Основные характеристики человека в период младенчества
Младенчество (от рождения до двух лет). На первых этапах когнитивного развития прежде всего происходит развитие тех процессов, которые обеспечивают контакт человека с внешней средой через наглядные образы. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность, достаточно высоко развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Развитие зрения и слуха происходит постепенно в течение всего периода младенчества. После 6-ти месяцев жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. В конце первого — начале второго года жизни происходит переход к периоду первоначального овладения языком. Потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка. Развитие мышления проходит в этом возрасте несколько стадий: обобщение, развитие речи, сравнение. К концу второго года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого — началу второго года жизни ребенка. Развитие эмоциональной сферы ребенка является важнейшим фактором связи его с окружающим миром. Появление комплекса оживления свидетельствует о завершении кризиса новорожденного и начале развития социальных эмоций. Развитие эмпатии у ребенка наблюдается в конце первого года жизни. На втором году жизни у малыша, в силу различных причин и обстоятельств, начинается активное проявление отрицательных эмоций, в том числе и эмоций страха. Формирование мотивационной сферы происходит таким образом: ребенок этого возраста испытывает не только базовые физиологические потребности — в пище, питье, тепле и т. п., но и ярко выраженные потребности в аффилиации, в безопасности, в общении, в новых впечатлениях. Депривация этих потребностей создает реальную угрозу как психическому, так и физическому здоровью детей, а впоследствии может сказаться и на успешности их социальной адаптации. Началом формирования мотивационной активности ребенка является поведение, связанное с появлением у него потребности в новых впечатлениях. Процесс развития и усложнения этой потребности ведет за собой развитие других социально обусловленных потребностей человека. При этом необходимо отметить, что развитие этой потребности у ребенка не обеспечивается само по себе, а ему необходима специальная организация со стороны взрослого человека. Формирование "Я-концепции" у ребенка на самом раннем этапе его развития происходит под влиянием общения со взрослыми. Первые два месяца жизни у ребенка нет грани между собой и миром. Затем появляется осознание своего тела (в 3—8 месяцев). Подражание окружающим людям и изучение норм поведения начинается с 6 месяцев. Внешний "Я-образ" (узнавание себя в зеркале, на фотографии) формируется с 8 месяцев. Вербальный образ своего "Я" появляется с 18 месяцев. Интернализация общественных норм, ориентация на социальные нормы в своем поведении возникает у ребенка около двух лет. Около двух лет у ребенка появляются "собственничество" (распространение понятия "Я" на то, что ему принадлежит) и элементы саморегуляции (самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание). Основная линия развития поведения ребенка в раннем возрасте представляет собой последовательное движение от менее дифференцированных движений, характерных для первой половины первого года жизни, через интенсивное освоение своего собственного тела к достаточно высоко дифференцированной предметной деятельности, становлению речи и интенсификации общения со взрослым на втором году жизни. Следует отметить, что важнейшим фактором развития ребенка на начальной стадии онтогенеза является общение со взрослыми.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные характеристики человека в период младенчества» з дисципліни «Акмеологія»