ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Выше было сказано, что практическая философия
имеет богатую литературную историю и традиции. Мно-
гие философы прошлого оставили тексты, отражающие
опыт практического философствования или имеющие
практически-философский смысл. В духе практической
философии говорили и писали Конфуций, античные фи-
лософы, М. Монтень, Ф. Бэкон, Б. Паскаль,
А. Шопенгауэр, Л. Толстой, У. Джеймс... К произведени-
ям практической философии можно, в известном смысле,
отнести книги американца Дейла Карнеги и нашего Вла-
димира Леви.
Рассмотрим некоторые имена и вехи.
Семь греческих мудрецов (7-6 в.в. до н. э).От них
дошел целый свод житейской мудрости в виде 128 корот-
ких мыслей-речений. Среди них — одна из первых фор-
мулировок золотого правила поведения: “что возмущает
тебя в ближнем — того не делай сам”. По свидетельству
Платона, сойдясь вместе, эти мудрецы посвятили их как
начаток мудрости Аполлону, в его храме в Дельфах, на-
чертав на стене храма то, что все повторяют (прославля-
ют): “Знай самого себя” и “Ничего слишком [сверх ме-
ры]” (Протагор, 343 а).
Софисты — первые философы, которые стали рабо-
тать какпрактические философы. Они обучали молодежь
и вели беседы со взрослыми людьми, консультировали их
по вопросам практической философии. Б. Рассел писал:
“Слово “софист” не имело вначале отрицательного зна-
чения. По смыслу оно было равнозначно слову “препода-
ватель”. Софистом был человек, который добывал сред-
ства к существованию, передавая молодым людям опре-
деленные знания, которые, как тогда думали, могли быть
им полезны в практической жизни” (с. 85). Протагор
“учил за вознаграждение “всякого, кто жаждал практиче-
ского успеха и более высокой духовной культуры”
(E.Zeller). Платон протестовал против практики софистов
получать деньги за обучение, отчасти с позиций сноба
(по современным понятиям). Сам Платон обладал вполне

492
достаточными средствами и поэтому был неспособен, по-
видимому, понять нужды тех, кто не имел хорошего со-
стояния...
Есть, однако, другой пункт, в котором софисты отли-
чатся от большинства современных им философов.
Обычно каждый учитель, за исключением софистов, ос-
новывал школу, которая обладала некоторыми признака-
ми братства, с большей или меньшей степенью общности
жизни (часто — нечто аналогичное монашеской жизни)
и, как правило, с эзотерической доктриной, которую не
проповедовал публике. Все это было естественно там, где
философия возникла из орфизма. Среди софистов ничего
подобного не было. То, чему они учили, в их представле-
нии не было связано с религией или моралью. Они учили
искусству спора и давали столько знаний, сколько было
для этого необходимо. Вообще говоря, они могли, подоб-
но современным адвокатам, показать, как защищать или
оспаривать то или иное мнение, и не заботились о том,
чтобы защищать свои собственные выводы.”1
Сократ (469-399 до н. э.) не записывал свои мысли, а
выступал-беседовал на улицах и площадях Афин. У него
было много учеников. Самый знаменитый — Платон.
Как и софисты, Сократ выступал не только в роли
преподавателя, учителя мудрости, но и в роли практиче-
ского философа. Диоген Лаэртский свидетельствует: Со-
крат "одинаково умел как убедить, так и разубедить сво-
его собеседника. Так, рассуждая с Феэтетом о науке, он,
по словам Платона, оставил собеседника божественно
одухотворенным; а рассуждая о благочестии с Евтифро-
ном, подавшим на отца в суд за убийство гостя, он отго-
ворил его от этого замысла; также и Лисия обратил он к
самой высокой нравственности. Дело в том, что он умел
извлекать доводы из происходящего. Он помирил с мате-
рью сына своего Лампрокла, рассердившегося на нее (как
о том пишет Ксенофонт); когда Главкон, брат Платона,
задумал заняться государственными делами, Сократ ра-
зубедил его, показав его неопытность (как пишет Ксено-
фонт), а Хармида, имевшего к этому природную склон-
1 Б. Рассел. История западной философии. Т. 1, Новосибирск,
1994. С. 88-89.

