ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Історичні типи класичної філософії

Язык философии, ее понятия и категории
Язык, на котором говорит философия, определяется ее внутренней природой, предметом, спецификой философского знания, а также той ролью, которую она играет в духовной культуре общества. Язык философии имеет категориальную природу, т.е. все разнообразие философских понятий может быть сведено к определенному набору категорий.
Философские категории (от греч. katēgoría – высказывание, обвинение, признак) – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности. Вместе с тем, они являются универсальными формами и организующими принципами процесса мышления.
Термины «категория» и «понятие» часто употребляются как синонимы. Эта традиция имеет свои основания, поскольку понятия и категории представляют собой родственные, взаимосвязанные формы интеллектуального освоения действительности. Любая философская категория выступает в качестве смысловой определенности, фиксирующей некоторый набор обобщенных, абстрагированных признаков. С точки зрения внутреннего содержания понятие является моментом категории.
Вместе с тем, следует указать и на отличия, выражающие специфику категорий, их особые функции в познании. Прежде всего, к категориям относят предельно общие понятия, которые образуются путем последовательного отвлечения от предметов, явлений, свойств и отношений действительности самых существенных и необходимых, атрибутивных признаков. Для категорий не существует более общих, родовых понятий. Поэтому категории философии определяют основные формы бытия.
Главное же заключается в том, какую роль выполняют категории в познавательной деятельности человека. Они служат средством мысленного расчленения и упорядочения универсума, благодаря которому наше мышление способно не только понимать, но и осуществлять категоризацию действительности, т.е. определенным образом группировать и классифицировать ее объекты. В «Науке логики» Г. В. Ф. Гегель отмечает, что «абстракция есть разделение конкретного и разрознивание (Vereinzelung) его определений». Отвлекая определенный, существенный и необходимый признак предмета, категория переводит его в разряд классификационного критерия, на основе которого осуществляется отнесение всех предметов и явлений действительности, обладающих данных признаком, к определенной группе или классу. В результате возникает новая общность. Поэтому категории выполняют не только функцию расчленения действительности, но также и функцию ее синтезирования в некую идеальную модель, благодаря которой универсум может мыслиться как единое, упорядоченное целое.
Таким образом, философские категории, в отличие от понятий, выполняют аналитико-синтетическую функции расчленения единого образа действительности на множество атрибутов, или форм бытия, соответствующих тем или иным категориям (качество, количество, пространство, время, движение, причина, следствие и т.д.). Одновременно, они позволяют свести ее атрибутивное многообразие к единому основанию.
Категориально-понятийный аппарат философии является средством теоретического моделирования универсума, систематизации знаний о различных его измерениях. Однако категории представляют собой не только универсальные характеристики сущего, но и основные формы практической и интеллектуальной деятельности. Специфика философских категорий обусловлена мировоззренческой природой философии, ее духовно-практическим характером. Будучи квинтэссенцией социально-исторического развития практики, культуры и человеческого познания, философские категории выражают глубинные уровни понимания человеком природы, общества и самого себя.
Категории имеют исторический характер. Развитие философских категорий непосредственно связано с расширением проблемного поля философии, изменением стиля философского мышления. Они изменяются благодаря развитию предметно-практической и духовной деятельности, соответствующим ей формам абстрагирования.
На ранней стадии генезиса философии роль категорий выполняли первые натурфилософские абстракции, фиксирующие рациональные представления древних мыслителей об исходных принципах и первоначалах бытия: вода, воздух, земля, огонь, эфир и т.п. Собственно философским и натурфилософским категориям в истории человеческой культуры предшествовали категории мифологического сознания. Пифагорейцы составили интересную таблицу разнотипных категорий, отражавшую последовательные ступени рационализации человеческого познания. В качестве мифологических категорий в ней выступают «мужское» и «женское», натурфилософскими категориями они считали «свет» и «тень», «чет» и «нечет», «кривое» и прямое», к собственно философским пифагорейцы относили «предел» и «беспредельное», «конечное» и «бесконечное», «отдельное» и «множество», «покой» и «движение». Благодаря учению элеатов философия обратилась к анализу бытия как такового, и категории приобрели рационально-логический вид: бытие и небытие, единое и многое.
