Как целостная и самостоятельная психологическая категория психические состояния занимают определенное место в структуре психики и выполняют важную роль во всей психической деятельности. Они характеризуются протеканием психических процессов и проявлением свойств личности, испытывая в то же время их обратное влияние. Взаимосвязь и взаимообусловленность психических процессов и свойств личности достаточно полно и всесторонне рассмотрены в работах многих психологов, особенно Н.Д. Левитова, и выражаются главным образом в том, что «вне психических процессов нет, и не может быть никаких психических состояний» [100, С. 20]. Занимая как бы промежуточное положение в структуре психики, располагаясь между процессами и свойствами личности, «...они возникают только в результате отражательной деятельности мозга, на основе психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых). Но раз, состояния, с одной стороны, влияют на психические процессы (во многом, например, они определяют тонус и темп отражательной деятельности, избирательность ощущений, восприятий, внимания, продуктивности памяти, мышления), то с другой — представляют собой определенный, «строительный материал» для формирования качеств и свойств личности». [49, С. 7—8] Связь и взаимообусловленность психических состояний и эмоционально-волевых процессов заключаются в самостоятельности психических состояний, неправомерности и недопустимости их подмены эмоциями, чувствами и настроениями. В тоже время следует иметь в виду, что психические состояния испытывают сильное воздействие объективных условий имение через эмоции, чувства и настроения. В большинстве исследований, посвященных психическим состояниям, убедительно обосновывается их зависимость от качеств и свойств личности человека, его мировоззрения, духовной ориентации, патриотической сознательности, нравственных устоев [100,132, 199,182]. «Ни одно психическое явление, — подчеркивает К.К. Платонов, — будь то процесс, состояние или свойство личности, проявляющееся в деятельности, и сама эта деятельность и ее элементы — действия и поступки — не могут быть правильно поняты без учета личностной их обусловленности» [152, С. 198], Однако и это, безусловно, верное и научно обоснованное утверждение не только не исключает, а предполагает необходимость учета непосредственного влияния на психические состояния внешних факторов. В исследованиях, документах и других материала о длительных плаваниях выделяются следующие из них, которые можно объединить в три основные группы. В первую группу входят факторы, требующие вынужденного приспособления человека к условиям корабельной службы и жизни в длительных плаваниях: длительный отрыв от земли, прекращение непосредственной связи с широким социальным окружением, изменение привычных жизненных условий. Во вторую группу — факторы, оказывающие на моряков непосредственное воздействие: штормовая погода, усиление или ослабление солнечной радиации, понижение или повышение температуры воздуха и воды. В третью — факторы, изменяющие или полностью запрещающие возможности удовлетворения многих жизненных потребностей человека, в том числе: некоторых материальных, духовных, семейных (брачных), физических и моральных. Эти факторы воздействуют на моряка не изолированно, а одновременно и комплексно усложняют выполнение служебных обязанностей, вносят определенную корректуру в повседневную жизнь, в какой-то мере диктуют линию поведения. Поэтому в исследованиях и документах, посвященных длительным плаваниям, подчеркиваются в основном отрицательные последствия их воздействия на моряков. Они проявляются в эмоциях, чувствах, настроениях, способствуют развитию определенных психических состояний. Однако наши исследования, также как и другие материалы о длительных плаваниях, свидетельствуют о том, что их возникновение и развитие не являются неизбежным следствием обстановки. Правда, по некоторым данным за период плавания отрицательные психологические явления преобладают в поведении и деятельности моряков. Рассматривая их, В.И. Лебедев, к примеру, пишет: «... по нашим данным при плавании на дизельных подводных лодках постройки 40-х годов, начиная с 20-х суток, отмечается четкое увеличение жалоб моряков на общую слабость, вялость, сонливость во время несения вахты и бессонницу в период, отведенный для сна. Начиная с 40 — 45-х суток, многие из тех, кто обращался к врачу, жаловались на свою несдержанность. Малейший пустяк (замечание старшего по должности, шутка товарища и т. д.) вызывал эмоциональную вспышку, о которой они потом сожалели. Ряд подводников жаловались на апатию («все надоело, все безразлично»)» [99, С. 54]. Еще более подробный анализ содержится в исследованиях В.