493
ность, он, наоборот, ободрил. Даже стратегу Ификрату он
придал духу, показав ему, как боевые петухи цирюльника
Мидия налетают на боевых петухов Каллия." (Диоген Ла-
эртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи-
лософов. М., 1986. С. 102).
Сама его манера философствования была не учитель-
ство, не проповедничество, а диалог, беседа, разговор
равных. Он не столько поучал собеседника, сколько вме-
сте с ним отыскивал истину. Вот что пишет об этом В. С.
Нерсесянц:
“Беседа — стихия Сократа. Окунувшись в нее, он, можно
сказать, не только не вынырнул оттуда до конца жизни, но,
больше того, твердо надеялся на блаженные беседы и после
смерти. Эта страсть, охватившая его, завлекала в свои сети и
всех тех, кто встречался с ним на долгом жизненном пути...
Беседовать и испытывать, обсуждать и советовать, спра-
шивать и отвечать, сомневаться и ввергать в сомнение, настав-
лять и опровергать — истинно сократовские глаголы, отра-
жающие направление и смысл философствования этого всегда
бодрого, жизнерадостного и общительного человека.
Он беседовал с философами, софистами, политиками, вое-
начальниками, поэтами, скульпторами, художниками, ремес-
ленниками, торговцами, гетерами, со свободными и рабами,
влиятельными гражданами полиса и простым людом, мужчи-
нами и женщинами, старцами и юношами, людьми робкими и
наглыми, бездарными и гениальными, с друзьями и врагами,
афинянами и иноземцами, днем и ночью, в военных походах и
дома, на свободе и в заключении. И о чем только он ни гово-
рил: о богах и людях, полисе и законах, уме и глупости, знании
и незнании, добре и зле, благе и справедливости, свободе и
долге, добродетелях и пороках, богатстве и бедности, дружбе и
взаимопомощи, самопознании и образовании, душе и теле,
жизни и смерти. Собеседники и темы бесед менялись, но суть
оставалась одна: во всеоружии разумного слова Сократ был в
философской “разведке боем” — постоянном поиске и битве
за истину, справедливость и нравственность, за должное в че-
ловеческих делах.”1
А.Ф. Лосев отметил такую особенность сократовской
философии по сравнению с досократовской: последняя,
писал он, “не могла и не хотела обнимать жизнь логикой.
Тем более она не хотелаисправлять ее логикой. Но Со-
крат поставил проблему жизни, набросился на жизнь как
напроблему. И вот померк старинный дионисийский тра-
1 В.С.Нерсесянц. Сократ. М., 1984. С. 49.

494
гизм, прекратилась эта безысходная, но прекрасная му-
зыка космоса...Сократ захотел перевести жизнь в цар-
ство самосознания. Он хотел силами духа исправить
жизнь, свободу духа он противопоставил самостоятель-
ным проявлениям бытия, и отсюда это странное... учение
о том, что добродетель есть знание, что всякий желает
только собственного блага, что стоит только научить че-
ловека, и он будет добродетельным.”1
По Сократу высшая задача философии не теоретиче-
ская, а практическая — искусство жить. С его точки зре-
ния строение мира, природа вещей непознаваемы; знать
мы можем только самих себя. А знание есть мысль, поня-
тие об общем. Раскрываются понятия через определения,
обобщаются через индукцию. Сам Сократ дал образцы
определения и обобщения этических понятий (например,
доблести, справедливости). Определению понятия пред-
шествовала беседа, в ходе которой собеседник рядом по-
следовательных вопросов изобличается в противоречиях.
Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а
беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуж-
дает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы
исследования Сократ сравнивал с искусством повиваль-
ной бабки (“майевтикой”), а его метод вопросов, предпо-
лагающий критическое отношение к догматическим ут-
верждениям, получил название сократовской “иронии”.
Платон (427-347 до н. э.) сыграл выдающуюся роль в
становлении практической философии и как автор фило-
софских диалогов, и как основатель Академии.
Прежде всего, как истинный ученик Сократа он ука-
зывал на недостаточность философских текстов и необ-
ходимость живого контакта философа с нефилософом. В
диалоге “Федр” читаем: “В этом, Федр, дурная особен-
ность письменности, поистине сходной с живописью: ее
порождения стоят, как живые, а спроси их — они велича-
во и гордо молчат. То же самое и с сочинениями: дума-
ешь, будто они говорят, как разумные существа, но если
кто спросит о чем-нибудь из того, что они говорят, желая
это усвоить, они всегда отвечают одно и то же. Всякое
1 См.: А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. Платон. Аристотель. М.,
1993. С. 372-373.

