Категории мышления формируются и функциониру- ют, как правило, помимо сознания человека и выступают либо (1) в виде образов-символов, либо (2) в языке, либо (3) в виде понятий, либо (4) в различных формах и мето- дах деятельности. (1)Образы-символыкатегорий весьма многообраз- ны. Вот некоторые примеры: круг-шар часто служил для древних людей образом- символом вечности, незыблемости, порядка; В древнегреческой философии образом-символом всеобщего изменения-движения было выражение “все течет” (panta rei). В китайской философии своеобразными образами-
452 символами-понятиями былиян иинь. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечные стороны (например, горы и ущелья). Древнекитайские мыслители использовали бинарность данного противо- поставления для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений-сил: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужско- го и женского начал, неба и земли, порядка и беспорядка и т. п. знак “¥“ является символом математической беско- нечности; “круг времени” и “стрела времени” являются образ- ами-символами временной обратимости и необратимо- сти. “Золотая середина” — образ-символ меры. В выражении “ничто не ново под луной”луна являет- ся образом-символом неизменности, вечного повторения одного и того же. В пушкинской строке “И случай — бог-изобретатель” мы видим образ случайности. Такую же категориально- образную функцию выполняют выражения “жребий брошен”, “мы все ходим под богом”, “стечение обстоя- тельств”. (2) Выражение категорий в языке. 1. Категории прежде всего выражаются вструктуре языка, вчленораздельной речи. Грамматические части ре- чи — пусть весьма приблизительно и упрощенно — вы- ражают основные категории мышления. Имя существи- тельное — материю, тело, вещь, организм, существо. Имя прилагательное — качество. Имя числительное — коли- чество. Глагол — движение, действие, деятельность. Особое место в структуре языка занимают местоиме- ния и местоименные наречия. Они являются своеобраз- ными языковыми эквивалентами-заместителями катего- рий. Можно составить такую таблицу: виды место- имений и наре- категориичий вопроситель- ные местоимения другие местоимения, наречия отрицатель- ные место- имения, наре- чия (тени ка- тегорий) материя, тело, вещь, что? что-то что-то, что имен- но, этот, тот, не- ничто
453 объект, предметчто-именно что живое существо, человек, субъект кто?кто-то, кто имен- но, некто, все, каждый никто качествокакой?такой, этакий,какой-то, какой именно, некий никакой свойствочей?чей-точей именноничей количествосколько?насколько? который? столько, настолько, несколько больше, меньше нисколько движениекуда?откуда?сюда, туда,отсюда, оттуданикуданиоткуда времякогда?теперь, сейчас,раньше, потом, иногда, всегда никогда пространствогде?здесь, там,везде, повсюдунигде мерав какой мере?в меру причинапочему?отчего? по какой причине? вследствиечего? потому, поэтому оттого, из-за то- го, из-за этого по причине этого вследствие этого возможностьможно?как возмож- но? можно возможно нельзя, невозможно действитель- ность в самом деле? на самом де- ле? действитель- но ли? действительно, в самом деле недействите- льно случайностьчто случи-лось?по случаю явлениечтопроизош-ло? что такое? цельзачем?с какой це- лью? затем, с целью низачем бесцельно средствокак?какимобра- зом? так, этак, вот так, никак результаткакойрезультат? что в результате? без результата деятельность, действие что делать? Вопросительные местоимения и местоименные наре- чия — это самые настоящие пра- или прото-категории. По мере того, как подрастающий человек осваивает членораздельную речь, формируется категориальный строй его мышления. Наиболее интенсивно это происхо- дит в возрасте “почемучки”, так талантливо описанном
454 К.И. Чуковским в книге “От двух до пяти”. Когда ребе- нок задает окружающим бесчисленные вопросы, то он не просто любопытствует, собирает-впитывает в себя ин- формацию, а учится мыслитькатегориями, при помощи категорий. Ведь вопросы задаются им в основном в фор- ме вопросительных местоимений и наречий. Фундаментальный характер некоторых вопросов дав- но был осознан людьми. Свое понятие о категориях Ари- стотель строил в значительной мере на основе вопроси- тельных слов: “что?” (категория сущности), “сколько?” (категория количества), “какой?” (категория качества) и т. д. Арабский философ IX века Абу Юсуф Якуб бен Ис- хак аль-Кинди писал: “Чтобы познать что-либо, следует ответить на четыре вопроса: Есть ли это? Что это? Каково это? Почему это?”. Английский писатель Р. Киплинг вы- разил примерно эту же мысль в поэтической форме (пе- ревод С.Я.Маршака): Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг, — все знаю я от них. Они по знаку моему являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Нельзя не упомянуть также Раймунда Луллия. Стре- мясь переработать схоластическую логику, он выдвинул ряд новых идей. Среди них — учение о вопросах. Вопро- сы, по Луллию, служат орудием открытия истины. Он разделял их на девять групп: “ли?”, “что?”, “из чего?”, “почему?”, “как велико?”, “какого качества?”, “когда — где?”, “чем?”, “как?”1. Интересно еще отметить, что в риторике есть так на- зываемыесемь вопросов: Quis?, Quid?, Ubi?, Quibus auxiliis? Cur? Quomodo? Quando? (Кто? Что? Где? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Когда?). Эти во- просы призваны, развивая мысль, выявлять лицо, деяние, место, соучастников, цель, способ и время2. 2. Категории выражаются также в словах, предложе- 1 См.: В. Ф. Берков. Вопрос как форма мысли. Минск, 1972. С. 12.2 См.: Сомов В. По-латыни между прочим. Словарь латинских выражений. М., 1992. С. 109.
455 ниях, фразах, текстах, т. е. не только в структуре языка, но и в его содержании, материале. Возьмем для примера категорию возможности. Вокруг нее — целый куст от- дельных слов, словосочетаний, выражений:мочь, можно, могущий, возможно, невозможно, возможный, возмож- ность, может быть, как можно, через не могу, по воз- можности, по мере возможности, есть возможность, насколько возможно, иметь возможность, дать воз- можность, реальная возможность, абстрактная (фор- мальная) возможность, юридическая возможность, фактическая возможность, большие возможности, без- граничные возможности, упущенная возможность, лю- бопытная возможность, интересная возможность, воз- можность роста, при первой возможности, до послед- ней возможности, “если бы молодость знала, если бы старость могла!”, “хочу и могу”. Это лишь немногие слова, словосочетания и выражения, обозначающие раз- ные стороны категории возможности. Если же взять предложения, фразы, тексты, в которых фигурирует рас- сматриваемая категория, то их бесчисленное множество. В них, в этой стихии языка, она живет, функционирует, действует, развивается. И так обстоит дело с каждой ка- тегорией мышления. (3) Впонятиях категории не просто выражаются, а осознаются, осмысливаются. То, что обычно называют философскими категориями, на самом деле — понятия-категории, т. е. понятия, пред- ставляющие, выражающие категории мышления. Это всегда нужно иметь в виду при исследовании- использовании философских категорий и понятий. Они лишь отображение категорий мышления. А отображение может быть неверным, искаженным, неполным и т. д. Ис- тория философии дает вторичный материал для исследо- вания категорий мышления. Первичный материал — в естественном мышлении и языке, в различных формах, методах и результатах человеческой деятельности. Неко- торые философы ошибочно ставят знак равенства между естественным и обыденным мышлением и на этом осно- вании третируют первое, утверждая, что только фило- софское мышление — мышление в категориях и только
456 философы знают, что такое категории. Это высокомерие философов опасно. Оно ведет к самоизоляции и творче- скому бесплодию. С другой стороны, труд философов нужно уважать, потому что именно в философских понятиях категории по-настоящему осознаются, осмысливаются как струк- турные элементы мысли. (4) О выражении категорий в различных формах и методах деятельности см. ниже, раздел “Методологиче- ская функция категориальной логики”.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КАК КАТЕГОРИИ РАБОТАЮТ-ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ?» з дисципліни «Практична філософія або софологія»