1) побудить человека думать, мыслить, анализировать, рассуждать; 2) содействовать человеку в его думании- размышлении. 3) содействовать человеку в оформлении своих мыс- лей в слова и действия. 4) помочь человеку стать немного философом. 1.Побудить думать. Спрашивать, задавать вопросы, предлагать альтернативы, варианты, указывать на проти- воречия, несоответствия. Быть шмелем, оводом, колоко- лом, набатом; будить от умственной спячки, подстегивать к размышлению. 2.Содействовать в думании. Быть собеседником. Спрашивать и отвечать. Говорить и слушать. Аргументи- ровать, обосновывать и критиковать, доказывать и опро- вергать. Быть ферментом-ускорителем умственного про- цесса. 3.1.Содействовать в оформлении мыслей в слова. Учить искусству речи, выступления, письма. 3.2.Содействовать в превращении мысли в действие. Условия превращения мысли в действие: 1) бороться с вялостью мысли, 2) преодолевать нерешительность, инертность. 4.Помочь стать немного философом. 4.1. Научиться видеть проблемы как бы с высоты птичьего полета. Научиться видеть "за деревьями лес" или "за лесом отдельные деревья". 4.2. Научиться видеть как бы со стороны. Быть не только участником, но и сторонним наблюдателем. Неко- торая отстраненность. Объективизм в хорошем смысле. 4.3. Научиться видеть проблемы с разных, в том числе противоположных, сторон, точек зрения, объемно. 4.4. Выработать потребность в думании-
489 размышлении-анализе-рассуждении. Минимизировать импульсивные решения и действия. Философ, софолог должен избегать давать советы. Почему? Совет — это, как правило, рецепт — как себя вести, что делать, как поступить в той или иной ситуа- ции. Если философ дает совет, то этим он лишает челове- ка возможности самому думать и принять решение само- стоятельно, на основесвоих мыслей. В таком случае фи- лософ поступает противоположно тому, что он должен делать на самом деле. Он, в сущности, вторгается на чу- жую территорию (и тех, кто должен сам думать, и тех, кто профессионально обязан давать советы, рекоменда- ции). Главное же, он фактически не позволяет человеку развиваться самостоятельно. Если философ хочет повлиять на поведение человека, то он должен делать это не через назидание-совет, а через приглашение-побуждение к размышлению, через содействие в мыслительном процессе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЗАДАЧИ СОФОЛОГА» з дисципліни «Практична філософія або софологія»