ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Філософські науки » Практична філософія або софологія

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Выше было сказано, что практическая философия
имеет богатую литературную историю и традиции. Мно-
гие философы прошлого оставили тексты, отражающие
опыт практического философствования или имеющие
практически-философский смысл. В духе практической
философии говорили и писали Конфуций, античные фи-
лософы, М. Монтень, Ф. Бэкон, Б. Паскаль,
А. Шопенгауэр, Л. Толстой, У. Джеймс... К произведени-
ям практической философии можно, в известном смысле,
отнести книги американца Дейла Карнеги и нашего Вла-
димира Леви.
Рассмотрим некоторые имена и вехи.
Семь греческих мудрецов (7-6 в.в. до н. э).От них
дошел целый свод житейской мудрости в виде 128 корот-
ких мыслей-речений. Среди них — одна из первых фор-
мулировок золотого правила поведения: “что возмущает
тебя в ближнем — того не делай сам”. По свидетельству
Платона, сойдясь вместе, эти мудрецы посвятили их как
начаток мудрости Аполлону, в его храме в Дельфах, на-
чертав на стене храма то, что все повторяют (прославля-
ют): “Знай самого себя” и “Ничего слишком [сверх ме-
ры]” (Протагор, 343 а).
Софисты — первые философы, которые стали рабо-
тать какпрактические философы. Они обучали молодежь
и вели беседы со взрослыми людьми, консультировали их
по вопросам практической философии. Б. Рассел писал:
“Слово “софист” не имело вначале отрицательного зна-
чения. По смыслу оно было равнозначно слову “препода-
ватель”. Софистом был человек, который добывал сред-
ства к существованию, передавая молодым людям опре-
деленные знания, которые, как тогда думали, могли быть
им полезны в практической жизни” (с. 85). Протагор
“учил за вознаграждение “всякого, кто жаждал практиче-
ского успеха и более высокой духовной культуры”
(E.Zeller). Платон протестовал против практики софистов
получать деньги за обучение, отчасти с позиций сноба
(по современным понятиям). Сам Платон обладал вполне

492
достаточными средствами и поэтому был неспособен, по-
видимому, понять нужды тех, кто не имел хорошего со-
стояния...
Есть, однако, другой пункт, в котором софисты отли-
чатся от большинства современных им философов.
Обычно каждый учитель, за исключением софистов, ос-
новывал школу, которая обладала некоторыми признака-
ми братства, с большей или меньшей степенью общности
жизни (часто — нечто аналогичное монашеской жизни)
и, как правило, с эзотерической доктриной, которую не
проповедовал публике. Все это было естественно там, где
философия возникла из орфизма. Среди софистов ничего
подобного не было. То, чему они учили, в их представле-
нии не было связано с религией или моралью. Они учили
искусству спора и давали столько знаний, сколько было
для этого необходимо. Вообще говоря, они могли, подоб-
но современным адвокатам, показать, как защищать или
оспаривать то или иное мнение, и не заботились о том,
чтобы защищать свои собственные выводы.”1
Сократ (469-399 до н. э.) не записывал свои мысли, а
выступал-беседовал на улицах и площадях Афин. У него
было много учеников. Самый знаменитый — Платон.
Как и софисты, Сократ выступал не только в роли
преподавателя, учителя мудрости, но и в роли практиче-
ского философа. Диоген Лаэртский свидетельствует: Со-
крат "одинаково умел как убедить, так и разубедить сво-
его собеседника. Так, рассуждая с Феэтетом о науке, он,
по словам Платона, оставил собеседника божественно
одухотворенным; а рассуждая о благочестии с Евтифро-
ном, подавшим на отца в суд за убийство гостя, он отго-
ворил его от этого замысла; также и Лисия обратил он к
самой высокой нравственности. Дело в том, что он умел
извлекать доводы из происходящего. Он помирил с мате-
рью сына своего Лампрокла, рассердившегося на нее (как
о том пишет Ксенофонт); когда Главкон, брат Платона,
задумал заняться государственными делами, Сократ ра-
зубедил его, показав его неопытность (как пишет Ксено-
фонт), а Хармида, имевшего к этому природную склон-
1 Б. Рассел. История западной философии. Т. 1, Новосибирск,
1994. С. 88-89.