Д. Ткаченко, Проводившихся на рыболовных судах. «У рыбаков, — пишет он, — в динамике длительного рейса наблюдается психическая и эмоциональная неуравновешенность у 61% членов экипажа...» [192, С. 54]. Факторы длительного плавания, входящие в первую группу, оказывают сильное воздействие на личный состав, проявляясь в основном в психических состояниях скуки и тоски по земле, изматывающих внутренние силы моряков. В своем крайнем виде с течением времени они могут усиливаться, захватывая все мысли и чувства человека, порождая явления безысходности и апатии. Их воздействие бывает настолько сильным, что может вызвать стремление при удобном случае найти пути перевода на берег, У некоторых моряков оно особенно сильно проявляется перед подготовкой к каждому новому длительному плаванию. В.Д. Ткаченко даже утверждает, что в отдельных случаях сильнейшая скука принимает форму ностальгии и может приводить к серьезным заболеваниям, а иногда и к смерти. «Ностальгия, — пишет он, — чувство подавленности, вызванное длительным отрывом от земли, семьи, Родины. Нередко при этом наблюдаются психические расстройства, если желание вернуться на берег не может быть удовлетворено в ближайшем будущем. Ностальгия ведет к потере сна, аппетита, иногда сопровождается истощением и различными формами расстройств, приводящими к глубокой меланхолии и даже смерти. Анализ этого состояния, как в условиях моря, так и на берегу показывает, что ему подвержены люди, которые отрываются на определенный срок от дома, Родины не по своему желанию, а также в группах, где наблюдаются отрицательные взаимоотношения» [192, С. 140]. В нашем исследовании смертельных последствий ностальгии среди военных моряков не зафиксировано, однако ее отрицательное воздействие на их поведение и деятельность бывает очень сильным. Факторы длительного плавания, входящие во вторую группу, сказываются отрицательно на самочувствии моряков. Среди них особая роль принадлежит качке корабля, во время которой у человека происходит нарушение многих физиологических функций и систем организма, способных приводить к развитию острых заболеваний или обострению хронических, к снижению, а подчас и к потере работоспособности. Можно условно выделить два варианта морской болезни — скрытый и выраженный. Первый характеризуется некоторым ухудшением общего самочувствия (ощущения дискомфорта), легкой слабостью, тяжестью в голове и умеренным снижением работоспособности. При втором те или иные нарушения возникают почти во всех органах и системах организма. Как правило, они наблюдаются со стороны центральной, вегетативной нервной, сердечно-сосудистой систем, в органах желудочно-кишечного тракта и др. Часто при этом появляются головная боль, головокружение, тошнота, рвота, бледность кожных покровов, нарушение пульса, выступает холодный пот. Качку каждый моряк переносит по-своему. Один не может слышать о пище, жалуется на постоянную тошноту, головокружение, другой, наоборот, много и аппетитно ест, но тоже чувствует недомогание, проявляет повышенную нервозность и раздражительность, третий страдает бессонницей. Разновидностей этой еще недостаточно изученной болезни очень много. Почти у каждого человека свои индивидуальные симптомы и особенности. Приучить свой организм к качке практически невозможно. Известный английский адмирал Нельсон в течение двух с лишним лет ни разу не сошел на берег, жил и плавал на кораблях, пытаясь приучить себя к качке настолько, чтобы «не испытывать отвратительного чувства тошноты, и ничего из этого не вышло» [78, С. 118]. Особенно удручающее воздействие качка производит на некоторых молодых моряков, впервые участвующих в длительных плаваниях. Зная об этом, опытные командиры кораблей и подразделений принимают специальные меры, среди которых на первом плане стоят четкость корабельной организации, строгость деловой и вместе с тем товарищеской обстановки в экипаже, оптимальный режим труда и отдыха моряков. В условиях служебной занятости и нормального отдыха молодой матрос легче переносит морскую болезнь и постепенно приноравливается к качке корабля. В противном случае он может быстро утратить работоспособность и безвольно подчиниться океанской стихии. Тогда, как