начинает проявляться в несдержанности, неуравновешенности, нервозности. Не в силах противостоять этим тягостным и тревожным состояниям, не видя перспективы, такой моряк нередко видит выход в том, чтобы уклониться от похода, под тем или иным предлогом остаться на берегу. В одном случае он вдруг обнаруживает у себя какую-либо болезнь, хотя до этого отличался отменным здоровьем, и ложится в госпиталь. Причем нередко объективные показатели ухудшения здоровья действительно имеются, но причина здесь не физиологическая, а психологическая. В другом случае сумел добиться перевода на другой корабль, как правило, находящийся в длительном ремонте. В третьем случае организовал себе перевод в экипаж строящегося корабля или в береговую часть. Среди этой категории личного состава, особенно некоторых офицеров и мичманов, встречаются такие моряки, которые за всю свою службу так ни разу и не побывали в длительных плаваниях. Бывает, что именно в качестве членов экипажей ремонтируемых и строящихся кораблей они дослуживают до немалых чинов и рангов, принося тем самым вред подготовке корабельного состава флота. Возникновение у моряков положительных или отрицательных психических состояний обусловлено, конечно, не столько характером и условиями плавания, сколько той воспитательной работой, которая проводится на корабле. Но при прочих равных условиях определенное значение имеют объективно складывающаяся обстановка и характер решаемых кораблем задач. В зависимости от содержания учебно-боевые задачи по-разному воспринимаются, осознаются и переживаются личным составом, накладывая, тем самым, существенный отпечаток на формирование и развитие психических состояний моряков. Исследования показывают, что на разных кораблях воздействие решаемых задач может быть различным. На подводных лодках, особенно на атомоходах, оно, как правило, проявляется с положительной стороны, способствуя формированию высокого боевого возбуждения, деловой активности, готовности к решительным действиям в любых условиях плавания. Вместе с тем в отдельные периоды похода и среди подводников могут возникать отрицательные психические состояния. Чаще всего они развиваются: • у личного состава, не имеющего опыта длительных плаваний, в начале похода, когда глубокое осознание всей важности возложенной на корабль учебно-боевой задачи порождает тревожные состояния неуверенности в своих силах; • у некоторых опытных и хорошо подготовленных воинов в конце похода в виде самоуспокоенности или беспечности в силу недостаточного понимания ими важности учебно-боевых задач. Психические состояния личного состава зависят также от частоты повторяемости длительных плаваний. Причем эта зависимость может проявляться и в положительной и в отрицательной направленности. Принято считать, что приобретение опыта плаваний создает благоприятную почву для морально-психологической подготовки личного состава. Это, безусловно, правильное положение не исключает, однако, появления у моряков не только положительных, но и отрицательных состояний при повышении их интенсивности. На практике нередко случается так, что с каждым последующим выходом корабля в поход тенденция к усилению психологической напряженности постоянно увеличивается. Если она не принимается в расчет и не учитывается в воспитательной работе, это может иметь отрицательные последствия. В современных условиях интенсивность плаваний постоянно возрастает. После возвращения в базу корабли не застаиваются у пирсов. После короткого отдыха личный состав проводит необходимые профилактические мероприятия на материальной части и включается в напряженный план боевой подготовки. Отработав и сдав положенные по курсу боевой подготовки задачи, он вновь отправляется в поход. Чаще проявляются и сильнее влияют отрицательные психические состояния моряков на некоторых проектах дизельных подводных лодок. Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются: большая продолжительность и высокая интенсивность плаваний; невысокий уровень технической оснащенности и более сложная тактика действий. Условия обитаемости на этих подводных лодках характеризуются повышенным влиянием климатических факторов, тем более при плавании в экваториальных районах Мирового океана, высокой концентрацией внутри прочного корпуса вредных примесей, большой скученностью личного состава в отсеках, недостаточными возможностями для поддержания необходимых санитарно-гигиенических условий. Многие моряки на этих кораблях постоянно живут (спят, принимают пищу, проводят свой досуг) в тех же отсеках, где расположены их боевые посты. Следует учитывать также и то обстоятельство, что личному составу дизельных подводных лодок решать задачи скрытности плавания, отрыва от противолодочных кораблей в случае обнаружения и прорыва, глубоко эшелонированных противолодочных рубежей труднее, чем на атомоходах, хотя по степени шумности они находятся в более выгодном положении. Большое психологическое воздействие на личный состав подводных лодок, предназначенных для борьбы с подводными и надводными кораблями, оказывает непосредственный контакт с ними. При, умелых и правильных действиях экипажа это, как правило, означает успешное выполнение боевых задач. Если это торпедная