495
сочинение, однажды записанное, находится в обращении
везде — и у людей понимающих, и, равным образом, у
тем, кому вовсе не подобает читать, и оно не знает, с кем
оно должно говорить, а с кем нет. Если им пренебрегают
или несправедливо его ругают, оно нуждается в помощи
своего отца, само же не способно защититься, ни себе
помочь...
Что же, не взглянуть ли нам, как возникает другое со-
чинение, родной брат первого, и насколько он по своей
природе лучше того и могущественнее?
(...) Это то сочинение, которое по мере приобретения
знаний пишется в душе обучающегося; оно способно себя
защитить и при этом умеет говорить с кем следует, умеет
и промолчать.
— Ты говоришь о живой и одушевленной речи знаю-
щего человека, отображением которой справедливо мож-
но назвать письменную речь?
— Совершенно верно.
(...)еще лучше (писания текстов — Л.Б.), по-моему,
станут такие занятия, если пользоваться искусством
диалектики: взяв подходящую душу, такой человек со
знанием дела насаждает и сеет в ней речи, способные
помочь и самим себе и сеятелю, ибо они не бесплодны, в
них есть семя, которое родит новые речи в душах других
людей, способные сделать это семя навеки бессмерт-
ным, а его обладателя счастливым настолько, насколько
может быть человек (курсив мой — Л.Б.).” (274B-277А)
Т. В. Васильева комментирует: “Литературное произ-
ведение отрывается от своего создателя, предоставленное
всем и каждому, оно не может защищаться от дурного
читателя и не может прибавить ни слова к написанному
для читателя благодарного, но недалекого: ему надо бы
помочь разрешить возникшее недоумение — но текст
способен лишь еще и еще раз повторить то, что уже ска-
зал. Живая беседа совершеннее — собеседник перед то-
бой, ты видишь его и можешь к нему приноровиться, все
недоумения можно разрешить по ходу беседы — что ус-
воено в процессе такой самостоятельной работы в живом
собеседовании, то врезается в память прочно, а главное,
начинает порождать в душе слушателя способность к
внутреннему собеседованию с самим собой — таков

496
смысл речи Сократа”1.
К сказанному Васильевой добавим, что живая беседа
важна не только для собеседника философа, но и для са-
мого философа (на что справедливо указывает Платон). В
ней философ черпает новую информацию, новые мысли и
идеи, заряжается творческой энергией, как это происхо-
дит у артиста, выступающего перед живой аудиторией.
Нужно также иметь в виду, что в диалогах Платона
зафиксированы беседы, посвященные в большинстве сво-
ем жизнезначимым проблемам. ”Та или иная вполне жи-
тейская проблема, — продолжает Т. В. Васильева, —
(житейская, разумеется в гомеровском смысле жизненно-
го примера, а не обыденной приземленности) решается в
каждом из платоновских произведений; нарочито про-
трептическим назначением нельзя объяснить ни их мно-
жественности, ни их совокупности”2.
И, наконец, детище Платона — Академия. Она изна-
чально была не только учебным и исследовательским уч-
реждением, но и своеобразным центром практической
философии. В ней занимались как юные, молодые, так и
взрослые. В. Виндельбанд писал: “Некоторые вступали в
Академию еще очень молодыми... Иначе обстояло дело
со зрелыми людьми, принадлежавшими к Академии в те-
чение более или менее продолжительного времени. Сре-
ди последних предание называет значительное число лиц,
игравших видную политическую роль в качестве тиранов
или их противников, в качестве своих законодателей в
своих городах или деятельных вожаков партий; и если
даже многие из этих известий вымышлены, то в общем не
подлежит сомнению, что общество Платона, особенно
пока он сам стоял во главе его, имело ясно выраженную
политическую тенденцию и служило умственным цен-
тром для всех противников демократии; оно сохраняло за
собой это положение именно тем, что в самых Афинах
принципиально воздерживалось от всякого вмешательст-
ва в практическую политику.
С такими друзьями в Академии, очевидно, обсужда-
лись не столько научные, сколько социально-
1 Т.В.Васильева. Афинская школа философии. М., 1985. С. 109.
2 Там же. С. 115.