Однако впервые проблема категорий становится предметом рефлексии в диалогах Платона.
Осмысление категориально-понятийного аппарата философии у Платона связано с учением об «эйдосах», или «идеях-парадигмах» – смысловой структуре вещи, принципе ее конструирования. Как неоднократно отмечал А.Ф. Лосев, категории Платона являются структурными моментами эйдоса, в котором они соединяются. Целостность «эйдоса» обеспечена «Единым» – абсолютным первопринципом и основанием бытия, поэтому категории Платона центрированы вокруг идеи Единого, в высшей степени абстрактного, трансцендентного материальному космосу начала. Именно оно является основанием для построения центрической системы философских категорий.
В диалоге «Софист» мыслитель выделяет пять основных философских категорий: бытие (или сущее), движение, покой, тождество и различие (или иное). Платон называет категории высшими родами (или видами), различать которые призвана диалектика, искусство философа. Архитектоника философского мышления, согласно Платону, должна отражать объективную структуру идеального космоса, единого в своем божественном основании.
Система категорий, разработанная Аристотелем, также имеет центрический характер. Их единство определяется реальным предметом, или сущим, о котором сказывают все категории. Аристотелем сознательно утверждается предметная связь категорий. Он определяет их как наиболее общие понятия о мире и способах его познания, универсальные и необходимые характеристики родовых свойств бытия.
Вместе с тем, в отличие от Платона, Аристотель исследует категориально-понятийный строй философии не только в онтологическом, но и в логическом плане. В трактате «Категории» Аристотель выделяет десять основных: «сущность», «сколько», «какое», «по отношению к чему-то», «где», «когда», «находиться в каком-то положении», «обладать», «действовать», «претерпевать» (субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание). Он полагает их средством теоретической классификации бытия на рубрики, не сводимые друг к другу, указывая, тем самым, на главные логические функции категорий – аналитического расчленения и синтетического объединения действительности.
Таким образом, в философии Аристотеля философские категории как наиболее общие, фундаментальные понятия, с одной стороны, отражают объективную и разумную структуру материально-чувственного космоса, с другой стороны, фиксируют логику человеческого мышления, выражают категориальный строй языка. В философских категориях словно осуществляется кристаллизация и диалектическая взаимосвязь универсальных, гармоничных, разумных оснований бытия вообще, а также параллелизм онтологического, гносеологического и логического планов исследования бытия.
Система категорий, созданная Аристотелем, была господствующей в течение всего средневековья, а также сохраняла свои позиции в философии эпохи Возрождения. Определенную модификацию она испытала в период схоластики. Так, знаменитый схоласт XIV в. У. Оккам, следуя указаниям Стагирита относительно различий первичных и вторичных сущностей, свел десятку аристотелевских категорий к трем: субстанции, качеству и отношению.
В новоевропейской философии XVII в. благодаря рационалистической методологии Декарта перечень категорий Аристотеля был сокращен до семи и несколько видоизменен. В частности, последовательные картезианцы А. Арно и Н. Николь в трактате «Логика, или Искусство мыслить» (1662) выделяли следующие категории: разум, материя, величина, расположение, фигура, движение, покой.
Немецкая классическая философия знаменует собой качественно новый этап в развитии философских категорий. Прежде всего, это связано с учением И. Канта, который рассматривал категории как априорные формы рассудка. Они – только формы, в которые как бы отливается многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами. По Канту, категории являются определениями не предметов самих по себе («вещей в себе»), а познающего субъекта, структуры его мышления. Кант выделил такие категории, как качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Эта система охватывает наиболее важные категории человеческого мышления и во многом сохраняет своё значение до настоящего времени.
Наиболее продуманной и обоснованной в рамках классической философии была система взаимосвязанных категорий, разработанная Г.В.Ф. Гегелем. Одним из серьезных недостатков кантовской систематики Гегель считал сведение философских категорий к бессодержательным, чистым формам рефлектирующего рассудка, которые предшествуют всякому познанию и являются логическим схемами упорядочения стихийно формирующегося чувственного опыта. Он отвергает присущий И. Канту формализм в трактовке категорий, игнорирующий содержательный анализ мышления в его отношении к объективному миру. Согласно гегелевской оценке, И. Кант отождествил рассудок с обыкновенным здравым смыслом, с точки зрения которого истина покоится на чувственной реальности, и только восприятия сообщают мысли реальное содержание. Отрекаясь от разума в пользу рассудка, И. Кант утрачивает понятие истины, поскольку ограничивает разум познанием одного лишь субъективного «мира явлений», которому не соответствует природа самих вещей. В результате теоретическое знание низводится до уровня мнения, а философия вынуждена уступить позиции разума вере.