493
ность, он, наоборот, ободрил. Даже стратегу Ификрату он
придал духу, показав ему, как боевые петухи цирюльника
Мидия налетают на боевых петухов Каллия." (Диоген Ла-
эртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи-
лософов. М., 1986. С. 102).
Сама его манера философствования была не учитель-
ство, не проповедничество, а диалог, беседа, разговор
равных. Он не столько поучал собеседника, сколько вме-
сте с ним отыскивал истину. Вот что пишет об этом В. С.
Нерсесянц:
“Беседа — стихия Сократа. Окунувшись в нее, он, можно
сказать, не только не вынырнул оттуда до конца жизни, но,
больше того, твердо надеялся на блаженные беседы и после
смерти. Эта страсть, охватившая его, завлекала в свои сети и
всех тех, кто встречался с ним на долгом жизненном пути...
Беседовать и испытывать, обсуждать и советовать, спра-
шивать и отвечать, сомневаться и ввергать в сомнение, настав-
лять и опровергать — истинно сократовские глаголы, отра-
жающие направление и смысл философствования этого всегда
бодрого, жизнерадостного и общительного человека.
Он беседовал с философами, софистами, политиками, вое-
начальниками, поэтами, скульпторами, художниками, ремес-
ленниками, торговцами, гетерами, со свободными и рабами,
влиятельными гражданами полиса и простым людом, мужчи-
нами и женщинами, старцами и юношами, людьми робкими и
наглыми, бездарными и гениальными, с друзьями и врагами,
афинянами и иноземцами, днем и ночью, в военных походах и
дома, на свободе и в заключении. И о чем только он ни гово-
рил: о богах и людях, полисе и законах, уме и глупости, знании
и незнании, добре и зле, благе и справедливости, свободе и
долге, добродетелях и пороках, богатстве и бедности, дружбе и
взаимопомощи, самопознании и образовании, душе и теле,
жизни и смерти. Собеседники и темы бесед менялись, но суть
оставалась одна: во всеоружии разумного слова Сократ был в
философской “разведке боем” — постоянном поиске и битве
за истину, справедливость и нравственность, за должное в че-
ловеческих делах.”1
А.Ф. Лосев отметил такую особенность сократовской
философии по сравнению с досократовской: последняя,
писал он, “не могла и не хотела обнимать жизнь логикой.
Тем более она не хотелаисправлять ее логикой. Но Со-
крат поставил проблему жизни, набросился на жизнь как
напроблему. И вот померк старинный дионисийский тра-
1 В.С.Нерсесянц. Сократ. М., 1984. С. 49.

494
гизм, прекратилась эта безысходная, но прекрасная му-
зыка космоса...Сократ захотел перевести жизнь в цар-
ство самосознания. Он хотел силами духа исправить
жизнь, свободу духа он противопоставил самостоятель-
ным проявлениям бытия, и отсюда это странное... учение
о том, что добродетель есть знание, что всякий желает
только собственного блага, что стоит только научить че-
ловека, и он будет добродетельным.”1
По Сократу высшая задача философии не теоретиче-
ская, а практическая — искусство жить. С его точки зре-
ния строение мира, природа вещей непознаваемы; знать
мы можем только самих себя. А знание есть мысль, поня-
тие об общем. Раскрываются понятия через определения,
обобщаются через индукцию. Сам Сократ дал образцы
определения и обобщения этических понятий (например,
доблести, справедливости). Определению понятия пред-
шествовала беседа, в ходе которой собеседник рядом по-
следовательных вопросов изобличается в противоречиях.
Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а
беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуж-
дает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы
исследования Сократ сравнивал с искусством повиваль-
ной бабки (“майевтикой”), а его метод вопросов, предпо-
лагающий критическое отношение к догматическим ут-
верждениям, получил название сократовской “иронии”.
Платон (427-347 до н. э.) сыграл выдающуюся роль в
становлении практической философии и как автор фило-
софских диалогов, и как основатель Академии.
Прежде всего, как истинный ученик Сократа он ука-
зывал на недостаточность философских текстов и необ-
ходимость живого контакта философа с нефилософом. В
диалоге “Федр” читаем: “В этом, Федр, дурная особен-
ность письменности, поистине сходной с живописью: ее
порождения стоят, как живые, а спроси их — они велича-
во и гордо молчат. То же самое и с сочинениями: дума-
ешь, будто они говорят, как разумные существа, но если
кто спросит о чем-нибудь из того, что они говорят, желая
это усвоить, они всегда отвечают одно и то же. Всякое
1 См.: А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. Платон. Аристотель. М.,
1993. С. 372-373.