правило, и наступает состояние бессилия, безразличия и даже апатии. В хронических случаях один только сигнал о приготовлении корабля к походу действует на моряка удручающе. На кораблях нередки еще случаи, когда не только молодые матросы, но даже и офицеры, не умея побороть это состояние, окончательно утрачивают способность к противодействию, и принимают энергичные меры к переводу в любую береговую часть. У тех же, кто вовремя смог преодолеть эти трудности, штормовая погода вызывает прилив особого возбуждения, стремление к борьбе со стихией. Психические состояния таких моряков отличаются высокой внутренней энергией, бодростью и оптимизмом. Океан воздействует на человека не только качкой корабля. Шторм всегда сопровождается резким изменением погоды, обильными осадками, сильным, нередко ураганным ветром. Корабль не просто качается, на волнах, он испытывает мощные удары огромных масс воды, которая заливает верхнюю палубу и даже надстройки. Сильная вибрация и тряска затрудняют движения, усложняют любую работу. Угнетающе действуют постоянный грохот волн, завывание ветра в корабельных конструкциях. Во время шторма корабли нередко получают значительные повреждения, что не только требует от личного состава дополнительных усилий на их восстановление, но и вызывает неуверенность, тревогу и даже страх. Существенно влияют на психические состояния моряков условия в отдаленных районах плавания. В походе современные корабли в относительно короткие сроки преодолевают огромные пространства Мирового океана. Когда корабль из арктических или умеренных широт переходит в экваториальные районы или в обратном направлении, неизбежно наступает резкая смена температурных режимов, усиливаются или снижаются солнечная радиация и влажность воздуха. По нашим данным, когда корабль в летнее время переходит из арктических в экваториальные широты, температура наружного воздуха повышается в среднем на 16°C, во внутренних помещениях корабля — на 20°С, а в некоторых из них (котельное и машинное отделения, камбуз) — на 27° С. В зимнее время эти изменения еще более значительны. Постепенно личный состав адаптируется к новым условиям. Однако сам процесс адаптации, направленный на ввод в действие резервных возможностей организма, не исключает, а предполагает различные болезненные реакции организма, в том числе появление общей слабости, потери аппетита, бессонницы, головных болей и т. п. По данным наших и некоторых других исследований, несмотря на полную адаптацию моряков к условиям длительного плавания, под влиянием изменяющегося температурного режима и других климатических показателей при переходе корабля из арктических или умеренных широт в экваториальные у них происходят сложные физиологические изменения, которые и сопровождаются отмеченными выше болезненными реакциями организма. За период длительного плавания в экваториальных районах Индийского и Атлантического океанов, по нашим усредненным данным, эти реакции проявлялись у 74 процентов личного состава. Все это сказывается на самочувствии людей, усиливает подверженность различным заболеваниям. Однако отрицательное влияние условий длительного плавания во многом зависит от психических состояний моряков. В процессе исследования было установлено, что за все время плавания в указанных районах количество обращений к врачу по сравнению с таким же периодом при постоянном базировании увеличилось более чем в два раза. Причем в первый месяц похода их было в два раза больше, чем в последний. Это свидетельствует о том, что по мере адаптации отрицательное влияние усложняющейся обстановки значительно сокращается. Однако, следует иметь в виду, что сам факт обращения к врачу еще не говорит о том, что моряк находится в угнетенном или другом отрицательном состоянии. Ухудшение самочувствия лишь способствует его возникновению, которое в свою очередь зависит от многих причин: в основном от уровня духовной стойкости, сознательности моряка, понимания им важности задач, решаемых экипажем корабля, осознания своей личной ответственности за их выполнение. В условиях высокого духовного и трудового подъема, благоприятной психологической атмосферы на корабле сам факт обращения моряка к врачу свидетельствует лишь о том, что у него возникла тревога о своем здоровье, об успешном выполнении своих функциональных обязанностей. Этот вывод подтверждается следующими показателями. При увеличении обращений к врачу за период длительного плавания более чем в два раза потеря трудоспособности проявилась в три раза меньше по сравнению с пребыванием корабля в базе в течение такого же времени. Таким образом, отрицательное влияние рассматриваемых условий плавания на психические состояния моряков нельзя понимать как неотвратимое. На кораблях, где командиры заранее учитывают эти объективные факторы и принимают меры, для борьбы с ними, их вредное воздействие может быть ослаблено и даже сведено к нулю. Путем усиления медицинского контроля, наиболее правильного чередования работ и отдыха, улучшения бытовых условий, качества приготовления пищи и т.