подводная лодка то, для того чтобы выполнить свою главную задачу, она должна обнаружить корабль, прорвать его сильную противолодочную оборону, выполнить маневрирование, произвести торпедный залп и путем послезалпового маневра оторваться от противника. Все эти действия связаны с большим риском и поэтому порождают у личного состава определенные переживания и психические состояния. Своеобразны также психические состояния личного состава атомных подводных лодок, вооруженных противокорабельными ракетами. Но для них главной отличительной чертой является риск непосредственного соприкосновения с кораблями противника, хотя дистанции для нанесения ракетного удара значительно превышают дистанции торпедных залпов. Личный состав подводных лодок и противолодочных кораблей всегда с огромным воодушевлением воспринимает сам факт успешного выполнения поставленной задачи. В каком бы трудном положении ни находился в это время корабль, в экипаже неизбежно возникает душевный подъем. В это время как бы снимаются тяжелые психические состояния, вызванные сложными условиями плавания, легко преодолевается усталость, поднимается общее настроение. Важно лишь своевременно информировать личный состав об успехах плавания и на этой основе способствовать формированию у моряков положительных психических состояний. Имеют свои отличительные черты психические состояния личного состава больших надводных кораблей, в том числе ракетных и особенно противолодочных крейсеров. Эти черты обусловлены, во-первых, социально-психологическими условиями службы и быта и, во-вторых, характером и содержанием задач длительного плавания. Среди социально-психологических условий службы и быта на крупных надводных кораблях наибольшее значение имеют: • большая численность экипажей; • наличие в экипаже различных крупных воинских подразделений, в том числе новых боевых частей, а также самостоятельных команд и других формирований'; • перебазирование на корабль перед походом подразделений летного состава; • сложность корабельной повседневной и боевой организации; • своеобразие служебного и бытового положения различных категорий личного состава; • разнообразие и многоплановость структуры корабельного коллектива. В этих условиях повышается роль отделений, команд и групп в решении всех боевых и повседневных задач. Связь личности с коллективом боевой части, а тем более со всем экипажем опосредуется непосредственным служебным формированием и его психологией. На кораблях с относительно малочисленным экипажем действия каждого корабельного специалиста, а также его самочувствие, настроение и психическое состояние в той или иной мере становятся известны всему личному составу и, так или иначе, влияют на весь коллектив. На крупном надводном корабле такое индивидуальное влияние зачастую ограничивается рамками боевого поста, команды или группы. На кораблях с небольшим экипажем, особенно на современных подводных лодках с высокой автоматизацией, каждый корабельный специалист, в том числе и рядовой матрос, не только понимает и осознает свою личную роль в решении задач плавания, но и отражает ее в своих чувствах и состояниях. Для того чтобы уловить связь рядового специалиста на крупных надводных кораблях с общекорабельными делами, необходимо ее внимательно проследить, а в отдельных случаях и доказать. На крупном корабле моряк может длительное время не только не общаться с личным составом других боевых частей, но и ничего не знать об их службе, интересах, стремлениях. В его взглядах, мнениях и психических состояниях преобладает влияние той микро группы, где он исполняет свои служебные обязанности, живет, проводит досуг. Общекорабельные интересы для него как бы отступают на второй план. Психические состояния и в определенной степени боеспособность моряка во многом зависят не столько от общей корабельной организации, от командования корабля и боевой части, сколько от положения дел в отделении, команде и группе. Большое влияние на психические состояния личного состава крупных надводных кораблей оказывает сам процесс выполнения задач плавания, который обусловлен их огромной боевой мощью. В отличие от подводных лодок их боевая мощь открыта и очевидна. Уже само появление этих кораблей в океане оказывает влияние на укрепление наших позиций, тем более их активные длительные плавания. Все это оказывает большое воздействие на формирование у личного состава положительных психических состояний высокого патриотического подъема, ответственности за выполнение своих обязанностей на корабле, боевого настроя. Таким образом, характер задач плавания в зависимости от класса и типа корабля, его боевого назначения и условий деятельности оказывает сложное, не всегда однозначное влияние на психические состояния моряков, на боеспособность всего экипажа и боеготовность корабля. Внимательный учет этого влияния, его направленности и силы имеет огромное значение для мобилизации личного состава на успешное выполнение кораблями задач в длительных океанских плаваниях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Отражение в психических состояниях моряков особенностей службы на основных классах и типах кораблей» з дисципліни «Психологія військових моряків: психологічний стан»