495
сочинение, однажды записанное, находится в обращении
везде — и у людей понимающих, и, равным образом, у
тем, кому вовсе не подобает читать, и оно не знает, с кем
оно должно говорить, а с кем нет. Если им пренебрегают
или несправедливо его ругают, оно нуждается в помощи
своего отца, само же не способно защититься, ни себе
помочь...
Что же, не взглянуть ли нам, как возникает другое со-
чинение, родной брат первого, и насколько он по своей
природе лучше того и могущественнее?
(...) Это то сочинение, которое по мере приобретения
знаний пишется в душе обучающегося; оно способно себя
защитить и при этом умеет говорить с кем следует, умеет
и промолчать.
— Ты говоришь о живой и одушевленной речи знаю-
щего человека, отображением которой справедливо мож-
но назвать письменную речь?
— Совершенно верно.
(...)еще лучше (писания текстов — Л.Б.), по-моему,
станут такие занятия, если пользоваться искусством
диалектики: взяв подходящую душу, такой человек со
знанием дела насаждает и сеет в ней речи, способные
помочь и самим себе и сеятелю, ибо они не бесплодны, в
них есть семя, которое родит новые речи в душах других
людей, способные сделать это семя навеки бессмерт-
ным, а его обладателя счастливым настолько, насколько
может быть человек (курсив мой — Л.Б.).” (274B-277А)
Т. В. Васильева комментирует: “Литературное произ-
ведение отрывается от своего создателя, предоставленное
всем и каждому, оно не может защищаться от дурного
читателя и не может прибавить ни слова к написанному
для читателя благодарного, но недалекого: ему надо бы
помочь разрешить возникшее недоумение — но текст
способен лишь еще и еще раз повторить то, что уже ска-
зал. Живая беседа совершеннее — собеседник перед то-
бой, ты видишь его и можешь к нему приноровиться, все
недоумения можно разрешить по ходу беседы — что ус-
воено в процессе такой самостоятельной работы в живом
собеседовании, то врезается в память прочно, а главное,
начинает порождать в душе слушателя способность к
внутреннему собеседованию с самим собой — таков

496
смысл речи Сократа”1.
К сказанному Васильевой добавим, что живая беседа
важна не только для собеседника философа, но и для са-
мого философа (на что справедливо указывает Платон). В
ней философ черпает новую информацию, новые мысли и
идеи, заряжается творческой энергией, как это происхо-
дит у артиста, выступающего перед живой аудиторией.
Нужно также иметь в виду, что в диалогах Платона
зафиксированы беседы, посвященные в большинстве сво-
ем жизнезначимым проблемам. ”Та или иная вполне жи-
тейская проблема, — продолжает Т. В. Васильева, —
(житейская, разумеется в гомеровском смысле жизненно-
го примера, а не обыденной приземленности) решается в
каждом из платоновских произведений; нарочито про-
трептическим назначением нельзя объяснить ни их мно-
жественности, ни их совокупности”2.
И, наконец, детище Платона — Академия. Она изна-
чально была не только учебным и исследовательским уч-
реждением, но и своеобразным центром практической
философии. В ней занимались как юные, молодые, так и
взрослые. В. Виндельбанд писал: “Некоторые вступали в
Академию еще очень молодыми... Иначе обстояло дело
со зрелыми людьми, принадлежавшими к Академии в те-
чение более или менее продолжительного времени. Сре-
ди последних предание называет значительное число лиц,
игравших видную политическую роль в качестве тиранов
или их противников, в качестве своих законодателей в
своих городах или деятельных вожаков партий; и если
даже многие из этих известий вымышлены, то в общем не
подлежит сомнению, что общество Платона, особенно
пока он сам стоял во главе его, имело ясно выраженную
политическую тенденцию и служило умственным цен-
тром для всех противников демократии; оно сохраняло за
собой это положение именно тем, что в самых Афинах
принципиально воздерживалось от всякого вмешательст-
ва в практическую политику.
С такими друзьями в Академии, очевидно, обсужда-
лись не столько научные, сколько социально-
1 Т.В.Васильева. Афинская школа философии. М., 1985. С. 109.
2 Там же. С. 115.

