Думать о том,как мы думаем — привилегияРазума, высшей способности мышления. Кто желает повысить свои умственные способности, не просто мыслить, а мыслитьразумно,тот должен постоянно отдавать себе отчет в том,как он думает и, соответственно, больше знать о процессе мышления как таковом. Мышление о мышлении имеет также важное практическое значение. Знаменитый физик Кельвин, возражая сторонникам узкой специализации студентов, заметил: “Из-за незнания логи- ки погибло больше кораблей, чем из-за незнания навига- ции”. Прежде всего,что такое мышление? В самом общем виде это —постановка ирешениезадачна идеальном, психическом уровне. Задачи могут быть самые разные. Нет ни одного вида деятельности, который не предпола- гал бы решение задач. Даже во сне человек думает и, сле- довательно, решает задачи. Как видно из схемы “Виды (стороны) человеческой деятельности” (см. след. стр.), мышление объединяет на идеальном, психическом уровне три формы деятельно- сти: познавательную, художественную и управляюще- преобразовательную. Оно, следовательно, не сводится ни к одной из этих форм деятельности. Между тем среди философов и ученых довольно распространено понима- ние мышления как познавательной деятельности. С моей точки зрения, это односторонняя и потому неверная трак- товка мышления. Между мышлением и познанием есть существенное различие и не только в том, что познание включает в себя также чувственные формы отражения. Мышление в равной степени “участвует” как в познава- тельной, так и в управляюще-преобразовательной дея- тельности, т. е.
404 С У Б Ъ Е К Т П С И Х И Ч Е С К О Е (Д У Х О В Н О Е) В Е Р А /ОЩУЩЕНИЕ/ ЧУВСТВО/ПОТРЕБНОСТЬ/ ВОСПРИЯТИЕ(ЭМОЦИЯ)ВЛЕЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЕ ЗНАНИЕ СКЛОННОСТЬ СОЗНАНИЕ ВОЛЯ мышление О Т Р А Ж Е Н И Е П О З Н А Н И Е ИС КУ СС ТВ О И Г Р О В А Я Д Е Я Т . С П О Р Т П Р Е О Б Р А З О В А Н И Е У П Р А В Л Е Н И Е физический т р у д Ф И З И Ч Е С К О Е (МАТЕРИАЛЬНОЕ) О Б Ъ Е К Т Рис. Схема “Виды человеческой деятельности” является идеальным орудием познания и управления- преобразования. Последние противоположны по своей направленности. Познание — это преимущественно от- ражательная деятельность, осуществляющая перевод ма-
405 териального в идеальный план (распредмечивание). В по- знании субъект стремится разделять то, что разделено в объекте, и соединять то, что соединено в объекте. Напро- тив, управляюще-преобразовательная деятельность осу- ществляет “перевод” идеального в материальный план (опредмечивание). В этой деятельности субъект стремит- ся разделять то, что соединено, и соединять то, что разде- лено. Мышление же осуществляет на идеальном, психиче- ском уровне взаимодействие (взаимопереход, взаимо- опосредствование) этих противоположно направленных форм деятельности. (В скобках замечу. Если познание и практика —про- тивоположно направленные формы связи субъекта с объектом, то художественная деятельность —промежу- точнаяформа связи. Не являясь по-настоящему ни по- знавательной, ни практической деятельностью, она вклю- чает в себя элементы той и другой. В сфере субъекта ей соответствует чувство (эмоция), занимающее промежу- точное положение между знанием и потребностью.) Итак, как процесс решения задач мышление предпо- лагает использование тех или иных средств. Мыслительные средства условно можно разделить на два класса: способности мышления — собственно мыслитель- ные средства (ум, разум, рассудок); категории мышления — мыслительные средства, отображающие структуру мира, выражающие связь мышления со всем, что находится за его пределами. Кроме того, мышление как форма деятельности нор- мативно по своей сути, т. е. имеет нормативное ядро в видездравомыслия,здравого смысла. Рассмотрим сначала способности мышления.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КАК МЫ ДУМАЕМ?» з дисципліни «Практична філософія або софологія»