497
политические вопросы и философские стремления обще-
ства они разделяли большей частью лишь в той мере, в
какой сами желали приобрести некоторое образование,
чтобы его ореолом окружить свою политическую дея-
тельность.”1
Аристотель(384-322 до н. э.).Велико его наследие
как практического философа. Наверное, половина до-
шедших до нас сочинений этого мыслителя посвящена
вопросам человеческого поведения. Он не чурался самых
приземленных тем и был открыт для общения со всеми.
Вот что по этому поводу пишут А. Ф. Лосев и А. А. Тахо-
Годи: “Аристотель в своем Ликее неустанно работал. В
утренние часы он читал лекции для избранного круга
слушателей по самым трудным вопросам своей филосо-
фии. Но были у него и послеполуденные занятия и уже в
обширной аудитории менее подготовленных слушателей.
Эти вечерние занятия посвящались сравнительно доступ-
ным вопросам и, в частности вопросам риторики. Здесь у
Аристотеля была даже своеобразная школа ораторского
искусства, что уже само по себе рисует Аристотеля не
только как углубленного философа, ушедшего от мира,
но и как человека, которого занимали общежизненные
проблемы. Дошедшая до нас “Риторика” свидетельствует
о его огромном интересе к разнообразным жизненным
ситуациям и о его мастерском умении в этих ситуациях
разбираться. Отсюда можно заключить, что слушатели
философа, его, можно сказать, “вечерники” были весьма
счастливыми людьми, которые могли учиться анализиро-
вать сложные жизненные ситуации и умудренно, толко-
во, красиво о них говорить.
В Ликее Аристотель завел еще один примечательный
обычай. Он регулярно обедал с друзьями, ведя с ними
ученые беседы. И обеды имели, как и все у Аристотеля,
систематический характер, вплоть до того, что раз в де-
сять дней для них избирался новый председатель, а сам
Аристотель даже написал для этих ученых обедов специ-
альную записку под названием “Пиршественные зако-
1 В.Виндельбанд. Платон. Киев, 1993. С. 34-35.

498
ны””.1
Цицерон (106-43 до н. э.) сыграл большую роль в деле
популяризации философии и признания ее практического
значения. Г. Г. Майоров пишет об этом: “Другим крите-
рием оценки философских идей греков для Цицерона
служит их “полезность для республики”, которая на
практике означает их пригодность для улучшения рим-
ских нравов и для развития римского просвещения. Ведь
философия, по убеждению Цицерона, — это “наука об
исцелении души” (Tusc., III, 6) и “наука жить достойно”
(Ibid., IV, 6). Она же — “руководительница душ, изыска-
тельница добродетелей, гонительница пороков”, она по-
родила государства, “объединила в общество рассеянных
на земле людей”, “установила законы” (Ibid., V, 5). “Но
мы видим: мало того, что философия не получает похвал
за ее услуги жизни людской, — большинство людей ею
просто пренебрегают, а некоторые даже и хулят. Хулить
философию, родительницу жизни, — это все равно, что
покушаться на матереубийство, но и этим себя пятнают
люди, столь неблагодарные, что бранят ту, кого должны
бы чтить, даже не умея понять! Но я думаю, что это за-
блуждение, этот мрак, окутывающий непросвещенные
души, держится от того, что люди не могут заглянуть в
прошлое настолько, чтобы признать в первостроителях
этой жизни философов” (Туск., V, 6/Пер. М. Гаспарова).
Кто из мыслителей прошлого прославил философию
лучше, чем Цицерон? Кто больше любил ее и верил в ее
великую очищающую и просвещающую силу? Кто лучше
осознал ее гуманистическую миссию?”2
Сенека (5 до н.э. - 65 н.э.).В ряду практических фило-
софов древности ему по праву принадлежит одно из пер-
вых мест. Его мысль была обращена не к философам-
коллегам, а ко всякому, кто задумывается о жизни, кто
готов к восприятию умного слова, к умной беседе. “Сре-
ди благодеяний, которые человек может оказать челове-
ку, — пишет С. Ошеров, — Сенека мыслит величайшим
1 А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. Платон. Аристотель. М., 1993. С.
248.2
Г.Г.Майоров. Цицерон как философ. См.: Цицерон. Фило-
софские трактаты. М., 1985. С. 16-17.

499
одно: если мудрый или дальше ушедший по пути мудро-
сти обратит неразумного к философии и поведет его
вслед за собой к блаженной жизни”. Далее С. Ошеров по-
ясняет: “Наставничество представлялось всей античности
неотъемлемым долгом знающего: еще Гесиод посвятил
свой дидактический эпос брату Персу, а Лукреций свою
философскую поэму — Меммию. Образ Сократа, не
столько поучающего собеседника, сколько вместе с ним
отыскивающего истину, определил собой жанр философ-
ского диалога... С началом эллинистической эпохи, когда
целью философствования сделалась мораль, когда оты-
скание причин и следствий всего сущего сменилось уве-
щанием жить согласно тому или иному своду правил,
важнейшую приобрело роль поученье. Первая и естест-
веннейшая его форма — живая беседа — была тем более
важна, что предполагала замену отношений, определяе-
мых местом человека в гражданской общине, внеофици-
альными... Устная философская беседа-проповедь — ди-
атриба — оставалась живым жанром на протяжении мно-
гих столетий...
...форма, избранная Сенекой — письмо, будучи и в
житейской практике заменой непосредственной беседы, в
литературе оказывается естественной ее ипостасью.”1
Алкиной (Альбин). Учебник платоновской филосо-
фии (II в. н. э.). В этом учебнике, наверное, впервые
употребляется выражение “практическая философия”.
Вот как это выглядит:
“III.1. Согласно Платону, философ ревностно занима-
ется тремя вещами: он созерцает и знает сущее, творит
добро и теоретически рассматривает смысл (logos) речей.
Знание сущего называется теорией, знание того, как нуж-
но поступать, — практикой, знание смысла речей — диа-
лектикой...
3. Один аспект практической философии — воспита-
ние характера, другой — домоправительство, третий —
государство и его благо. Первый называется этикой, вто-
рой — экономикой, третий — политикой.”2
1 См.: Сенека. Нравственные письма к Луцилию. С. 349-350.
2 См.: Платон. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 4. М., 1994. С. 626.