Достоинство кантовского учения о категориях, согласно Гегелю, заключается в признании И. Кантом диалектики, в его попытке раскрыть противоречивую природу мышления. Трансцендентальная логика И. Канта вскрыла противоречия, заключающиеся в применении категорий к сущности вещей, к идеям души, мира и Бога, и выразила их в антиномиях разума. Однако ограниченность кантовской диалектики проявилась в том, что противоречивыми он считал лишь четыре космологических понятия, в то время как диалектическое противоречие можно обнаружить во всех определениях мысли.
Учение Гегеля о категориях изложено в знаменитом трактате «Наука логики». Среди основных философских категорий немецкий мыслитель называет: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель утверждает, что истинное (или философское) мышление, а также его формы (понятия и категории) объективны, так как философское исследование углубляется в предмет и обнаруживает в его устройстве и развитии свои всеобщие основания. Оно отказывается от частного, субъективного мнения и убеждения, отдавая себя во власть предмета. Философское мышление воспроизводит предмет во всей полноте и конкретности его различных определений. Категории и понятия философии выражают существенные и необходимые стороны, а также внутренние связи предмета в чистом виде, обнаруживают совокупность его многоразличных отношений с другими предметами действительности, рассмотренными в их движении и развитии.
В гегелевской трактовке понятия и категории философии не являются застывшими, неизменными формами рассудочного мышления, а представляют собой подвижные диалектически развивающиеся, переходящие друг в друга моменты единой системы. Являясь динамичным целым, она представляет собой квинтэссенцию истории человеческого познания, логику саморазвития Абсолютного Духа, который сбрасывает с себя одну за другой формы бытия, не соответствующие его сущности, пока не возникает форма, в которой он осознает самого себя. Эта форма и есть понятие. Согласно Гегелю, все сущее есть понятие, а понятие есть «сущее в себе и для себя». Понятие рассматривается Гегелем как наиболее конкретное, богатое определениями обнаружение сущности, в отличие от категорий, которые фиксируют определенные атрибуты или формы бытия, выступая лишь отдельными моментами сущего.
Согласно Гегелю, логика как наука о мышлении совпадает с наукой о вещах. Настаивая на предметной объективности мышления и его форм, Гегель преодолевает кантовский формализм в трактовке категорий и указывает на необходимость содержательного анализа категориально-понятийного аппарата философии.
Категории философии, постоянно аккумулируя в себе результаты развития отдельных наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренческих и общеметодологических моментов в содержании научной мысли. Именно философские категории являются показателем уровня интеллектуального развития человечества. И недаром Гегель называл философию эпохой, схваченной в мыслях. Благодаря категориальному анализу единичные предметы воспринимаются и осмысливаются как частные проявления общего, включенные в систему обобщенных отношений. Усвоение философских понятий и категорий в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования способности теоретического мышления.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Язык философии, ее понятия и категории» з дисципліни «Історичні типи класичної філософії»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СТАТИСТИЧНЕ ВИВЧЕННЯ РУХУ ЧИСЕЛЬНОСТІ РОБОЧОЇ СИЛИ. ВИМІР СЕЗОННИ...
ПОХОДЖЕННЯ ТА РОЗВИТОК ЦЕНТРАЛЬНИХ БАНКІВ
ІНВЕНТАРИЗАЦІЯ МАЙНА ЯК СКЛАДОВА ЧАСТИНА ОЦІНКИ ЙОГО ВАРТОСТІ
Правила вживання апострофа
ПОНЯТТЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЯ ВНУТРІШНІХ ДЖЕРЕЛ ФІНАНСОВОЇ СТАБІЛІЗАЦІЇ


Категорія: Історичні типи класичної філософії | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 4445 | Рейтинг: 4.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП