ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Філософія: Енциклопедичний словник

ИЛЬЕНКОВ
ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (1924—1979) — специалист по диалектике, т.н. диалектической логике и «материалистической теории идеального». Типичный представитель философии марксизма-ленинизма. С 1941 — студент Московского ин-та философии, литературы и искусств. Участник Великой Отечественной войны. Окончил филос. факультет МГУ, аспирантуру этого же факультета. В 1953 был обвинен в гегельянстве. Работал в Ин-те философии АН СССР. В нач. 60-х гг. вышел из редколлегии готовившейся «Философской энциклопедии» в знак протеста против более широкого освещения в ней вопросов современной логики. В последние годы жизни занимался проблемой психического (личностного) развития слепоглухонемых детей и был обвинен позднее в подгонке фактов под ошибочную общую схему (Д.И. Дубровский). По И., такое развитие не содержит никакой дефектологической специфики, а скорее наоборот, высвечивает всеобщие нормы индивидуального развития в «чистом» виде.
В диалектике И. интересовали прежде всего вопросы внутренней противоречивости мышления, соотношение абстрактного и конкретного, логического и исторического и др.
Определение диалектического противоречия в работах И. отсутствует, как нет в них собственных конкретных примеров таких противоречий. Соотношение диалектического и обычного (логического) противоречия трактуется весьма неясно. «Если в теоретическом выражении действительности противоречие возникло с необходимостью из самого хода исследования, то оно не есть так называемое логическое противоречие, хотя и обладает формальными признаками такового, а есть логически правильное выражение действительности». Формально-логический запрет противоречия правилен, если он касается употребления терминов, но неверен, когда относится к движению понятий. «Последнее — предмет диалектической логики. Но здесь господствует другой закон — закон единства, совпадения противоположностей, притом совпадения, доходящего до их тождества. Именно он составляет ядро диалектики как логики мышления, следующего за развитием действительности». Позиция И. была шагом назад в сравнении с утвердившейся уже в марксизме-ленинизме идеей, что даже диалектическое мышление должно подчиняться обычным требованиям (формальной) логики. Обсуждение в работах И. соотношения логических законов тождества и противоречия, критика Р. Карнапа и др. показывают, что И., как и Г.В.Ф. Гегель, которому он во многом следовал, плохо представлял, чем занимается наука логика.
Творчество И. разворачивалось в период первой либерализации реального коммунизма и являлось попыткой приспособить схоластизированный и окостеневший марксизм-ленинизм к реалиям постиндустриального общества. Большинство советских философов того времени ограничивались идеей нового, «более углубленного» прочтения работ В.И. Ленина. И. считал нужным вернуться к диалектическим идеям К. Маркса и даже таких его предшественников в разработке диалектики, как И. Кант, И.Г. Фихте и Гегель. На Западе 1950—1960-е гг. также были отмечены существенным ростом интереса к творчеству Маркса и формированием целого ряда направлений неомарксизма. Наибольшим влиянием из них пользовалась франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и др.), оставившая от всей диалектики только идею развития путем постоянного отрицания своих предшествующих ступеней («негативная диалектика»). И. не проявлял интереса к работам современных ему зап. философов-неомарксистов. Развивавшееся им истолкование «аутентичного» марксизма иногда именуется «доморощенным неомарксизмом» (Ю.Н. Давыдов).
И. полагал, что диалектическая логика уже почти построена, в основном коллективными усилиями советских философов, и что многие их работы можно рассматривать как параграфы и даже главы этой Логики (с большой буквы). Ослабление, а затем и крушение коммунистического режима показало, что эти надежды были не более чем беспочвенной иллюзией.
Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., I960; Идеальное // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2; Об идолах и идеалах. М., 1968; Диалектическая логика. М., 1974 (2-е доп. изд. — 1984); Учитесь мыслить смолоду. М., 1977; Становление личности: к итогам научного эксперимента // Коммунист. 1977. № 2; Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1979; Искусство и коммунистический идеал. М., 1983; Философия и культура. М., 1991.
Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983; Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИЛЬЕНКОВ» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит розрахункових і кредитних операцій. Мета й завдання аудитор...
Затвердження
Методи оцінки реальних інвестиційних проектів
Спростована теорія Ейнштейна
Аудит адміністративних витрат і витрат на збут та інших операційн...


Категорія: Філософія: Енциклопедичний словник | Додав: koljan (08.12.2011)
Переглядів: 565 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП