ИСТОРИИ ИДЕЙ ШКОЛА, школа биографии идей, — влиятельное направление в изучении интеллектуальной истории, возникшее в 1920-х гг. в США. Среди ее основателей — А.О. Лавджой, Дж. Боэс, М.Х. Николсон. И.и.ш. представляет собой одно из направлений филос. исследования, сосредоточенного на истории отдельных идей (unit ideas). Классической работой школы становится книга Лавджоя (1936), посвященная Великой цепи существ (иначе — Великой цепи бытия). История этого образа прослеживается от одной фразы у Платона до эпохи романтизма в качестве воплощения идеи полноты и цельности мироздания, простирающегося от червя до Бога. В 1940 под редакцией Ф. Винера, начинает выходить «Журнал истории идей» («Journal of the History of Ideas»), а в 1968 — словарь истории идей («Dictionary of the History of Ideas. Studies in the Pivotal Ideas». 5 vols). Результаты исследований в русле И.и.ш. нередко тяготеют к словарной статье и складываются в издания словарного типа, посвященные ключевым понятиям культуры (подобным кн.: Williams R. «Keywords. A Vocabulary of Culture and Society», 1976). У истоков И.и.ш. стояли философы, искавшие контакт с учеными разных, не только гуманитарных, профессий, чтобы проследить движение основных понятий в широкой сфере истории культуры. Исследуя мысль Дж:. Локка, облеченную в образ tabula rasa (чистой доски), историк идей сосредоточивается на ее метафорически-словесном воплощении, ее источниках, ассоциациях, на связях данной метафоры с другой: чистого листа, темной комнаты, зрения (см.: Philip Vogt. Seascope with Fog: Metaphor in Licke's Essay // Journal of the History of Ideas. 1993. № 1). В статье, посвященной пятидесятилетию существования «Журнала истории идей» (1990. № 3), его главный редактор Д.Р. Келли подвел некоторые итоги существования школы, отвечая на три вопроса: что такое история идей? как она пишется и что собой представляет? в каком отношении она находится к философии и какой ей предстоит быть? И.и.ш. возникла с тем, чтобы истории философии как последовательности разного рода «измов» и разрозненных великих имен противопоставить изучение ментальности, укоренить идеи в широком интеллектуальном контексте. Отвергая гегелевскую «философему», историки идей изначально занимаются тем, что впоследствии М. Фуко назовет «эпистемой», идеей, не оторванной от ее корней, от ее непосредственного повода, от процесса ее познания и восприятия, от ее образного и языкового воплощения. Среди предтеч И.и.ш. В. Кузен с его понятием «культурной среды», В. Дильтей с его представлением о единстве и специфичности духовного бытия личности. Среди источников И.и.ш. — убеждение, возникшее в 18 в. (И.Г. Гердер, Ж.А. Кондорсе), что философия более, чем принято считать, зависима от языка. И.и.ш., в отличие от истории философии, более сосредоточена на познании того, как развивалось человеческое познание, на «внутренней форме» понятий и образов, в которых существует мысль. В ее современном состоянии И.и.ш. смыкается с новым историзмом (X. Уайт, Д.Ла Капра), с «археологией знания» и деконструктивизмом (Фуко, Ж. Деррида). Основными исследовательскими вопросами в отношении идей становятся следующие: какими интеллектуальными матрицами формируется мысль? что представляет собой «опыттрадиции» (Х.Г. Гадамер)? каким был контекст возникновения, развития и восприятия мысли? Однако И.и.ш. развивается и в русле более традиционного прослеживания биографий основных понятий истории культуры (романтизм, классицизм, барокко), а также рождения современных политических идей (И. Берлин). В России результаты работы И.и.ш. мало известны, хотя первые попытки исследования в этом направлении были сделаны одновременно с возникновением И.и.ш. и даже несколько ранее. Так, статьи Ф. Зелинского, составившие тома под общим названием «Из истории идей», начали появляться в журналах еще в кон. 19 в.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСТОРИИ ИДЕЙ ШКОЛА» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»