ШАФФ (Schaff) Адам (р. 1913) — пол. философ. Изучал право во Львове, затем социальные науки в Париже. Работал в Ин-те философии АН СССР (1940—1945). После Второй мировой войны был проф. философии ун-та в Лодзи (1946—1948), потом проф. философии Варшавского ун-та (1948—1968). В 1968 был смещен с заведования кафедрой по политическим соображениям. Был одним из директоров Венского центра общественных наук ЮНЕСКО (1969—1982), а также принимал участие в деятельности Римского клуба. С 1936 Ш. был связан с коммунистическим движением. Опубликовал большое число работ и проводил энергичную организаторскую деятельность. Первые его работы популяризировали идеи марксистской философии и политической экономии. Позднее издал ряд более самостоятельных книг и статей. Ведя полемику с т.н. буржуазными направлениями в философии, прежде всего с аналитической философией львовско-варшавской школы, Ш. высказывал ряд идей, плохо согласующихся с ортодоксальным марксизмом. В частности, утверждал совместимость формальной логики и диалектики и доказывал, что последняя также должна отвечать формально-логическим требованиям. Защищал объективность законов истории и интерпретировал марксистскую теорию истины как одну из версий классического понимания истины. Ш. считал, что марксистская философия не может игнорировать результаты философии, опирающейся на иные исходные допущения. Эту позицию Ш. иллюстрировал семантикой и философией человека. Он настаивал на том, что марксизм в состоянии ассимилировать ряд семантических идей, сложившихся в логическом эмпиризме и др. направлениях аналитической философии. Ш. был убежден, что проблемы, намеченные логическим эмпиризмом, способен гораздо лучше разработать марксизм. Это касалось, напр., гипотезы Сепира-Уорфа о зависимости познания от выразительных возможностей языка. Если в вопросах семантики Ш. следовал аналитической традиции, то в философии человека он вел спор с экзистенциализмом. Он полагал, что марксистская философия пренебрегает проблематикой человеческой личности, составляющей главную тему экзистенциализма. В 1970-е гг. Ш. опубликовал кн. «Марксизм и человеческий индивид». В ней он отстаивал тезис, что социалистическое устройство общества не устраняет причин отчуждения. Книга вызвала острую полемику, а ортодоксальные марксисты обвинили Ш. в ревизионизме. Ш. считал себя, однако, продолжателем марксистской традиции, и этого убеждения не изменил даже тогда, когда недвусмысленно высказался за еврокоммунизм. Все это привело к исключению Ш. из коммунистической партии Польши.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ШАФФ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»