Стиль классического философского мышления и его основные характеристики
В основе классического стиля философского мышления, определяющего способы постановки и решения философских проблем, обнаруживает себя идея гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека. Благодаря особой организации разума, всей человеческой телесности индивид укоренен в бесконечном миропорядке, имеет в нем гарантированное место. В результате складывается определенная форма философского мышления, типичная для всей новоевропейской философии. Она ориентируется на стандарты естественнонаучного познания, предполагает строгие нормы организации знания, четкие критерии собственной аутентичности. В философском мышлении преобладает аналитизм. Свои идеи и положения философы классической эпохи оформляют преимущественно в виде научного трактата, выстраивая рассуждение в строгом соответствии с аксиоматическим принципом геометрии. Они ориентируется на прозрачность методологических процедур познания. Основоположник европейского рационализма Р. Декарт следующим образом формулирует базовый методологический принцип классической философии: мы адекватно познаем внешний мир лишь при условии, что одновременно в себе самих, в своем сознании схватываем ту познавательную операцию, с помощью которой он постигался. Более завершенная формула данной методологической процедуры была дана И. Кантом: сущность предмета есть принцип его конструирования. Этот стиль философских рассуждений не ограничился одними лишь рамками теории познания, но распространился на анализ всех сфер бытия, где человек в принципе способен предпринимать те или иные действия. Социум, экономическая реальность, сфера культуры, художественной деятельности, морального сознания – все это постигалось и конструировалось, опираясь на рациональные основания. Социальные отношения рассматривались как рационально понятый интерес (концепция разумного эгоизма). Общественное устройство рассматривалось как продукт разумного соглашения, «общественного договора», в основе которого лежат естественные права человека, соответствующие разумному закону природы. Знаки языка, денежные эквиваленты продуктов труда и другие артефакты понимаются как конвенционально принимаемые, произвольные изобретения человеческого ума. Таково же классическое представление об экономической системе как системе потребностей и вытекающего из нее производства предметов их удовлетворения. В суждениях об обществе и истории на место стихийно сформировавшегося субъекта исторического действия подставляется просвещенный индивид. В целом, классической философской традиции был присущ объективизм, признающий независимое от человека существование мира как данности; субстанциализм, согласно которому единство законов природы, общества и мышления обеспечивается наличием вечной и неизменной субстанции (Бог, Разум, Дух, материя, атом и т.д.); созерцательность, поскольку философия мыслилась как высший род умозрения; и видимость беспредпосылочности философского знания, ведь философы стремились мыслить за всех, универсально и объективно постигая абсолютную истину. Все эти особенности предопределили последующую критику философской классики мыслителями XX века. В их творчестве была переосмыслена проблема аутентичности философии, цели и смысл ее существования в культуре, созданы предпосылки для радикального расширения предметной области философского знания. В результате для современной философии характерны уже иные парадигмы постижения собственной природы и значения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стиль классического философского мышления и его основные характеристики» з дисципліни «Історичні типи класичної філософії»