ПРАВИЛЬНЫЙ — являющийся таким, каким и должен быть в соответствии с логическими, этическими или иными правилами, законами, принципами и т.п. В частности, логическая правильность представляет собой соответствие законам и правилам логики. Обычно проводят различие между истинностью и правильностью мышления. Понятие истины характеризует мышление в его отношении к действительности: истинна мысль, соответствующая действительности. Понятие правильности характеризует мышление в ином аспекте: рассуждение (умозаключение) правильно, если оно опирается на законы логики; к рассуждению (умозаключению) вообще не приложимы понятия «истинное» и «ложное». Различие между истинностью и правильностью отчетливо проявляется в тех случаях, когда формально правильное рассуждение приводит к ложному выводу. Напр., умозаключение «Все металлы — твердые тела; ртуть не является твердым телом; значит, ртуть не металл» логически правильно, но его заключение ложно из-за ложности первой посылки. Иногда понятие «П.» употребляется вместо понятия «истинный», в частности, когда говорят о «правильном наблюдении», «правильном заключении» и т.п. Отвечающее правилам (законам, принципам и т.п.), или П., называется также корректным, не соответствующее правилам — некорректным. Поскольку правила касаются всегда человеческой деятельности, корректной или некорректной может быть только та или иная деятельность, а не что иное. Очевидно, что деятельность как таковая не является ни истинной, ни ложной. Тщательный анализ проблемы следования правилу, или корректности, дан поздним Л. Витгенштейном. Он настаивает, в частности, на ненужности и беспочвенности особых филос. трактовок понятия правила и подвергает критике следующие широко распространенные ошибочные представления о правилах: они всегда могут быть сформулированы явно и однозначно (и, в частности, в случае языковых игр); овладеть правилом — значить быть в состоянии дать его четкую формулировку; следование правилу предполагает его понимание; следование правилу основывается на его адекватной интерпретации; правило «содержит в себе» все случаи его применения и детерминирует те действия, в которых выражается следование ему; если правила являются основой коммуникации, то и следование правилу должно иметь некоторую основу, и притом основу, лежащую вне сферы коммуникации; правила являются отражением некоторой реальности, так что их нарушение приводит к столкновению с реальностью. Витгенштейн подчеркивает, что правило — это не формула, детерминирующая деятельность, а что-то вроде «социального установления», обычая, традиции. Если формулу удается отделить от той последовательности, которую она порождает, то правило живет только в практике своих применений. Более того, оно совпадает с этой практикой, которая всегда конечна, многообразна и изменчива. Философские объяснения, апеллирующие в духе традиций новоевропейской философии к процессам в сознании или к идеальным объектам, говорит Витгенштейн, не способны сделать следование правилу ни более понятным, ни более обоснованным. Человеческая деятельность детерминируется не только правилами, но и теми целями, которые человек ставит перед собой. Если деятельность, отвечающая правилам, именуется П., или корректной, то деятельность, способствующая достижению поставленных целей, принято называть эффективной. П. (корректность) и эффективность являются, т.о., двумя основными, дополняющими друг друга характеристиками человеческой деятельности, включая мыслительную деятельность и языковую коммуникацию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРАВИЛЬНЫЙ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»