д. можно поставить достаточно надежную преграду на пути распространения отрицательного влияния этих факторов. Это убедительно подтвердилось на кораблях, где проводилось исследование. Так, из всех моряков, у которых возникли головные боли, за помощью к врачу обратилось лишь 0,6 процента, а жалоб по поводу недомогания, потери аппетита и бессонницы, к нему вообще не поступало. Определенное влияние на психические состояния моряков оказывает также ряд других физических факторов, таких, как характерный в походе шум, вибрация, магнитное и электрическое поля внутри корабля. Степень их влияния пока еще мало изучена, однако уже сейчас можно сказать, что ряд из них, особенно в начальный период плавания, оказывает негативное влияние. Установлено, например, что длительное воздействие шума ухудшает психическое состояние человека, уменьшает его стойкость к внешним раздражителям, вызывает чувство неуверенности в себе и правильности принимаемых решений. Отмечено также, что значительные изменения происходят в состояниях моряков при плавании в экваториальных районах в связи с повышением воздействия на организм солнечной радиации. Наряду с этим в дальних походах на подводных лодках значительные изменения происходят из-за длительного пребывания в искусственной среде, лишенной непосредственной связи с атмосферой, естественной смены дня и ночи, влияние солнечного света, вечерних сумерек, ночного неба и т.п. Велико влияние на психические состояния моряков и факторов, входящих по нашей классификации в третью группу. Они в основном относятся к возможностям удовлетворения некоторых потребностей личного состава, а психические состояния органически связаны с потребностями. Это не означает, однако, что для создания положительных психических состояний моряков необходимо полное удовлетворение всех материальных и духовных потребностей. Условия похода тем и отличаются от службы на берегу, что здесь проявляются объективные трудности и необходимость некоторых ограничений. В походе неизбежен отказ от своих личных желаний и привычек ради удовлетворения оптимальных требований коллектива. Хотя эти ограничения и трудности не затрагивают область основных жизненных потребностей человека, они могут (если не вести определенной работы, в основном разъяснительного характера) отрицательно повлиять на психические состояния моряков и даже вызвать физические и нравственные страдания. Особое место среди причин психических состояний воинов в длительных плаваниях принадлежит семейным отношениям. Правда, эта проблема в основном касается офицеров и мичманов. Но если учесть, что на современных кораблях, особенно на подводных лодках, значительный процент экипажа составляют именно эти категории личного состава, то становится понятной ее актуальность. К тому же не является секретом, что от психического состояния командного состава на корабле зависит очень многое, в том числе в известной степени и самочувствие подчиненных. Моряк большую часть жизни проводит в отрыве от семьи. За период длительного плавания он успевает не только истосковаться по своей семье, но и многое передумать, переоценить прошлые события и факты своей семейной жизни. Нередки еще случаи, когда по различным причинам, а иногда и без причин у отдельных моряков возникает болезненное чувство ревности. Бывает, что оно достигает такой силы, которая подчиняет себе всю эмоциональную жизнь моряка. Чтобы вывести человека из такого тяжелого состояния, а еще лучше предупредить его, нужна специальная, очень тактичная воспитательная работа. На кораблях и в соединениях ею занимаются в основном военные психологи, офицеры-воспитатели. Они используют различные формы и методы, в том числе изучение социально-психологических проблем семьи как ячейки общества, определение физиологических особенностей взаимоотношений в семейной жизни, дискуссии по вопросам