Профессионализм педагога включает в себя три стороны: — эффективное с высокой результативностью выполнение видов педагогической деятельности (обучающей, развивающей, воспитательной, диагностической, коррекционной, самообразовательной и др.); — полноценное гуманистически ориентированное педагогическое общение, направленное на обеспечение сотрудничества с другими участниками педагогического процесса (с учащимися, с коллегами - педагогами, с администрацией); — зрелость личности педагога, характеризующаяся сочетанием профессионально важных качеств, необходимых для высоко результативной педагогической деятельности и гуманистически ориентированного педагогического общения. Каждая из этих сторон профессионализма педагога лежит в основе видов его профессиональной компетентности. Профессиональную компетентность педагога понимают как его способность к решению определенного класса профессиональных задач. Так, сформированность педагога как субъекта видов педагогической деятельности является основанием для нескольких видов компетентности — предметной, методической, диагностической, инновационной, исследовательской. Сформированность педагога как субъекта педагогического общения повышает его коммуникативную, перцептивную, управленческую компетентность. Зрелость личности педагога укрепляет его личностно-индивидуальную компетентность. Содержание этих видов профессиональной компетентности входит в предмет педагогической акмеологии. Профессиональная педагогическая компетентность складывается из: профессиональных педагогических знаний и умений, из профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, к учащимся, к коллегам, к себе), из профессионально важных качеств личности. Первая сторона профессионализма педагога - компетентность в педагогической деятельности — включает в себя: — знания о сущности труда учителя, о психологических и о возрастных особенностях учащихся, о содержании школьных программ и др. — педагогические умения: умения изучать педагогическую ситуацию и ставить адекватные педагогические задачи; умение отбирать, группировать и обновлять учебный материал, умение изучать учащихся (их память, мышление, внимание и др.), состояние обученности и воспитанности учащихся, прогнозировать их зону ближайшего развития; умение отбирать и комбинировать методы, средства и формы обучения и воспитания, адекватные способностям и возможностям учащихся, инновационные умения, как поиск новых педагогических задач, способов (технологий); умение ставить проблемы и проводить исследование, экспериментировать и др.; — профессиональные педагогические позиции: предметник, методист, диагност, мастер, новатор, исследователь, экспериментатор и др. — профессионально важные качества личности: — педагогическая эрудиция и осведомленность; — педагогическое мышление (как способность к анализу педагогических ситуаций и принятию педагогом педагогического решения с учетом особенностей учащихся); — педагогическая интуиция (как быстрое одномоментное принятие педагогического решения с учетом предвидения развития ситуации без развернутого осознанного анализа); — педагогическая импровизация (как нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощения); — педагогическая наблюдательность, зоркость (как понимание сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам); — педагогический оптимизм (как подход к учащимся с оптимистической гипотезой, с верой в их возможности); — педагогическое прогнозирование (как умение предвосхищать поведение учащихся, предусматривать их и свои затруднения). Вторая сторона профессионализма педагога — компетентность в педагогическом общении (коммуникативная компетентность) содержит: — знания о задачах и средствах общения, о педагогической этике; — педагогические умения: умения ставить широкий спектр общенческих задач и гибко их перестраивать в ходе общения; умение учитывать позицию других участников общения; терпимость к непохожести другого человека; умение преимущественного использования организующих воздействий по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими; использование демократического стиля и открытой позиции в общение; умение изучать и оценивать опыт коллег, участвовать в педагогическом сотрудничестве и др.; — профессиональные педагогические позиции: гуманист, "психотерапевт", актер, участник и субъект педагогического сотрудничества; — профессионально важные качества личности: — педагогическая эмпатия, сопереживание; — педагогический такт (как разумная мера в выборе воздействий на учащихся с учетом условий и возможностей участников общения); — педагогическая чувствительность; — эмоциональная саморегуляция и др. Третья сторона профессионализма педагога — личностно-индивидуальную компетентность образуют: — знания о психологии личности; — педагогические умения: умение изучать и развивать личность учащихся; умение изучать и развивать свои личностные качества, понимать и сохранять нравственные ценности в труде педагога; умение строить и реализовывать планы своего личностного и профессионального саморазвития; умение изучать и хронометрировать процесс своего труда; умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, особенности своего индивидуального стиля; умение поддерживать работоспособность и др. — профессиональные и педагогические позиции: самодиагностика, осознанная индивидуальность; — профессионально важные качества: — педагогическое целеполагание (как способность планировать свою деятельность с учетом возможностей учащихся; строить планы собственного профессионального развития); — педагогическая рефлексия как обращенность сознания педагога на самого себя, педагогическое самосознание; — педагогические способности (понимать другого человека и воздействовать на него).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды профессиональной компетентности педагога» з дисципліни «Акмеологія»