СМИТ (Smith) Адам (1723—1790) — брит, экономист и философ. Род. в Шотландии, образование получил в ун-тах Глазго и Оксфорда. В 1751—1763 — проф. логики и моральной философии в Глазго. С. отличал широкий круг научных интересов — этика, политическая экономия, история, право. Одна из его ранних работ — «Основные принципы философского исследования, проиллюстрированные примерами из истории астрономии» — показывает, что С. был заинтересован научным методом И. Ньютона. Он полагал, что вслед за натурфилософией, давшей образец «систематического изложения различных наблюдений на базе общих принципов», нечто подобное должно быть предпринято и в области нравственной философии. Попытку реализации этого С. предпринял в трактате «Теория нравственных чувств» (1759, рус. изд. 1997), посвященном проблемам этики, но в то же время тесно связанном с его пониманием «моральных наук», включая политическую экономию. На С. серьезное влияние оказали взгляды Д. Юма и Ф. Хатчесона. Этические отношения объясняются С. через личный интерес и чувство справедливости, которое существует внутри каждого человека. Экономические взгляды С.. обобщенные в классическом трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776, рус. изд. 1962), основаны на принципах естественного права, экономического либерализма, идее о самопроизвольности экономических ин-тов, оптимистической вере в их благотворный характер. С. утверждал, что движение нации к богатству обеспечивается системой свободной конкуренции. Индивид, «стремящийся исключительно к своей собственной выгоде, направляется невидимой рукой к достижению такого результата, который не входил в его намерения». Разделение труда, а затем ин-т денег возникают в результате склонности людей к обмену, преследования ими своих частных интересов. От обмена и разделения труда выигрыш получают все классы общества. Учение С. о ценности (стоимости) отличает двойственность методологического подхода: с одной стороны, С. исследует закономерности изменения меновой ценности, с др., — занят поиском ее неизменной меры. Каждый из этих путей приводит С. к особым концепциям ценности, которые были восприняты и развиты последующими школами политической экономии. Сторонник либеральной доктрины laissez-faire (дословно «позвольте делать»), С. считал, что вмешательство гос-ва в естественный экономический порядок нарушает правильное распределение и не способствует росту богатства, поэтому его деятельность должна быть ограничена обеспечением безопасности, справедливости и оказанием определенных общественных услуг. Научная система С. оказала огромное влияние на последующее развитие экономической науки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СМИТ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»