497
политические вопросы и философские стремления обще-
ства они разделяли большей частью лишь в той мере, в
какой сами желали приобрести некоторое образование,
чтобы его ореолом окружить свою политическую дея-
тельность.”1
Аристотель(384-322 до н. э.).Велико его наследие
как практического философа. Наверное, половина до-
шедших до нас сочинений этого мыслителя посвящена
вопросам человеческого поведения. Он не чурался самых
приземленных тем и был открыт для общения со всеми.
Вот что по этому поводу пишут А. Ф. Лосев и А. А. Тахо-
Годи: “Аристотель в своем Ликее неустанно работал. В
утренние часы он читал лекции для избранного круга
слушателей по самым трудным вопросам своей филосо-
фии. Но были у него и послеполуденные занятия и уже в
обширной аудитории менее подготовленных слушателей.
Эти вечерние занятия посвящались сравнительно доступ-
ным вопросам и, в частности вопросам риторики. Здесь у
Аристотеля была даже своеобразная школа ораторского
искусства, что уже само по себе рисует Аристотеля не
только как углубленного философа, ушедшего от мира,
но и как человека, которого занимали общежизненные
проблемы. Дошедшая до нас “Риторика” свидетельствует
о его огромном интересе к разнообразным жизненным
ситуациям и о его мастерском умении в этих ситуациях
разбираться. Отсюда можно заключить, что слушатели
философа, его, можно сказать, “вечерники” были весьма
счастливыми людьми, которые могли учиться анализиро-
вать сложные жизненные ситуации и умудренно, толко-
во, красиво о них говорить.
В Ликее Аристотель завел еще один примечательный
обычай. Он регулярно обедал с друзьями, ведя с ними
ученые беседы. И обеды имели, как и все у Аристотеля,
систематический характер, вплоть до того, что раз в де-
сять дней для них избирался новый председатель, а сам
Аристотель даже написал для этих ученых обедов специ-
альную записку под названием “Пиршественные зако-
1 В.Виндельбанд. Платон. Киев, 1993. С. 34-35.

498
ны””.1
Цицерон (106-43 до н. э.) сыграл большую роль в деле
популяризации философии и признания ее практического
значения. Г. Г. Майоров пишет об этом: “Другим крите-
рием оценки философских идей греков для Цицерона
служит их “полезность для республики”, которая на
практике означает их пригодность для улучшения рим-
ских нравов и для развития римского просвещения. Ведь
философия, по убеждению Цицерона, — это “наука об
исцелении души” (Tusc., III, 6) и “наука жить достойно”
(Ibid., IV, 6). Она же — “руководительница душ, изыска-
тельница добродетелей, гонительница пороков”, она по-
родила государства, “объединила в общество рассеянных
на земле людей”, “установила законы” (Ibid., V, 5). “Но
мы видим: мало того, что философия не получает похвал
за ее услуги жизни людской, — большинство людей ею
просто пренебрегают, а некоторые даже и хулят. Хулить
философию, родительницу жизни, — это все равно, что
покушаться на матереубийство, но и этим себя пятнают
люди, столь неблагодарные, что бранят ту, кого должны
бы чтить, даже не умея понять! Но я думаю, что это за-
блуждение, этот мрак, окутывающий непросвещенные
души, держится от того, что люди не могут заглянуть в
прошлое настолько, чтобы признать в первостроителях
этой жизни философов” (Туск., V, 6/Пер. М. Гаспарова).
Кто из мыслителей прошлого прославил философию
лучше, чем Цицерон? Кто больше любил ее и верил в ее
великую очищающую и просвещающую силу? Кто лучше
осознал ее гуманистическую миссию?”2
Сенека (5 до н.э. - 65 н.э.).В ряду практических фило-
софов древности ему по праву принадлежит одно из пер-
вых мест. Его мысль была обращена не к философам-
коллегам, а ко всякому, кто задумывается о жизни, кто
готов к восприятию умного слова, к умной беседе. “Сре-
ди благодеяний, которые человек может оказать челове-
ку, — пишет С. Ошеров, — Сенека мыслит величайшим
1 А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. Платон. Аристотель. М., 1993. С.
248.2
Г.Г.Майоров. Цицерон как философ. См.: Цицерон. Фило-
софские трактаты. М., 1985. С. 16-17.

499
одно: если мудрый или дальше ушедший по пути мудро-
сти обратит неразумного к философии и поведет его
вслед за собой к блаженной жизни”. Далее С. Ошеров по-
ясняет: “Наставничество представлялось всей античности
неотъемлемым долгом знающего: еще Гесиод посвятил
свой дидактический эпос брату Персу, а Лукреций свою
философскую поэму — Меммию. Образ Сократа, не
столько поучающего собеседника, сколько вместе с ним
отыскивающего истину, определил собой жанр философ-
ского диалога... С началом эллинистической эпохи, когда
целью философствования сделалась мораль, когда оты-
скание причин и следствий всего сущего сменилось уве-
щанием жить согласно тому или иному своду правил,
важнейшую приобрело роль поученье. Первая и естест-
веннейшая его форма — живая беседа — была тем более
важна, что предполагала замену отношений, определяе-
мых местом человека в гражданской общине, внеофици-
альными... Устная философская беседа-проповедь — ди-
атриба — оставалась живым жанром на протяжении мно-
гих столетий...
...форма, избранная Сенекой — письмо, будучи и в
житейской практике заменой непосредственной беседы, в
литературе оказывается естественной ее ипостасью.”1
Алкиной (Альбин). Учебник платоновской филосо-
фии (II в. н. э.). В этом учебнике, наверное, впервые
употребляется выражение “практическая философия”.
Вот как это выглядит:
“III.1. Согласно Платону, философ ревностно занима-
ется тремя вещами: он созерцает и знает сущее, творит
добро и теоретически рассматривает смысл (logos) речей.
Знание сущего называется теорией, знание того, как нуж-
но поступать, — практикой, знание смысла речей — диа-
лектикой...
3. Один аспект практической философии — воспита-
ние характера, другой — домоправительство, третий —
государство и его благо. Первый называется этикой, вто-
рой — экономикой, третий — политикой.”2
1 См.: Сенека. Нравственные письма к Луцилию. С. 349-350.
2 См.: Платон. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 4. М., 1994. С. 626.