нравственности, мероприятия по повышению общекультурного уровня личного состава. Большое значение имеют также забота о семьях офицеров и мичманов, обеспечение их благоустроенным жильем, проведение культурно-массовой и агитационно-пропагандистской работы с членами семей военнослужащих. Многое делается по линии женсоветов. Большое значение имеет хорошая организация послепоходного отдыха моряков. Подводники, как правило, после возвращения в базу вместе с семьями направляются в специализированные дома и пункты отдыха, а для многих из них открывается возможность провести это время в санаториях, при которых имеются детские пансионаты. Забота о семьях военнослужащих, их быте и отдыхе оказывает большое положительное влияние на психические состояния офицеров и мичманов в длительном плавании. Однако потребность в брачных отношениях, привязанность к детям, привычка к семейному уюту заставляют человека вновь и вновь, в своих мыслях возвращаться к дому, к семье. Моряк в походе заново переживает счастливые минуты семейной жизни, переосмысливает и переоценивает те многочисленные заботы, которые не успел осуществить, продумывает планы на будущее. Хорошо, если в это время он сможет получить письмо от жены и детей или хотя бы короткую информацию об их жизни. Обеспечение в длительном плавании личного состава связью с родными, доставка писем на корабли имеет огромное значение. На надводных кораблях эта задача в той или иной степени решается. Сложнее решаются задачи по передаче информации от семей для подводников, хотя командование соединений находят возможности в необходимых случаях сообщать им особенно важные сведения. Однако такая работа проводится еще не всегда и не на всех кораблях. Более того, на некоторых из них вопросы семейно-бытового характера считаются второстепенными, а иногда и вообще не принимаются в расчет. Так, к примеру, случилось с лейтенантом Н.И. Михневичем, проходившим службу на крейсере «Комсомолец». Этот молодой офицер длительное время не получал жилья, и лишь перед выходом корабля в поход оно ему было предоставлено. Однако времени для того, чтобы привезти семью к своему месту службы, у него уже не было. Корабль выходил в море. Когда офицер обратился за помощью, его заверили, что волноваться не стоит, необходимая помощь для переезда семьи к месту службы мужа будет оказана. Однако обещание осталось невыполненным. Более того, с прибытием корабля в базу офицер был назначен на другой корабль и через несколько дней вышел на нем в новое длительное плавание. За это время ордер на квартиру был аннулирован. Вряд ли можно чем-либо оправдать такое отношение к офицеру. Легко представить, с каким тяжелым психическим состоянием он переносил новые тяготы длительного плавания. В исследовании имеются и другие случаи возникновения у моряков тяжелых психических состояний из-за действительных, а нередко и легко преодолимых семейных неурядиц. И хотя в большинстве соединений, на кораблях, в частях принимаются необходимые меры, чтобы ликвидировать их отрицательное влияние, желаемый результат достигается не всегда. Причина, на наш взгляд, заключается в том, что проблема семейно-бытовых отношений личного состава ВМФ изучена недостаточно, а принимаемые меры носят только сугубо практический характер и зависят в основном от желания и умения того или иного начальника самому разобраться в обстановке и найти правильное решение. Итак, походная жизнь и быт военных моряков на современных кораблях специфичны и характеризуются большой продолжительностью океанского плавания и обусловлены их отрывом от семей. Постоянная высокая физическая и психологическая напряженность, большие трудности походной службы и жизни на кораблях, длительное воздействие экстремальных условий способствуют формированию у моряков специфических психических состояний, которые оказывают определенное влияние на их деятельность, на боеготовность кораблей и боеспособность экипажей. Вместе с тем, и это главное, на корабле в длительном плавании всегда поддерживается предбоевая обстановка, которая во время учений и занятий максимально приближается к боевой. Все эти обстоятельства обусловливают различные психические состояния личного состава. Знание и умение выявлять их помогает командирам эффективно управлять деятельностью подчиненных.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Условия похода и психические состояния моряков» з дисципліни «Психологія військових моряків: психологічний стан»