500
Боэций (“Утешение философией”, 524 г.)продолжил
дело Цицерона и Сенеки. Он сохранил для нас поистине
драгоценный опыт исцеления-утешения философией. “У
Боэция, как и у Цицерона, — пишет Г. Г. Майоров, —
философия утешает и исцеляет, просвещая. Ее медика-
менты — знания и идеи, и единственный способ лечения
— логическое рассуждение, иллюстрируемое поэтиче-
скими образами. Никакой мистической терапии, никаких
оккультных средств, никакого сверхразумного внушения.
В “Утешении” Боэция совсем не используется путь от-
кровения. Это и удивляет — ведь книга написана в нача-
ле средневековья, — и заставляет задуматься над тем,
сколь сильна была римская рационалистическая тради-
ция, ибо несмотря на то, что между Цицероном и Боэци-
ем расстояние в полтысячелетия, взгляд на философию у
них общий. Поэтому вряд ли верно, как это делает П.
Курсель, включать “Утешение” в русло той традиции, ку-
да входит и герметический трактат “Поймандер”. Там
тайны бытия пророческим языком открывает полубог,
здесь истины бытия доказываются рациональным языком
человеческой философии. Недаром Философия у Боэция
имеет облик не богини, а смертной женщины.”1
“Утешение” написано в тюрьме перед казнью. “Жанр
утешений, — считает Г. Г. Майоров, — весьма древний.
Им воспользовался когда-то платоник старой Академии
Крантор, позднее Цицерон, написавший “утешение” на
смерть своей дочери Туллии, затем — Сенека, сочинив-
ший “утешения” к матери Гельвии, к Полибию, к Мар-
ции; существовали другие подобные сочинения. Так как в
них на помощь утешаемому призывалась обычно фило-
софия, этот род сочинительства имел много общего с
другим древним литературным жанром — с жанром
“протрептика”, то есть “побуждения”, или “приглаше-
ния”, к философии. Классиком этого жанра в античности
считался Аристотель (его “Протрептик” не сохранился);
по его примеру Цицерон написал свой знаменитый диа-
лог “Гортензий”, обративший впоследствии к философии
душу юного Августина. Аристотелю подражал и Ямвлих,
1 Цит. по: Боэций. Утешение Философией и другие трактаты.
М., 1990. С. 396.

501
также сочинивший “Протрептик”. (С. 393-394)...
Боэций... с наибольшей последовательностью приме-
няет приемы диатрибы, философской наставительной бе-
седы, где в роли наставницы выступает сама госпожа
Философия, а в роли наставляемого — узник этого мира
Боэций. Беседа имеет не столько чисто дидактический,
сколько терапевтический характер. Развитие сюжета вы-
глядит как последовательное решение некоей медицин-
ской задачи: от постановки диагноза болезни в первой
книге, через стадии сначала предварительного, а затем
основного, радикального лечения в остальных книгах, до
полного исцеления пациента в конце работы. В ходе те-
рапии врачующая Философия следит за меняющимся со-
стоянием Боэция, осведомляется о его самочувствии, ме-
тодично чередует более мягкие и слабые целительные
средства с более горькими и сильными, ободряя и утешая
больного. И все это в сочинении Боэция совсем не похо-
же на простой литературный эксперимент, на игру.Его
понимание миссии философии как целительницы души
очень серьезно и оно имеет глубокие корни в античной
культуре, где философия долго была наделена жизне-
творческой и душеспасительной функцией, почти полно-
стью перешедшей потом к религии. В этой подлинно
практической функции она выступала у пифагорейцев,
Сократа и Платона (“Федон”, ранние диалоги), у Ари-
стотеля, у всех стоиков, скептиков и эпикурейцев, вооб-
ще в той или иной мере у всех философов эллинизма (кур-
сив мой — Л.Б.). Но никто, ни до, ни после него не выра-
зил это понимание философии так ясно и сильно, как это
сделал Цицерон; достаточно вспомнить его “Тускулан-
ские беседы” и то, что мы знаем о его “Гортензии” и
“Утешении”. И это для нас немаловажно, ибо Цицерон —
один из главных источников Боэция как в отношении
жанра и стиля, так и в отношении идей. А ведь Цицерон,
живописавший философию в самых ярких художествен-
ных красках, называл ее “наукой об исцелении души”
(Туск., III, 3, 6), и он еще задолго до Боэция фактически
представил ее в своем “Consolatio” и в “Тускуланах” в
образе царственной собеседницы, утешающей в горе и
врачующей душевные недуги: “Дело обстоит так: чтобы
избавиться от несчастий, нужно исцелиться душой, а это-

502
го нельзя достичь без философии. Поэтому, взявшись за
дело, предадим себя ей для исцеления и, если захотим, —
исцелимся” (Цицерон. Тускуланские беседы, III, 6, 13)”.
(С. 394-395)1.
Многие мыслителиэпохи Возрождения после столе-
тий схоластики, пренебрежения практической философи-
ей со стороны христианских философов пытались спус-
тить философию с небес на землю. Они думали и говори-
ли так, как писал Гильом Буде: «Низвергнуть филосо-
фию с небес, поместить ее в города людей, ввести их в
дома и заставить отвечать на вопросы о жизни и мо-
рали и о вещах хороших и дурных» (Гильом Буде. Фи-
лология. Париж. 1552 г.)2. Это ли не программа практиче-
ской философии!
Одним словом, философы переключили свое внима-
ние со схоластических проблем и споров на науку, на-
блюдение, искусство, изобретение, политику. Они посте-
пенно освобождались от влияния религии, провозгласив
свободомыслие одной из величайших ценностей. На сме-
ну теоцентризму3 пришел антропоцентризм. Человек и
его проблемы ставятся в центре внимания. Антропоцен-
тризм провозглашает человека центром Вселенной (что
вокруг него все вертится, что не Бог главный, а Человек).
На этой почве возрождалась античная традиция гуманиз-
ма. Гуманизм изначально против любой формы подне-
вольной зависимости человека от кого бы то ни было. С
него началось движение к осознанию людьми самих себя.
Пико делла Мирандола (1463-1494) – показывал, с
одной стороны, несовершенство человека, а с другой, —
направление, в каком он должен двигаться. В знаменитой
«Речи о достоинстве человека» он вкладывает в уста Бо-
га, обращенные к Адаму, такие слова: «Я не сделал тебя
ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным,
1 Цит. по: там же.
2 Цит. по: Р.С.Гутер, Ю.Л.Полунов. Джироламо Кардано. М.,
1980. С. 136.3
Теоцентризм — представление, согласно которому Бог явля-
ется главным предметом внимания и забот (почитания, покло-
нения, умилостивления). Мир и человек вторичны, производ-
ны от Бога и управляются им.

503
чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал
себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь пе-
реродиться в низшие, неразумные существа, но можешь
переродиться по велению своей души и в высшие боже-
ственные». Человек здесь предоставлен самому себе, спо-
собен к самосовершенствованию.
Наиболее известный гуманист эпохи Возрождения –
Эразм Роттердамский (1469-1536). В главном своем со-
чинении «Похвальное слово Глупости» он высмеивал
людскую глупость в самых разных ее обличьях. Он один
из первых отстаивал веротерпимость.
Из всех писавших на темы практической философии в
эпоху Возрождения наиболее плодовитым и успешным
оказалсяМишель Монтень(1533-1592). До сих пор он
один из самых известных и читаемых философов и имен-
но благодаря своим “Опытам” (1580 г.). Эта довольно-
таки объемистая книга — настоящая энциклопедия жи-
тейской мудрости.
Ф. Бэкон (1561-1626) известен как философ, одержи-
мый идеей практического использования-применения
знаний, популяризации науки и философии. Все знают
его девиз: “scientia est potentia” (“знание — сила”). Его
сочинения написаны языком, который доступен и поня-
тен практически всем. У него есть книга, которая непо-
средственно посвящена вопросам житейской мудрости,
практической философии. Это “Опыты” (1597—1625 гг.).
Сам Ф. Бэкон писал, что из всех его произведений “Опы-
ты” “получили наибольшее распространение”, ибо “они
ближе всего к практическим делам и чувствам людей”1.
Важно отметить, что в “Опытах” Бэкон активно ис-
пользовал один из основных методов практической фи-
лософии — метод антитез. Он излагал аргументы за и
против тезиса, предоставляя окончательный вывод чита-
телю. “Указание на этот метод, — пишет
Ю. П. Михаленко, — мы находим в “Примерах антитез”.
Достаточно сравнить аргументы за и против нововведе-
ний (Т. 1. С. 391-392) с “опытом” “О новшествах” (Т. 2.
С. 404-405).” Ю. П. Михаленко справедливо заключает:
1 См.: Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1978. С. 353.

504
“Этот способ изложения — источник неослабевающего
интереса к “Опытам”, ибо в каждую эпоху они могут
быть прочитаны по-своему.”1
И. Кант (1724-1804) прекрасно понимал значение
связи философии с жизнью. Львиная доля его философ-
ского творчества направлена на разрешение практиче-
ских вопросов жизни. А о важности распространения фи-
лософских идей, их популяризации он писал: “Чтобы
научиться истинной популярности, нужно читать древ-
них, например, философские сочинения Цицерона... Ибо
истинная популярность требует большого практического
знания мира и людей, их понятий, вкуса и склонностей,
на что нужно постоянно обращать внимание при изложе-
нии и даже в выборе уместных, пригодных для популяри-
зации выражений. Такое нисхождение до степени пони-
мания публики и обычных выражений, при котором не
упускается схоластическое совершенство... есть и на са-
мом деле великое и редкое совершенство, знаменующее
большое проникновение в науку”2.
Знаменательно, что Кант принимал упрек в недоста-
точной доступности его “Критики чистого разума”. “Вам
угодно, — писал он, — было упомянуть о недостаточной
популярности как о справедливом упреке, который мож-
но предъявить моему сочинению, потому что действи-
тельно каждое философское сочинение должно быть из-
ложено доступно, иначе под покровом глубокомыслия
может таиться бессмыслица.”3
Выше, в первой главе, я говорил о кантовской “спо-
собности суждения”, т. е. умении применять общее к ча-
стному. В другой связи Кант писал об этом: “Я всегда,
даже в обыденной жизни, слежу за тем, чтобы мои слу-
шатели с самого начала и до конца никогда не извлекали
из моих лекций лишь сухую теорию, но, постоянно срав-
нивая свой повседневный опыт с моими замечаниями,
находили бы в этом живо интересующее их занятие.”4
1 Ю.П.Михаленко. Ф. Бэкон и его учение. М., 1975. С. 49.
2 И. Кант. Трактаты и письма. М., 1980, с. 355.
3 Из письма “Кант — Гарве. 7 августа 1783 г.” — Цит. по: И.
Кант. Трактаты и письма. М., 1980.4
Из письма “Кант — Герцу. Конец 1773 г.” — Там же.

505
Гегель (1770-1831) не раз говорил о практичности,
практическом значении философии. Так, в “Лекциях по
истории философии” он писал: “Общераспространенный
предрассудок полагает, что философская наука имеет де-
ло лишь с абстракциями, с пустыми общностями, а со-
зерцание, наше эмпирическое самосознание, наше чувст-
во, наше “я”, чувство жизни, есть, напротив, внутри себя
конкретное, внутри себя определенное, богатое. И в са-
мом деле, философия пребывает в области мысли, и она
поэтому имеет дело с общностями; но хотя ее содержание
абстрактно, оно, однако, таково лишь по форме, по сво-
ему элементу; сама же по себе идея существенно кон-
кретна, ибо она есть единство различных определений. В
этом и состоит отличие разумного от чисто рассудочного
познания; и задача философии заключается в том, чтобы
вопреки рассудку показать, что истинное, идея, не состо-
ит в пустых общностях, а в некоем всеобщем, которое
само в себе есть особенное, определенное. Если истина
абстрактна, то она — не истина. Здравый человеческий
разум стремится к конкретному; лишь рассудочная реф-
лексия есть абстрактная теория, она не истина — она
правильна лишь в голове — и, между прочим, также и не
практична; философия же наиболее враждебна абстракт-
ному и ведет нас обратно к конкретному.”1
Если говорить конкретно о практической философии
какчасти философии, то следует отметить, что к ней у
Гегеля былодвойственное отношение. С одной стороны,
он высоко ценил отдельных ее представителей (Сократа,
например), понимал важность ее для людей, с другой,
считал ее низшей формой философии, которая либо
“приспосабливается ко всем обычным представлениям
человека”2, либо выступает как подчиненный момент по
отношению к теоретической, чистой философии. “Со-
крат, — говорил он, — берет добро лишь в частном
смысле, в смыслепрактического, а между тем это —
лишь одна форма субстанциальной идеи; всеобщее есть
1 Гегель. Лекции по истории философии. Кн. 1, С.-Петербург,
1993. С. 882
См.: Гегель. Лекции по истории философии. Кн. 2, С.-
Петербург, 1994. С. 36.