500
Боэций (“Утешение философией”, 524 г.)продолжил
дело Цицерона и Сенеки. Он сохранил для нас поистине
драгоценный опыт исцеления-утешения философией. “У
Боэция, как и у Цицерона, — пишет Г. Г. Майоров, —
философия утешает и исцеляет, просвещая. Ее медика-
менты — знания и идеи, и единственный способ лечения
— логическое рассуждение, иллюстрируемое поэтиче-
скими образами. Никакой мистической терапии, никаких
оккультных средств, никакого сверхразумного внушения.
В “Утешении” Боэция совсем не используется путь от-
кровения. Это и удивляет — ведь книга написана в нача-
ле средневековья, — и заставляет задуматься над тем,
сколь сильна была римская рационалистическая тради-
ция, ибо несмотря на то, что между Цицероном и Боэци-
ем расстояние в полтысячелетия, взгляд на философию у
них общий. Поэтому вряд ли верно, как это делает П.
Курсель, включать “Утешение” в русло той традиции, ку-
да входит и герметический трактат “Поймандер”. Там
тайны бытия пророческим языком открывает полубог,
здесь истины бытия доказываются рациональным языком
человеческой философии. Недаром Философия у Боэция
имеет облик не богини, а смертной женщины.”1
“Утешение” написано в тюрьме перед казнью. “Жанр
утешений, — считает Г. Г. Майоров, — весьма древний.
Им воспользовался когда-то платоник старой Академии
Крантор, позднее Цицерон, написавший “утешение” на
смерть своей дочери Туллии, затем — Сенека, сочинив-
ший “утешения” к матери Гельвии, к Полибию, к Мар-
ции; существовали другие подобные сочинения. Так как в
них на помощь утешаемому призывалась обычно фило-
софия, этот род сочинительства имел много общего с
другим древним литературным жанром — с жанром
“протрептика”, то есть “побуждения”, или “приглаше-
ния”, к философии. Классиком этого жанра в античности
считался Аристотель (его “Протрептик” не сохранился);
по его примеру Цицерон написал свой знаменитый диа-
лог “Гортензий”, обративший впоследствии к философии
душу юного Августина. Аристотелю подражал и Ямвлих,
1 Цит. по: Боэций. Утешение Философией и другие трактаты.
М., 1990. С. 396.

501
также сочинивший “Протрептик”. (С. 393-394)...
Боэций... с наибольшей последовательностью приме-
няет приемы диатрибы, философской наставительной бе-
седы, где в роли наставницы выступает сама госпожа
Философия, а в роли наставляемого — узник этого мира
Боэций. Беседа имеет не столько чисто дидактический,
сколько терапевтический характер. Развитие сюжета вы-
глядит как последовательное решение некоей медицин-
ской задачи: от постановки диагноза болезни в первой
книге, через стадии сначала предварительного, а затем
основного, радикального лечения в остальных книгах, до
полного исцеления пациента в конце работы. В ходе те-
рапии врачующая Философия следит за меняющимся со-
стоянием Боэция, осведомляется о его самочувствии, ме-
тодично чередует более мягкие и слабые целительные
средства с более горькими и сильными, ободряя и утешая
больного. И все это в сочинении Боэция совсем не похо-
же на простой литературный эксперимент, на игру.Его
понимание миссии философии как целительницы души
очень серьезно и оно имеет глубокие корни в античной
культуре, где философия долго была наделена жизне-
творческой и душеспасительной функцией, почти полно-
стью перешедшей потом к религии. В этой подлинно
практической функции она выступала у пифагорейцев,
Сократа и Платона (“Федон”, ранние диалоги), у Ари-
стотеля, у всех стоиков, скептиков и эпикурейцев, вооб-
ще в той или иной мере у всех философов эллинизма (кур-
сив мой — Л.Б.). Но никто, ни до, ни после него не выра-
зил это понимание философии так ясно и сильно, как это
сделал Цицерон; достаточно вспомнить его “Тускулан-
ские беседы” и то, что мы знаем о его “Гортензии” и
“Утешении”. И это для нас немаловажно, ибо Цицерон —
один из главных источников Боэция как в отношении
жанра и стиля, так и в отношении идей. А ведь Цицерон,
живописавший философию в самых ярких художествен-
ных красках, называл ее “наукой об исцелении души”
(Туск., III, 3, 6), и он еще задолго до Боэция фактически
представил ее в своем “Consolatio” и в “Тускуланах” в
образе царственной собеседницы, утешающей в горе и
врачующей душевные недуги: “Дело обстоит так: чтобы
избавиться от несчастий, нужно исцелиться душой, а это-

