ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Історичні типи класичної філософії

Философия истории эпохи Просвещения и идея общественного прогресса
В философии Просвещения особую роль играли концепции исторического развития человечества. В соответствии с рационалистическими установками классической философии, разум, способный построить систему объективного, истинного знания о природе, обществе и человеке, является основанием духовной свободы человека. Он раскрывает глубинные законы общественной жизни, опираясь на которые, человек конструирует социальный мир на принципах справедливости, равенства и братства. Вера в существование субстанциальной основы универсума, в наличие вечных и неизменных оснований бытия привела философов Просвещения к утверждению сущностного единства законов природы, общества и его истории.
Становление светской концепции истории в Новое время было связано с творчеством английских философов Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. С.-Д. Болингброка, Б. Спинозы, а также итальянского философа Дж. Вико. В учениях данных мыслителей социальный прогресс тесно сопрягается не только с развитием научного знания, но также с духовно-нравственным совершенствованием человека, с прогрессом морали и права, развитием гражданского общества, расцветом образования, воспитанием людей в духе уважения к законам государства, на принципах справедливости, гуманности, умеренности и трудолюбия.
Важнейшей заслугой философии Просвещения можно считать преодоление средневекового провиденциализма в объяснениях общественного развития. В век Просвещения социально-исторические концепции ориентированы на рационализм натуралистического толка, согласно которому законы мышления раскрываются на основе познания законов природы. В философско-исторических концепциях французского Просвещения была высказана идея «естественного порядка», который воспроизводится в развитии всех живых форм, включая человека, его сознание, деятельность и исторический опыт. В социальной сфере «естественные законы» проявляют себя как законы моральные.
Человек – существо, созданное природой, а потому он подчиняется ее законам, подобно всем другим физическим телам, и его разум, позволяющий ему господствовать над стихийными природными силами, ограничен чувственностью, подвержен ошибкам и заблуждениям, источником которых в немалой степени являются человеческие аффекты. Природные слабости человека, его страсти порождают разнообразные конфликты между людьми, которые человек стремится разрешать при помощи силы. Так, согласно логике просветителей, стихийно формируются неразумные, несправедливые формы социальной жизни.
Естественным стремлением человека является стремление к сохранению жизни, к счастью и миру. Реализовать его можно лишь на пути приведения принципов общественного устройства в соответствие с законами природы. История как наука призвана установить в многообразии исторических и этнографических фактов фундаментальные закономерности, которые можно будет рассматривать в качестве основы объяснения последовательности исторических событий и предвидения их последствий. Философия истории, выясняя эти разумные («естественные») основания социального порядка, определяет препятствия на пути к достижению Царства Разума, в котором каждый человек может быть счастливым.
Все многообразие исторических событий философы-просветители рассматривали с позиций движения общества от неразумного состояния к разумному. Девиз знаменитого деятеля французского просвещения Ф. М. Вольтера – «Разум, Природа, Человечность» – можно считать краеугольным камнем просветительской философии истории.
Французские мыслители стремились определить движущие силы истории, выявить скрытые пружины, действие которых производит смену исторических эпох, изменяет формы государственного устройства. Согласно Вольтеру, радикальное изменение форм государственной жизни происходит благодаря революции. Она позволяет ликвидировать сословные привилегии и восстановить «естественные права человека», обеспечить ему свободу и равенство.
Мыслители Просвещения обратили внимание на такие факторы социально-исторического процесса, как природно-климатические условия, характер географической среды, специфика законодательства и сам «дух законов» (Монтескье), а также идеология народа («мнения людей правят миром» Вольтер), наука и просвещение, труд (особенно, земледелие и торговля), свобода, предоставляемая обществом человеку и охраняемая законами.
Однако основной движущей силой истории французские просветители считали идеи, которые формируются в процессе обобщения разумом исторического и духовного опыта человечества, и которые, становясь убеждениями и принципами народов, подвигают их на радикальные социальные сдвиги.
Конкретизация подобных представлений стала задачей таких представителей французского Просвещения, как Ж.-Ж. Руссо, А. Р. Тюрго, Ж. А. Кондорсе. Рассматривая историю как прогресс человеческого разума, пытаясь выявить внутреннюю логику, присущую истории, данные философы создают учение о «лестнице прогресса». Ее ступени – это исторические эпохи, знаменующие собой этапы развития разума в процессе просвещения. Логика истории связана с последовательным раскрытием определенной, фундаментальной для человечества идеи.
Согласно концепции Ж.-Ж. Руссо («Об общественном договоре»), такой идеей является свобода, которую он определяет как абсолютную, неотчуждаемую от личности ценность, неотъемлемое, естественное право человека. Прогресс свободы, как моральной, так и политической, выступает у Руссо стержнем исторического развития человечества, той ключевой идеей, которая с необходимостью направляет ход истории.
В Германии просветительская тенденция духовной жизни была представлена такими философами и литераторами, как К. Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, И. Г. Гердер. Хотя термин «философия истории» вводится в научный оборот Вольтером, рассматривать ее как самостоятельную философскую дисциплину, изучающую общие проблемы истории, стал И. Г. Гердер. Центральной среди проблем философии истории И. Г. Гердер считал вопрос о закономерностях и движущих силах, единстве и многообразии форм исторического процесса.
Преодолевая механистический детерминизм и ограниченность французского просветительского рационализма, немецкий мыслитель сформулировал идею органического развития мира, осуществляемого на разных уровнях единого мирового процесса. История природы, рассматриваемая им как последовательная эволюция форм неживой, а затем живой материи, плавно перетекала в концепцию истории, в учении о «прогрессе гуманности». История в целом рассматривалась им как процесс возвышения, роста и расцвета заложенных в бытии органических и духовных сил. Причем природные катаклизмы и социально-исторические бедствия расценивались И. Г. Гердером как хоть и прискорбные, но необходимые эпизоды исторического развития. Достижение гуманности и счастья мыслились им в качестве конечной цели истории человечества.
Таким образом, общественно-исторический прогресс мыслился в эпоху Просвещения как прогресс разума и свободы. Убеждение в этом сочеталось с верой в особую миссию философа, который призван своей интеллектуальной деятельностью приблизить грядущее «Царство Разума» как конечную цель человечества.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Философия истории эпохи Просвещения и идея общественного прогресса» з дисципліни «Історичні типи класичної філософії»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: РЕСУРСНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ
ПРИЧИНИ ІНФЛЯЦІЇ
Якість управління матеріально-технічними ресурсами
РЕГУЛЮВАННЯ ВЗАЄМОДІЇ УЧАСНИКІВ ІНВЕСТУВАННЯ
Інвестиційний клімат держави


Категорія: Історичні типи класичної філософії | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 2428 | Рейтинг: 1.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП