1. Философское консультирование (вопросы и отве- ты). 2. Беседа, дискуссия, диалог. 3. Анализ конкретных ситуаций. 4. Разговор по душам (дать возможность высказать всё накопившееся-наболевшее, сверить свои мысли с мыслями философов, ликвидировать или минимизиро- вать пробелы, белые пятна в понимании себя и других). 5. Откровенный разговор (с обязательным условием сохранения тайны) 6. Практические советы, разъяснения, аргументация, убеждение, критика. Основные методы обсуждения проблем: метод анти- тез и метод альтернатив/вариантов. При использованииметода антитез выдвигается те- зис (философом или собеседником); излагаются аргумен- ты за и против тезиса; окончательный вывод предостав- ляется собеседнику. При использованииметода альтернатив/вариантов выдвигаются разные альтернативы ответа на вопрос или варианты решения проблемы; затем эти альтернати- вы/варианты обсуждаются; окончательный выбор аль- тернативы/варианта предоставляется собеседнику. Могут быть использованы и такие методы: 1) метод рассказа-лекции (философ активен — собе- седник пассивен); 2) метод выслушивания-исповеди (философ пассивен
485 — собеседник активен); 3) смешанный метод лекции-выслушивания (попере- менная активность философа и собеседника). Эти методы можно назватьметодами повествования. Их цель — дать человеку выговориться-исповедаться или утолить его любознательность, ликвидировать пережи- ваемый им информационный голод. Методы повествования не являются такими эффек- тивными, как методы антитез/альтернатив/вариантов. Тем не менее они могут быть использованы, если собе- седник предпочитает повествовательный стиль беседы рассуждению-аргументации-анализу. Кроме указанных методов весьма эффективным явля- етсяметод вопросов и ответов. Вопросы могут зада- ваться как философом, так и собеседником. Практический философ должен быть всесторонне об- разованным, многое знать и уметь, быть в хорошем смысле всезнайкой и всеумейкой. Конкретно, в ситуации консультирования-собеседования он должен быть немно- го психологом, немного врачом, немного артистом, не- много тренером и т. д. Это нужно ему прежде всего для того, чтобы он мог выполнять функции координатора- дирижера в тех случаях, когда клиент нуждается не толь- ко в его услугах, но и в услугах других специалистов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ФИЛОСОФА» з дисципліни «Практична філософія або софологія»