502
го нельзя достичь без философии. Поэтому, взявшись за
дело, предадим себя ей для исцеления и, если захотим, —
исцелимся” (Цицерон. Тускуланские беседы, III, 6, 13)”.
(С. 394-395)1.
Многие мыслителиэпохи Возрождения после столе-
тий схоластики, пренебрежения практической философи-
ей со стороны христианских философов пытались спус-
тить философию с небес на землю. Они думали и говори-
ли так, как писал Гильом Буде: «Низвергнуть филосо-
фию с небес, поместить ее в города людей, ввести их в
дома и заставить отвечать на вопросы о жизни и мо-
рали и о вещах хороших и дурных» (Гильом Буде. Фи-
лология. Париж. 1552 г.)2. Это ли не программа практиче-
ской философии!
Одним словом, философы переключили свое внима-
ние со схоластических проблем и споров на науку, на-
блюдение, искусство, изобретение, политику. Они посте-
пенно освобождались от влияния религии, провозгласив
свободомыслие одной из величайших ценностей. На сме-
ну теоцентризму3 пришел антропоцентризм. Человек и
его проблемы ставятся в центре внимания. Антропоцен-
тризм провозглашает человека центром Вселенной (что
вокруг него все вертится, что не Бог главный, а Человек).
На этой почве возрождалась античная традиция гуманиз-
ма. Гуманизм изначально против любой формы подне-
вольной зависимости человека от кого бы то ни было. С
него началось движение к осознанию людьми самих себя.
Пико делла Мирандола (1463-1494) – показывал, с
одной стороны, несовершенство человека, а с другой, —
направление, в каком он должен двигаться. В знаменитой
«Речи о достоинстве человека» он вкладывает в уста Бо-
га, обращенные к Адаму, такие слова: «Я не сделал тебя
ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным,
1 Цит. по: там же.
2 Цит. по: Р.С.Гутер, Ю.Л.Полунов. Джироламо Кардано. М.,
1980. С. 136.3
Теоцентризм — представление, согласно которому Бог явля-
ется главным предметом внимания и забот (почитания, покло-
нения, умилостивления). Мир и человек вторичны, производ-
ны от Бога и управляются им.

503
чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал
себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь пе-
реродиться в низшие, неразумные существа, но можешь
переродиться по велению своей души и в высшие боже-
ственные». Человек здесь предоставлен самому себе, спо-
собен к самосовершенствованию.
Наиболее известный гуманист эпохи Возрождения –
Эразм Роттердамский (1469-1536). В главном своем со-
чинении «Похвальное слово Глупости» он высмеивал
людскую глупость в самых разных ее обличьях. Он один
из первых отстаивал веротерпимость.
Из всех писавших на темы практической философии в
эпоху Возрождения наиболее плодовитым и успешным
оказалсяМишель Монтень(1533-1592). До сих пор он
один из самых известных и читаемых философов и имен-
но благодаря своим “Опытам” (1580 г.). Эта довольно-
таки объемистая книга — настоящая энциклопедия жи-
тейской мудрости.
Ф. Бэкон (1561-1626) известен как философ, одержи-
мый идеей практического использования-применения
знаний, популяризации науки и философии. Все знают
его девиз: “scientia est potentia” (“знание — сила”). Его
сочинения написаны языком, который доступен и поня-
тен практически всем. У него есть книга, которая непо-
средственно посвящена вопросам житейской мудрости,
практической философии. Это “Опыты” (1597—1625 гг.).
Сам Ф. Бэкон писал, что из всех его произведений “Опы-
ты” “получили наибольшее распространение”, ибо “они
ближе всего к практическим делам и чувствам людей”1.
Важно отметить, что в “Опытах” Бэкон активно ис-
пользовал один из основных методов практической фи-
лософии — метод антитез. Он излагал аргументы за и
против тезиса, предоставляя окончательный вывод чита-
телю. “Указание на этот метод, — пишет
Ю. П. Михаленко, — мы находим в “Примерах антитез”.
Достаточно сравнить аргументы за и против нововведе-
ний (Т. 1. С. 391-392) с “опытом” “О новшествах” (Т. 2.
С. 404-405).” Ю. П. Михаленко справедливо заключает:
1 См.: Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1978. С. 353.

