Специфика древнекитайской философской традиции во многом определялась особенностями цивилизационного развития древнего Китая. Каковы же были эти отличительные черты? Характер китайского философского мышления нельзя рассматривать без учета специфики иероглифического письма. В китайском языке значение слова особенно сильно зависит от контекста. Отдельные иероглифы отображают понятия, которые меняются в зависимости от записанных рядом с ними знаков. При помощи китайского письма удобно выражать комплекс идей в их внутренней смысловой взаимосвязи, но зато намного сложнее выстраивать цепочки дедуктивных выводов и логических доказательств. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, образность, метафоричность языка. Эта специфическая особенность китайской философии предопределила другую ее характеристику. В Китае философия является мудростью жизни. Философ учит людей жить в гармонии с миром и самим собой, быть добродетельным и благополучным, но не стремится логически обосновывать посылки собственных рассуждений. Обоснование достигается другим путем, посредством ссылки на авторитет наследия, волю Неба и деяния предков. Для всей китайской философии характерна приверженность традициям. Незыблемой нормой поведения является сыновняя почтительность к старшим и святость любого начинания, предпринятого предками. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции. На протяжении более чем двухтысячелетней истории китайская философия пребывала в одной и той же системе идей и категорий. Таким же консервативным оставалось китайское письмо, иероглифы, обозначающие древние философские понятия, практически не менялись вплоть до современной эпохи. Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Религиозность китайцев имела специфические особенности, в китайской культуре в принципе отсутствовала религиозная сотериология. Религиозность китайцев не связана с верой в Бога – абсолютную личность, трансцендентного творца мироздания (подобно христианскому Богу), и не подразумевает под божеством некое духовное, субстанциальное начало космоса, присутствующее в каждой вещи (подобно древнеиндийскому Брахману-Атману). Религиозность в контексте данной культуры приобрела функционально-прагматический оттенок. Китайцы поклонялись Небу как безличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное начало мира, и основанном на ней поклонении божеству, древние китайцы почитали символизируемый Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся энергия рационального философского мышления в Китае оказалась направленной на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, совершенствование общественных порядков, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством. Тем самым духовная жизнь китайцев была связана с проблемами земной, практической жизни человека, с поиском естественных оснований гармонии человека и мира, Неба и Поднебесной. Характерно, что человек, как ключевое звено космической триады «Небо – Человек – Поднебесная», рассматривался в качестве активной мироустроительной силы, призванной привести в равновесие и гармонию все существующие в мироздании процессы. Древнекитайское философское мышление в первую очередь было ориентировано на анализ политико-правовых и морально-нравственных основ индивидуального и общественного бытия. Поэтому в философской традиции Китая доминировала социально-политическая и этико-педагогическая проблематика. Философы стремились к практической реализации собственных концепций. Они пытались посредством своих учений влиять на государственную власть и систему воспитания китайского общества. Многие из них в тот или иной период жизни становились советниками императора или удельного князя (вана), получали должность сановника в бюрократическом аппарате древнекитайского государства. Это предопределило еще одну специфическую особенность китайской философской мысли – ее органичную связь с политической идеологией. Ценностные ориентации китайского философа часто совпадали со статусными ориентациями государственного чиновника, что, в свою очередь, поддерживало и укрепляло консервативный, традиционалистский характер философствования в Китае.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности древнекитайской философии» з дисципліни «Історичні типи класичної філософії»