Логика предмета требует, чтобы я рассказал хотя бы в общих чертах о “кухне” категорий, о том, что собственно представляет собой категориальная логика. Пока твердо установлено, что категории располагают- ся парами (диадами) или триадами (обнаружены связи типа "пространство-время", "необходимость- случайность", "качество-мера-количество"). Философы давно пытаются открыть связи более высокого порядка — не между отдельными категориями, а между категори- альными парами, семействами. Пока эти попытки не увенчались сколько-нибудь неоспоримыми находками. Тем не менее они продолжаются, не могут не продол- жаться, так как философы никогда не смирятся с полу- хаотическим представлением выявленного множества ка- тегорий и понятий. Итак, категории рассматриваются философами обыч- но в составе определенных категориальных блоков или подсистем. Это значит, что каждая категория является либо противоположностью другой, либо промежуточным звеном, либо синтезом противоположных категориаль- ных определений. Кроме того, каждая категория сама является системой более частных категорий и понятий. Выше я уже говорил о том, что категория потому и категория, что внутри себя образует систему понятий, являясь в подлинном смысле категорией, т. е. разрядом, классом определенного рода понятий.
457 Подчиненные категории понятия выражают различ- ные ее стороны, моменты и частные виды. Эти понятия по отношению к категории являютсясубкатегориями. Например, субкатегориями количества, выражающими ее отдельные стороны, являются непрерывное и дискретное. Частными видами категории являются такие ее субкате- гории, как "величина", "множество", "число". Категория по отношению к своим субкатегориям выступает какро- дительская категория. Помимо субкатегорий существуют такие понятия, ко- торые носят межкатегориальный характер, т. е. объеди- няют в себе различные категориальные определения. Это можно объяснить так. Мышление имеет определенную категориальную структуру. Категории — узловые пункты в сети мышления. Кроме них существует большое коли- чество общих понятий, которые либо распределены меж- ду категориями, т. е. входят в понятийный аппарат от- дельных категорий, либо принадлежат сразу двум или не- скольким категориальным семействам и, следовательно, носят межкатегориальный характер. Благодарямежкатегориальным понятиям категории как бы отражаются друг в друге, скрещиваются, сплав- ляются. Это аналогично тому, как химические элементы, вступая в химическую связь, образуют те или иные хи- мические соединения. Межкатегориальные понятия — это "химические соединения" различных категорий. Два примера. Основное значение категории "качест- во" представлено понятием "качество" и фиксируется ее положением в подсистеме "качество-мера-количество". А одно из отраженных значений категории (отражение ее в категории "изменение") представлено такими межкатего- риальными понятиями, как "превращение", "скачок", "ка- чественное изменение". Далее, если "величина", "множе- ство", "число" являются чисто количественными поня- тиями, т. е. относятся только к категории количества, то такие понятия, как "длина", "размер", "объем" имеют не только количественное содержание. Они являются свое- образным симбиозом двух категориальных форм мышле- ния: количества и пространства. Это количественно- пространственные понятия. Таким образом, категории, с одной стороны, жестко
458 закреплены, зафиксированы в одном положении (месте системы категорий), а с другой, они "гуляют" по всей системе категорий в виде отраженных значений межкате- гориальных понятий, отражаясь практически во всех дру- гих категориях. Представление о межкатегориальных связях и поня- тиях снимает дилемму гибкости и жесткости системы ка- тегорий, обнаруживает совместимость того и другого. Жесткость категории обусловлена ее "привязанностью" к одному и только одному месту в системе категорий. Гиб- кость категории обусловлена ее рефлексией (отражением) в других категориях. Нужно иметь в виду также следующее. Трудность ис- следования и использования категорий состоит в том, что их языковые носители — слова употребляются неодно- значно в языковой практике, в философской и научной литературе. Наряду с категориальными значениями функционируют различные формы некатегориального значения слов, обозначающих категории. Отсутствие яс- ного понимания этого факта приводит к путанице поня- тий, к смысловым искажениям категорий. Практически нет ни одной категории, которая выра- жалась бы однозначным словом-термином. Cлова, выра- жающие те или иные философские категории, являются многозначными. Категориальное значение для них — не единственное. Этот факт необходимо учитывать при ис- следовании и сознательном применении категорий. Слова, обозначающие категории, употребляются, по крайней мере, в трех некатегориальных значениях: 1) уз- ком значении более частного понятия, подчиненного данной категории. Например, понятие "вещество" являет- ся частным по отношению к категории материи; 2) рас- ширенном значении. Например, слово "качество" упот- ребляется в значении "определенность предмета вообще" или слово "действительность" — в значении "реаль- ность"; 3) смещенном значении понятия, представляюще- го другую категорию. Например, слово "мера" употреб- ляется в значении "мероприятие" или слово "качество" — в значении "признак предмета". Чем же обусловлена многозначность слов, обозна- чающих категории? Ответ следует искать в истории язы-
459 ка. Этимология категориальных слов восходит к синкре- тическим (слитным, недостаточно дифференцированным, определенным) понятийным формам-представлениям, содержание которых, как правило, намного шире содер- жания выкристаллизовавшихся впоследствии категорий мышления. Существование различных форм некатегори- ального значения слов-категорий как раз и связано с тем, что категории лишь постепенно определились в своем ка- тегориальном содержании. Эти формы — рудиментарные остатки, в которых зафиксировано содержание категори- альных понятий на разных этапах их формирования как категорий. Категории мышления — структурные элементы мыс- ли и как таковые могут быть представлены наглядно- схематически. Язык схем и наглядных образов — особый язык, не сводимый к словесному описанию. Он несет та- кую смысловую нагрузку, такую информацию, которую очень трудно и порой невозможно передать с помощью обычного языка, рассуждений. Наглядно-схематическое представление категорий так же важно, как и их словес- ное описание. Оно позволяет осмыслить, охватить еди- ным взором сложные взаимоотношения категорий. Сло- весное описание развертывает мысль во времени и порой нелегко осмыслить рассуждения в целом. Наглядно- схематическое представление развертывает мысль в про- странстве, что позволяет осуществить мысленный синтез огромного материала, спрессованного в категориях. Кро- ме того, наглядно-схематическое представление в неко- тором смысле более точно, более адекватно (по сравне- нию со словесным развертыванием во времени) передает реальное соотношение категорий, будь то объективные категориальные определения или категории мышления. Ведь в самой объективной реальности и, соответственно, в мышлении многочисленные категориальные определе- ния "даны" одновременно, без выведения, как сущест- вующие друг возле друга, взаимозависимые, взаимопро- никающие. Например, качественные и количественные определения присущи одновременно любым материаль- ным объектам, а не следуют одно за другим, как у Гегеля. Система категорий, выраженная наглядно- схематически, т. е. в табличном виде (в видетаблицы
460 категорий), позволяет отчетливо проследить логические связи и соотношения между категориями. В качестве примера наглядно-логической схемы кате- горий можно предложить диаграмму категории “возмож- ность” (см. выше, стр. ). Наглядно-логическая схема объединяет два типа со- отношения категорий: а)взаимозависимость противоположных категорий, предполагающая наличие промежуточного, переходного звена между ними; это один тип триады ("противополож- ное-промежуточное-противоположное"); б)взаимоопосредствование (синтез) противополож- ных категорий; это — другой тип триады ("тезис- антитезис-синтез"). (В скобках заметим, для Аристотеля было характерно мышление по типу "противоположное-промежуточное- противоположное", а для Гегеля — мышление по типу "тезис-антитезис-синтез". Аристотель был первооткрыва- телем первого типа категориального мышления, Гегель — первооткрывателем второго типа категориального мышления). В неорганической природе реализуется первый тип соотношения категориальных определений (взаимозави- симость противоположных сторон). В живой природе и человеческом обществе к первому типу "прибавляется” второй тип соотношения категориальных определений (взаимоопосредствование). ЖИД- КОСТЬ ТВЕРДОЕ Т Е Л ООРГАНИЗМ Г А З Рис. Поясняющая наглядно- логическая схема“АГРЕГАТ- НЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА И Здесь уместно привести еще одну наглядно- логическую схему (см. ря- дом). Эта схема аналогично приведенной отображает соотношение трех агрегат- ных состояний вещества и живого организма. Онапо- ясняет смысл общей схемы отображения структуры ка- тегорий. Окружающая нас на Земле неорганическая природа представлена
461 ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, ИХ СООТ-НОШЕНИЕ". тремя основными состояниями вещества: твердым, жид- ким и газообразным. Твердое тело и газ противоположны как противоположны порядок и хаос. Жидкость — про- межуточное состояние вещества. Все эти состояния, хотя и переходят друг в друга, существуют все же раздельно и исключают друг друга, твердое тело не может быть одно- временно газообразным, а газообразное — твердым. На- против, в живых организмах эти три состояния вещества настолько совмещены, неразделимы, опосредуют друг друга, что представляют собой нечто единое, органиче- ски целостное. То же можно наблюдать и в мире катего- риальных определений. Категориальные определения, характерные для неорганического мира, разделены и ис- ключают друг друга точно так же, как разделены и ис- ключают друг друга твердое и газообразное состояния вещества в неживой природе. Категориальные определе- ния, характерные для живой природы, подобно живым организмам переплетают "крепким узлом" категориаль- ные определения неживой природы. И последнее. О взаимоопосредствовании противопо- ложных категориальных определений, сторон. Категория или категории, находящиеся в центральном круге на- глядно-логической схемы, представляют собой взаимо- опосредствование противоположных категориальных оп- ределений. Их можно выразить в виде тех или иных фор- мул взаимоопосредствования (см. выше п. “формула сво- боды”, стр. ).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «“КУХНЯ” КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ» з дисципліни «Практична філософія або софологія»