504
“Этот способ изложения — источник неослабевающего
интереса к “Опытам”, ибо в каждую эпоху они могут
быть прочитаны по-своему.”1
И. Кант (1724-1804) прекрасно понимал значение
связи философии с жизнью. Львиная доля его философ-
ского творчества направлена на разрешение практиче-
ских вопросов жизни. А о важности распространения фи-
лософских идей, их популяризации он писал: “Чтобы
научиться истинной популярности, нужно читать древ-
них, например, философские сочинения Цицерона... Ибо
истинная популярность требует большого практического
знания мира и людей, их понятий, вкуса и склонностей,
на что нужно постоянно обращать внимание при изложе-
нии и даже в выборе уместных, пригодных для популяри-
зации выражений. Такое нисхождение до степени пони-
мания публики и обычных выражений, при котором не
упускается схоластическое совершенство... есть и на са-
мом деле великое и редкое совершенство, знаменующее
большое проникновение в науку”2.
Знаменательно, что Кант принимал упрек в недоста-
точной доступности его “Критики чистого разума”. “Вам
угодно, — писал он, — было упомянуть о недостаточной
популярности как о справедливом упреке, который мож-
но предъявить моему сочинению, потому что действи-
тельно каждое философское сочинение должно быть из-
ложено доступно, иначе под покровом глубокомыслия
может таиться бессмыслица.”3
Выше, в первой главе, я говорил о кантовской “спо-
собности суждения”, т. е. умении применять общее к ча-
стному. В другой связи Кант писал об этом: “Я всегда,
даже в обыденной жизни, слежу за тем, чтобы мои слу-
шатели с самого начала и до конца никогда не извлекали
из моих лекций лишь сухую теорию, но, постоянно срав-
нивая свой повседневный опыт с моими замечаниями,
находили бы в этом живо интересующее их занятие.”4
1 Ю.П.Михаленко. Ф. Бэкон и его учение. М., 1975. С. 49.
2 И. Кант. Трактаты и письма. М., 1980, с. 355.
3 Из письма “Кант — Гарве. 7 августа 1783 г.” — Цит. по: И.
Кант. Трактаты и письма. М., 1980.4
Из письма “Кант — Герцу. Конец 1773 г.” — Там же.

505
Гегель (1770-1831) не раз говорил о практичности,
практическом значении философии. Так, в “Лекциях по
истории философии” он писал: “Общераспространенный
предрассудок полагает, что философская наука имеет де-
ло лишь с абстракциями, с пустыми общностями, а со-
зерцание, наше эмпирическое самосознание, наше чувст-
во, наше “я”, чувство жизни, есть, напротив, внутри себя
конкретное, внутри себя определенное, богатое. И в са-
мом деле, философия пребывает в области мысли, и она
поэтому имеет дело с общностями; но хотя ее содержание
абстрактно, оно, однако, таково лишь по форме, по сво-
ему элементу; сама же по себе идея существенно кон-
кретна, ибо она есть единство различных определений. В
этом и состоит отличие разумного от чисто рассудочного
познания; и задача философии заключается в том, чтобы
вопреки рассудку показать, что истинное, идея, не состо-
ит в пустых общностях, а в некоем всеобщем, которое
само в себе есть особенное, определенное. Если истина
абстрактна, то она — не истина. Здравый человеческий
разум стремится к конкретному; лишь рассудочная реф-
лексия есть абстрактная теория, она не истина — она
правильна лишь в голове — и, между прочим, также и не
практична; философия же наиболее враждебна абстракт-
ному и ведет нас обратно к конкретному.”1
Если говорить конкретно о практической философии
какчасти философии, то следует отметить, что к ней у
Гегеля былодвойственное отношение. С одной стороны,
он высоко ценил отдельных ее представителей (Сократа,
например), понимал важность ее для людей, с другой,
считал ее низшей формой философии, которая либо
“приспосабливается ко всем обычным представлениям
человека”2, либо выступает как подчиненный момент по
отношению к теоретической, чистой философии. “Со-
крат, — говорил он, — берет добро лишь в частном
смысле, в смыслепрактического, а между тем это —
лишь одна форма субстанциальной идеи; всеобщее есть
1 Гегель. Лекции по истории философии. Кн. 1, С.-Петербург,
1993. С. 882
См.: Гегель. Лекции по истории философии. Кн. 2, С.-
Петербург, 1994. С. 36.

506
не только для меня, а есть также и принцип натурфило-
софии, как в себе и для себя сущая цель, и в этом высшем
смысле понимали его Платон и Аристотель. В старых ис-
ториях философии выдвигается поэтому в качестве ха-
рактерной черты Сократа прибавление им к философии,
как нового понятия, этики, тогда как раньше философия
рассматривала лишь природу. Диоген Лаэрций так и го-
ворит (III, 56), что ионийцы изобрели философию приро-
ды, Сократ прибавил этику, а Платон диалектику...
Так как Сократ, таким образом, дал началоморальной
философии, то все последующие эпохи моральной бол-
товни и популярной философии объявляли его своим па-
троном и святым и делали из него прикрытие, оправды-
вающее всякую афилософичность. Верно во всяком слу-
чае то, что способ его трактования философии делает ее
популярной. К этому еще прибавилось то обстоятельство,
что его смерть придала ему трогательный и всем доступ-
ный интересный лик невинного страдальца. Цицерон
(Tusc. Quaest., V, 4), который, с одной стороны, направ-
лял свое мышление на вопросы настоящего момента, с
другой — придерживался мнения, что философия должна
быть скромной, так что он даже не находил для нее ника-
кого особого содержания, хвалил в Сократе (это часто
повторяли потом вслед за ним), как характерную и наи-
более возвышенную его черту, что он низвел философию
с небес на землю, ввел ее в хижины и в повседневную
жизнь человека, или, как выражается Диоген Лаэрций (II,
21), вывел ее на рынок. Это есть именно то, что мы сказа-
ли. Выходит так, как будто наилучшая и наиистиннейшая
философия представляет собою лишь домашнее средство
или кухонную философию, которая приспосабливается ко
всем обычным представлениям человека и в которой мы
видим друзей и беседующих между собою на тему о че-
стности и т. д. и обо всем том, что можно познать на зем-
ле, не побывав в глубине неба — или, вернее, в глубине
сознания, а это как раз и есть именно то, на что Сократ,
как думают сами популярные философы, осмелился пер-
вым. Ему также не было дано продумать сначала все умо-
зрения философии того времени, чтобы затем иметь воз-
можность в области практической философии ниспус-
титься в глубинные недра мысли. Это то, что мы имеем

507
сказать о сократовском принципе вообще.”1
Обратите внимание: Гегель употребляет само выра-
жение “практическая философия”. И это он делает не раз
(см., например, параграфы в “Лекциях по истории фило-
софии” о киренской школе, Аристотеле, Эпикуре и др.).
Рассматривая философию Аристотеля, Гегель относит
раздел практической философии к философии духа (на-
ряду с психологией и логикой). Саму практическую фи-
лософию (у Аристотеля) он подразделяет на этику и по-
литику.
Имеются свидетельства о Гегеле как умном собесед-
нике, общение с которым было поистине драгоценным.
Вот что писал, например, Гёльдерлин: “Общение с Геге-
лем для меня очень благотворно. Я люблю таких спокой-
ных людей разума; они могут служить ориентиром в тех
случаях, когда не знаешь, как определить свое отношение
к миру” (Гёльдерлин. Соч., М., 1969. С. 487). Знамена-
тельны последние слова Гёльдерлина: они как нельзя
лучше характеризуют значение философа как человека,
помогающего людям разобраться в жизнезначимых во-
просах.
А вот свидетельство Л. Фейербаха. После прослуши-
вания лекций Гегеля он писал: “Я понял, чего мне желать
и к чему стремиться: мне нужна не теология, а филосо-
фия. Мне нужны не бредни и мечтания, мне нужно
учиться! Мне нужна не вера, а мышление! Благодаря Ге-
гелю я осознал самого себя, осознал мир. Он стал моим
вторым отцом, а Берлин — моей духовной родиной”2.
А. Шопенгауэр (1788-1860) сыграл выдающуюся роль
в становлении идеи практической (житейской) филосо-
фии. Он, наверное, единственный из крупных философов
последних двух веков не погнушался разработкой темы
практической или, как он называл, житейской филосо-
фии.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит розрахунків з акціонерами
Індекс прибутковості
СТРУКТУРА ГРОШОВОГО РИНКУ
Цифрові стільникові мережі
РОЗВИТОК ПРИНЦИПІВ СИСТЕМНОГО, КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛІННЯ ЯКІСТЮ


Категорія: Практична філософія або софологія | Додав: koljan (29.11.2011)
Переглядів: 841 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП