ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans — публично заявляющий) — совокупность церквей и сект, которые возникли в ходе Реформации 16 в. и вместе с католицизмом и православием составляют основные разновидности христианства. Реформация означала коренную перестройку католической церкви в соответствии с потребностями грядущей буржуазной эпохи, противопоставившей сословно-феодальному строю идеологию частного предпринимательства, личной инициативы и духовной свободы. П. единственной богодухновенной книгой признал Библию и отверг претензии церкви на роль непременного посредника в деле спасения. Он не признает ин-т священства, культ Богоматери и святых, монашество, учение о чистилище, верховную роль Папы. Из семи таинств были сохранены лишь крещение и причащение в существенно новой интерпретации. Философский интерес к П. связан в первую очередь с тем, что П., как и кальвинизм, сыграл существенную роль в формировании капитализма и становлении идеологии частного предпринимательства. Судьба человека, учит П., всецело определяется милостью Бога, дарующего спасение по своей абсолютно свободной воле, а вовсе не понуждаемого молитвами и «добрыми делами» человека (принятием таинств, посещением святых мест, пожертвованиями в пользу церкви и т.п.). Спасает только личная вера (sola fide) в искупительную жертву Иисуса Христа, такая вера может возникнуть лишь под воздействием Святого Духа, свидетельствующего грешнику о его предопределенности к «сынам света». Бог в П. мыслится прежде всего как наделенный высшей справедливостью и милосердием личностный партнер человека, требующий от христианина лишь полного доверия и осознания собственной неискоренимой греховности. Традиционные доказательства бытия Бога (онтологическое, космологическое и др.) отвергаются: не разум, а только богооткровенная вера может быть средством богопознания. Специфика становления раннего капитализма в разных странах предопределила особые национальные разновидности П. Основоположником Реформации был М. Лютер, публично бросивший вызов авторитету и власти Рима. Утверждая полную «свободу христианина» в вопросах религиозной жизни, Лютер одновременно подчеркивал его обязанность добровольно подчиняться земным правителям, ответственным за обеспечение порядка в обществе. Параллельно с Лютером в Цюрихе выступил У. Цвингли, который более последовательно проводил реформирование католической церкви, что выражалось в отказе от существенных деталей церковного богослужения — прежде всего, литургии. В то же время, будучи влиятельнейшим религиозным и политическим деятелем Цюриха, он использовал свою власть в борьбе против более радикальных реформаторов (анабаптистов), тем самым предвосхищая теократические претензии Ж. Кальвина, наиболее последовательно и решительно утверждавшего принципы П. (непререкаемый авторитет Библии, катастрофичность первородного греха, абсолютный характер божественного предопределения, отказ от пышного католического культа и т.п.). В кальвинизме (реформатская церковь) решительные республиканские деятели находили как освящение бескомпромиссной борьбы против феодально-сословных порядков, так и средства защиты уже достигнутой власти — нетерпимость к политическому и религиозному инакомыслию. По-своему развивалась Реформация в Англии, где в 1534, завершая многовековую борьбу королей и местных католических иерархов против неограниченной власти Ватикана, парламент объявил короля «единственным земным главой английской церкви» — англиканства. Эта реформация «сверху» привела к тому, что в англиканском вероучении были объединены, порой механически, элементы католицизма и континентального П. (учение о церкви как носительнице божественной благодати и концепция спасения только верой, церковная иерархия и отмена монашества и т.п.). Уже основатели П. утверждали свои взгляды в постоянной борьбе с более радикальными критиками Ватикана (С. Франк, М. Сервет, Б. Губмайер и др.). По мере того как протестантская ортодоксия становилась более жесткой, возникали новые религиозные объединения, настаивающие на решительном очищении (пуритане) и разрыве (индепенденты) с католической традицией, замене территориальных приходов церквами-общинами, состоящими лишь из христиан, сознательно принявших крещение. Активизируется и борьба за веротерпимость, за правовое закрепление принципа свободы совести. Наиболее последовательно эти требования выдвигают последователи протестантского сектантства (менониты, баптисты, квакеры, методисты, адвентисты, Свидетели Иеговы, пятидесятники и др.). Последователь П. должен верить в то, что он уже спасен и внутренне свободен от земной власти. Тем самым П. выступал против феодальных отношений личной зависимости, уравнивал людей как равноправных агентов формирующегося буржуазного строя. Важно не место человека в обществе и род его занятий, а осознание им своей греховности и неоплатного долга перед Богом. Поэтому он должен быть верным своему земному призванию — добросовестному труду, следованию нормам мирского аскетизма. Тем более (эту мысль ясно выразили кальвинистские богословы) что помимо прямого (личная вера) существуют и косвенные свидетельства «избранности», а именно успехи в профессиональном труде. Этот основной мотив этики пуританизма стал мощным мотивом развития капитализма, прежде всего в США, что убедительно показал М. Вебер. Повышенный интерес П. к внутреннему, личностному миру человека объясняет и его огромное влияние на европейскую духовную традицию. Поскольку христианская вера рассматривается как мотивация всей повседневной жизни, то для ее понимания необходимо знание всей глубины нравственно-духовных переживаний, путей формирования и выражения религиозного опыта человека. Это сказалось на антропологической переориентации зап. культуры: в сферу интересов теологов, философов, деятелей искусства и литературы все более органично включаются разнообразные проявления «жизненного мира» человека: страх смерти, угрызения совести, сознание собственной греховности, состояние озарения, второе рождение и т.д. Примерами могут служить произведения Дж. Беньяна, Дж. Мильтона, И.С. Баха и многих др. выдающихся деятелей европейской культуры. Наступление эпохи Просвещения способствовало дальнейшему переосмыслению наследия основоположников П. Особую роль сыграли воззрения И. Канта, разрушившего традиционные доказательства бытия Бога и утверждавшего приоритет морали над религией, а также Ф. Шлейермахера, доказывавшего, что основу религии составляет «чувство зависимости» от бесконечного. Причем влияние теологии и философии было взаимным. Яркой фигурой, напр., был С. Кьеркегор, который своей критикой Г.В.Ф. Гегеля подготовил возникновение уже в 20 в. как неоортодоксальной («диалектической») теологии, так и философии экзистенциализма. К сер. 19 — нач. 20 в. доминирующее положение в П. получила либеральная теология. Ее ведущие представители (А.В. Ритчль, А. Гарнак, Э. Трёльч) при разработке собственных концепций внимательно учитывали новейшие достижения исторических наук, библеистики и герменевтики. Результатом было приоритетное внимание к этическому учению Христа, а построение Царства Божьего на земле рассматривалось как смысл истории, вполне достижимый усилиями нравственно обновленных людей. В нач. 20 в. эта установка стала ключевой для социального евангелизма, в ту пору ведущего течения протестантской теологии в США. Общественные катаклизмы 20 в., прежде всего Первая мировая война и ее катастрофические последствия, подорвали социально-оптимистические упования либеральных богословов, предопределив растущую влиятельность диалектической теологии (К. Барт, Райнхольд и Ричард Нибуры, Р. Бультман, Э. Бруннер, П. Тиллих, М. Бубер и др.), попытавшейся по-своему вернуться к ортодоксии раннего П. Минувшие полвека характеризуются сложными конфронтациями и взаимовлияниями уже сложившихся богословских течений и возникновением радикальных протестантских теологических школ (Д. Бонхоффер, Дж. Робинсон, X. Кокс, вариации т.н. теологии родительного падежа), отразивших глобальные тревоги человечества, вступающего в третье тысячелетие. Капелюш Ф.Д. Религия раннего капитализма. М., 1931; Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984; ЭнгельсФ. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Ф. Энгельс. Соч. Т. 7. М., 1986; Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988; Лёзов СВ. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М., 1996; Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997; См. также литературу к ст. Кальвин Жан, Лютер Мартин, Нибур Р., Сектантство, Тиллих Пауль.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОТЕСТАНТИЗМ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»