ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Філософія: Енциклопедичний словник

ИЛЬЕНКОВ
ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (1924—1979) — специалист по диалектике, т.н. диалектической логике и «материалистической теории идеального». Типичный представитель философии марксизма-ленинизма. С 1941 — студент Московского ин-та философии, литературы и искусств. Участник Великой Отечественной войны. Окончил филос. факультет МГУ, аспирантуру этого же факультета. В 1953 был обвинен в гегельянстве. Работал в Ин-те философии АН СССР. В нач. 60-х гг. вышел из редколлегии готовившейся «Философской энциклопедии» в знак протеста против более широкого освещения в ней вопросов современной логики. В последние годы жизни занимался проблемой психического (личностного) развития слепоглухонемых детей и был обвинен позднее в подгонке фактов под ошибочную общую схему (Д.И. Дубровский). По И., такое развитие не содержит никакой дефектологической специфики, а скорее наоборот, высвечивает всеобщие нормы индивидуального развития в «чистом» виде.
В диалектике И. интересовали прежде всего вопросы внутренней противоречивости мышления, соотношение абстрактного и конкретного, логического и исторического и др.
Определение диалектического противоречия в работах И. отсутствует, как нет в них собственных конкретных примеров таких противоречий. Соотношение диалектического и обычного (логического) противоречия трактуется весьма неясно. «Если в теоретическом выражении действительности противоречие возникло с необходимостью из самого хода исследования, то оно не есть так называемое логическое противоречие, хотя и обладает формальными признаками такового, а есть логически правильное выражение действительности». Формально-логический запрет противоречия правилен, если он касается употребления терминов, но неверен, когда относится к движению понятий. «Последнее — предмет диалектической логики. Но здесь господствует другой закон — закон единства, совпадения противоположностей, притом совпадения, доходящего до их тождества. Именно он составляет ядро диалектики как логики мышления, следующего за развитием действительности». Позиция И. была шагом назад в сравнении с утвердившейся уже в марксизме-ленинизме идеей, что даже диалектическое мышление должно подчиняться обычным требованиям (формальной) логики. Обсуждение в работах И. соотношения логических законов тождества и противоречия, критика Р. Карнапа и др. показывают, что И., как и Г.В.Ф. Гегель, которому он во многом следовал, плохо представлял, чем занимается наука логика.
Творчество И. разворачивалось в период первой либерализации реального коммунизма и являлось попыткой приспособить схоластизированный и окостеневший марксизм-ленинизм к реалиям постиндустриального общества. Большинство советских философов того времени ограничивались идеей нового, «более углубленного» прочтения работ В.И. Ленина. И. считал нужным вернуться к диалектическим идеям К. Маркса и даже таких его предшественников в разработке диалектики, как И. Кант, И.Г. Фихте и Гегель. На Западе 1950—1960-е гг. также были отмечены существенным ростом интереса к творчеству Маркса и формированием целого ряда направлений неомарксизма. Наибольшим влиянием из них пользовалась франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и др.), оставившая от всей диалектики только идею развития путем постоянного отрицания своих предшествующих ступеней («негативная диалектика»). И. не проявлял интереса к работам современных ему зап. философов-неомарксистов. Развивавшееся им истолкование «аутентичного» марксизма иногда именуется «доморощенным неомарксизмом» (Ю.Н. Давыдов).
И. полагал, что диалектическая логика уже почти построена, в основном коллективными усилиями советских философов, и что многие их работы можно рассматривать как параграфы и даже главы этой Логики (с большой буквы). Ослабление, а затем и крушение коммунистического режима показало, что эти надежды были не более чем беспочвенной иллюзией.
Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., I960; Идеальное // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2; Об идолах и идеалах. М., 1968; Диалектическая логика. М., 1974 (2-е доп. изд. — 1984); Учитесь мыслить смолоду. М., 1977; Становление личности: к итогам научного эксперимента // Коммунист. 1977. № 2; Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1979; Искусство и коммунистический идеал. М., 1983; Философия и культура. М., 1991.
Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983; Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИЛЬЕНКОВ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ ТА ВАЛЮТНА ПОЛІТИКА. ОСОБЛИВОСТІ ФОРМУВАННЯ ВАЛЮТ...
СУТНІСТЬ ВАЛЮТИ ТА ВАЛЮТНИХ ВІДНОСИН. КОНВЕРТОВАНІСТЬ ВАЛЮТИ
Непрямі форми державного фінансового сприяння санації підприємств
РЕЗЕРВНИЙ КАПІТАЛ ПІДПРИЄМСТВА, ЙОГО ВИДИ ТА ДЖЕРЕЛА ФОРМУВАННЯ
Передавальний та розподільний баланси


Категорія: Філософія: Енциклопедичний словник | Додав: koljan (08.12.2011)
Переглядів: 635 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП