ЛЮБУТИН Константин Николаевич (р. 1935) — специалист в области истории философии и теории познания. Окончил филос. факультет МГУ (1957). Доктор филос. наук (1973), проф., зав. кафедрой истории философии Уральского государственного ун-та, заслуженный деятель науки РСФСР. Один из организаторов филос. факультета УрГУ, деканом которого был с 1978 по 1989. В течение многих лет был членом редколлегии жур. «Философские науки», более 20 лет руководит диссертационным советом по филос. наукам при Уральском ун-те. В 1993—1999 Л. — вице-президент Российского филос. общества. Первая проблема, которой были посвящены работы Л., — проблема человека в истории филос. мысли, решение этой проблемы в современной филос. антропологии. Л. показал, что развитие филос. человековедения пошло после И. Канта и Л. Фейербаха двумя путями. С одной стороны, К. Маркс, следуя Фейербаху, создает философию практики, которая и есть философия человеческой жизни, филос. антропология. В 20 в. одним из немногих аутентичных философов-марксистов был Э. Фромм. С др. стороны, филос. человековедение, ориентированное идеалистически, вылилось в современную, прежде всего немецкоязычную, филос. антропологию, представленную двумя ветвями: биологизаторской и функционалистской. Вторая проблема, над которой в течение многих лет работает Л., — проблема субъекта и объекта в истории философии. Им сформулирована гипотеза, согласно которой современная философия, в сущности, предстает в качестве общей теории субъекта и объекта, раскрывается как многоуровневая теория, включающая в себя иерархию разнообразных субъектов и объектов (человечество как часть природы, социальные общности: семья, социальная группа, класс, нация; индивид как субъект и объект). Механизм взаимодействия субъекта и объекта (субъекта и субъекта) на каждом уровне (общее, особенное, единичное) включает, как минимум, практическое, познавательное и ценностное отношения. Человек — мир — философия (в соавт. с П.П. Чупиным). Свердловск, 1970; Критика философской антропологии. М., 1971; Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. Свердловск, 1973 (М., 1981); Введение в историю философии (в соавт. с Б.В. Емельяновым). М., 1987; Фейербах: философская антропология. Свердловск, 1989; Человек в философском измерении. Свердловск, 1990; От рассудка к разуму: Кант, Гегель, Фейербах (в соавт. с В.Н. Воеводиным, И.С. Нарским). Екатеринбург, 1991; Диалектика субъекта и объекта (в соавт. с Д.В. Пивоваровым). Екатеринбург, 1993; Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994; Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму. Екатеринбург, 1994; Классическая философская антропология: И. Кант, Л. Фейербах (в соавт. с Р.А. Бурхановым). Екатеринбург, 1995; Пролегомены к «богдановщине». Екатеринбург, 1996; Герои и еретики: Александр Богданов // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. Екатеринбург, 1999.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЛЮБУТИН» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»