506
не только для меня, а есть также и принцип натурфило-
софии, как в себе и для себя сущая цель, и в этом высшем
смысле понимали его Платон и Аристотель. В старых ис-
ториях философии выдвигается поэтому в качестве ха-
рактерной черты Сократа прибавление им к философии,
как нового понятия, этики, тогда как раньше философия
рассматривала лишь природу. Диоген Лаэрций так и го-
ворит (III, 56), что ионийцы изобрели философию приро-
ды, Сократ прибавил этику, а Платон диалектику...
Так как Сократ, таким образом, дал началоморальной
философии, то все последующие эпохи моральной бол-
товни и популярной философии объявляли его своим па-
троном и святым и делали из него прикрытие, оправды-
вающее всякую афилософичность. Верно во всяком слу-
чае то, что способ его трактования философии делает ее
популярной. К этому еще прибавилось то обстоятельство,
что его смерть придала ему трогательный и всем доступ-
ный интересный лик невинного страдальца. Цицерон
(Tusc. Quaest., V, 4), который, с одной стороны, направ-
лял свое мышление на вопросы настоящего момента, с
другой — придерживался мнения, что философия должна
быть скромной, так что он даже не находил для нее ника-
кого особого содержания, хвалил в Сократе (это часто
повторяли потом вслед за ним), как характерную и наи-
более возвышенную его черту, что он низвел философию
с небес на землю, ввел ее в хижины и в повседневную
жизнь человека, или, как выражается Диоген Лаэрций (II,
21), вывел ее на рынок. Это есть именно то, что мы сказа-
ли. Выходит так, как будто наилучшая и наиистиннейшая
философия представляет собою лишь домашнее средство
или кухонную философию, которая приспосабливается ко
всем обычным представлениям человека и в которой мы
видим друзей и беседующих между собою на тему о че-
стности и т. д. и обо всем том, что можно познать на зем-
ле, не побывав в глубине неба — или, вернее, в глубине
сознания, а это как раз и есть именно то, на что Сократ,
как думают сами популярные философы, осмелился пер-
вым. Ему также не было дано продумать сначала все умо-
зрения философии того времени, чтобы затем иметь воз-
можность в области практической философии ниспус-
титься в глубинные недра мысли. Это то, что мы имеем

507
сказать о сократовском принципе вообще.”1
Обратите внимание: Гегель употребляет само выра-
жение “практическая философия”. И это он делает не раз
(см., например, параграфы в “Лекциях по истории фило-
софии” о киренской школе, Аристотеле, Эпикуре и др.).
Рассматривая философию Аристотеля, Гегель относит
раздел практической философии к философии духа (на-
ряду с психологией и логикой). Саму практическую фи-
лософию (у Аристотеля) он подразделяет на этику и по-
литику.
Имеются свидетельства о Гегеле как умном собесед-
нике, общение с которым было поистине драгоценным.
Вот что писал, например, Гёльдерлин: “Общение с Геге-
лем для меня очень благотворно. Я люблю таких спокой-
ных людей разума; они могут служить ориентиром в тех
случаях, когда не знаешь, как определить свое отношение
к миру” (Гёльдерлин. Соч., М., 1969. С. 487). Знамена-
тельны последние слова Гёльдерлина: они как нельзя
лучше характеризуют значение философа как человека,
помогающего людям разобраться в жизнезначимых во-
просах.
А вот свидетельство Л. Фейербаха. После прослуши-
вания лекций Гегеля он писал: “Я понял, чего мне желать
и к чему стремиться: мне нужна не теология, а филосо-
фия. Мне нужны не бредни и мечтания, мне нужно
учиться! Мне нужна не вера, а мышление! Благодаря Ге-
гелю я осознал самого себя, осознал мир. Он стал моим
вторым отцом, а Берлин — моей духовной родиной”2.
А. Шопенгауэр (1788-1860) сыграл выдающуюся роль
в становлении идеи практической (житейской) филосо-
фии. Он, наверное, единственный из крупных философов
последних двух веков не погнушался разработкой темы
практической или, как он называл, житейской филосо-
фии.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Мешканці верхніх поверхів старіють швидше, ніж їх сусіди знизу
Звіт про прибутки та збитки
Поділ іменників на відміни
ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ТА СПЕЦИФІКА ДІЯЛЬНОСТІ ОКРЕМИХ ВИДІВ КОМЕРЦІЙ...
Результати варварської діяльності людини по відношенню до природи...


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 832 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП