Недавно журнал "Здравый смысл", орган Российского гуманистического общества, опубликовал (в 19-м номере, 2001 г.) ряд материалов, фактически обеляющих Ницше, этого воинствующего антигуманиста, антигуманиста без всяких оговорок. Что это? Неразборчивость редак- тора или его уступка нынешней моде на Ницше, заигры- вание с теми, кто увлечен этой модой? Ницше целиком на стороне выдуманного им сверхче- ловека (господина, белокурого бестии...) и, соответствен- но, с презрением-пренебрежением говорит о "человеке" (и производном от человека: человечности, гуманности, гуманизме). Вот две цитаты: 1) "В основе всех этих благородных рас просматривается хищный зверь, роскошная, похотливо блуждающая в поисках добычи и победы белокурая бестия; этой скрытой основе вре- мя от времени потребна разрядка, зверь должен наново выхо- дить наружу, наново возвращаться в заросли — римская, араб- ская, германская, японская знать, гомеровские герои, сканди- навские викинги — в этой потребности все они схожи друг с
375 другом. Благородные расы, именно они всюду, где только ни ступала их нога, оставили за собою следы понятия "варвар"; еще и на высших ступенях их культуры обнаруживается соз- нание этого и даже надмевание (...) Эта "смелость" благород- ных рас, безумная, абсурдная, внезапная в своих проявлениях, сама непредвиденность и неправдоподобность их предпри- ятий... — их равнодушие и презрение к безопасности, телу, жизни, удобствам; их ужасная веселость и глубина радости, испытываемой при всяческих разрушениях, всяческих сладо- страстиях победы и жестокости, — все это сливалось для тех, кто страдал от этого, в образ "варвара", "злого врага", скажем "гота", "вандала". Глубокое ледяное недоверие, еще и теперь возбуждаемое немцем, стоит только ему прийти к власти, — является все еще неким рецидивом того неизгладимого ужаса, с которым Европа на протяжении столетий взирала на свиреп- ства белокурой германской бестии..."1 2) "Может быть, совершенно правы те, кто не перестает страшиться белокурой бестии, таящейся в глубинах всех бла- городных рас, и держит перед нею ухо востро, — но кто бы не предпочел стократный страх, при условии, что здесь в то же время есть чем восхищаться, простоотсутствию страха, оку- паемому невозможностью избавиться от гадливого лицезрения всего неудачливого, измельченного, чахлого, отравленного? И разве это ненаша напасть? Чем нынче подстрекаетсянаше от- вращение к "человеку"? — ибо мыстрадаем человеком, в этом нет сомнения. —Не страхом; скорее тем, что нам нечего больше страшиться в человеке: что пресмыкающееся "чело- век" занимает авансцену и кишмя кишит на ней..."2 Под этими словами с большой радостью подписался бы любой фашист-нацист. (Именно благодаря всем по- добным мыслям-идеям Ницше его главный труд "Так го- ворил Заратустра" оказался в ранце фашистского солдата наряду с Библией и "Майн кампф" Гитлера). Вот еще: "Проблема заключается в том, чтобы возможно боль- ше утилизировать человека и чтобы по мере возможности приблизить его к машине, которая, как известно, никогда не ошибается; для этого его надо вооружить добродете- лями машины, его надо научить переносить огорчения, находить в тоске какое-то высшее обаяние; надо, чтобы приятные чувства ушли на задний план. Машинальная форма существования, рассматриваемая как наиболее 1 "К генеалогии морали". См.: Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 428.2 Там же. С. 429.
376 благородная, наиболее возвышенная, должна обожать са- ма себя... Единственною целью еще очень на много лет должны бытьумаление человека, так как сначала надо по- строить широкое основание, на котором могло бы возвы- ситься сильное человечество. Умаление европейского че- ловека — это великий процесс, которого нельзя остано- вить, но который надо еще ускорить..."1 Эти слова еще в большей степени отвечают идеологии национал- социализма. И еще: "Властная раса может иметь только ужасное и жестокое происхождение"2. Сразу вспоминается мечта Гитлера и К° о тысячелетнем рейхе. Гитлер ведь хотел господствовать над миром, создать властную расу. И, ес- тественно, в своем стремлении установить диктаторский режим в Германии и в своих завоевательных походах он опирался на эти слова Ницше: тысячелетнему рейху фа- тально уготовано это "ужасное и жестокое происхожде- ние". Ницше, таким образом, как бы выдал (заочно) Гит- леру духовную индульгенцию: Ты, Великий вождь, не должен думать о морали, милосердии, гуманизме. Если ты хочешь создать тысячелетний рейх, то должен знать, что властную расу ждет "ужасное и жестокое происхож- дение". Не бойся ничего, лей реки крови, потому что так надо, так неизбежно, если хочешь господствовать на Зем- ле. Чтобы обеспечить победу властной расы Ницше пред- лагает, в частности, такие средства: "обязательнаявоенная служба, с настоящими война- ми, которые прекратили бы всякие шутки" "Поддержкавоенного государства, это последнее средство, которое нам осталось или для поддержания ве- ликих традиций, или для создания высшего типа челове- ка, сильного типа. Все обстоятельства, которые поддер- живают неприязнь, расстояние между государствами, на- ходит себе таким образом оправдание..."3. В этих последних цитатах Ницше не только идейный 1 Цит по: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. 198.2 Цит по: там же. С. 200.3 Цит по: там же. С. 201.
377 вдохновитель гитлеризма, но и консультант, дающий конкретные советы всяким гитлерам. От Ницше пошло выражение "падающего подтолк- ни"1. Если человек в чем-то слаб, то не надо ему помогать – пусть сам выкарабкивается или гибнет. Нет, наверное, более циничного высказывания в устах философа!
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Антигуманист без всяких оговорок» з дисципліни «Практична філософія або софологія»