Главная книга Ф.Ницше «Так говорил Заратустра» имеет подзаголовок: «Книга для всех и ни для кого». Не- предубежденный читатель скажет: у человека не все в порядке с головой. И в самом деле, Ницше в большинстве случаев говорил абсолютно анормальные вещи, как юро- дивый. Здесь он напоминает В.В.Жириновского. Ницше — певец анормального, всего, что отклоняется от нормы- середины вплоть до патологии. Ницше — удивительно легковесный философ. Он с вдохновением, абсолютно раскованно-цинично, без за- зрения совести (философской, человеческой) лепит фра- зы, как ему заблагорассудится. Лишь бы было складно. Этакий философский Хлестаков. Тексты Ницше — сладкий яд, как сладкоголосое пе- ние Сирен, губивших мореходов. У меня эти тексты вызывают большей частью чувство омерзения. Это непрерывное хвастовство-ёрничанье, этот пророческий, поучающий тон, это злопыхательство и ос- меяние-очернение всего, что дорого нормальному чело- веку, эти бесконечные попытки всё перевернуть, поста- вить с ног на голову. Ницше —Гитлер философии. Так я к нему отно- шусь. Пусть в отдельных случаях он говорил умные, пут- ные вещи — я всё же не могу относиться к нему позитив- но даже в малой мере, в частности, цитировать эти умные
373 вещи в подтверждение каких-то своих мыслей. Ведь и Гитлер в каких-то случаях вел себя вполне порядочно и говорил умные вещи. Но из-за того, что он совершил многочисленные преступления против человечества, я не могу хоть как-то относиться к нему позитивно. Он для меня — негодяй, людоед и т. п. Ницше никого не убил, но он подготовил-взрыхлил духовную почву для пре- ступников типа Гитлера, для преступлений против чело- вечества. Он совершил многочисленные философские "преступления", попытался реабилитировать зло, "злую мудрость", "ложь", истину смешал-отождествил с ло- жью1, постоянно высмеивал позитивные человеческие ценности (добро, милосердие...). Да, Ницше — человек, представитель рода человече- ского и как таковой он достоин уважения. И я его ува- жаю, как уважаю того же Гитлера. Если бы последний попался мне в руки, я не стал бы над ним издеваться, не стал бы его унижать, топтать его человеческое достоин- ство. Я просто отдал бы его в руки правосудия. То же и с Ницше. Я не буду употреблять площадных слов в его ад- рес, не буду ёрничать и издеваться над ним как филосо- фом. Я просто передаю его на суд философов как фило- софского преступника. ———— Ницше скорее не философ, а просто умник. Он умни- чает, а не философствует. Он использует свой ум не по назначению, не для того, чтобы стремиться к мудрости2 и решать проблемы на основе мудрости. Он вообще ничего не ищет. Он сразу лепит всё, что приходит на ум и не- пременно шокирующее, бьющее на внешний эффект. Он не аргументирует, не утруждает себя аргументами, а ут- верждает-изрекает как мистик-пророк. Он отвергает поч- ти всё, что выработала философская мысль до него. Объ- являя волю к власти основным стремлением человека, он 1 «Что же такое в конце концов человеческие истины? — в упор спрашивает Ницше и без колебания отвечает: — Это – неопровержимые человеческие заблуждения» — «Веселая наука» (Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1990. С. 622). См. комментарий в: Кучевский В.Б. Философия нигилизма Фрид- риха Ницше. М., 1996. С. 65-67).2 Ведь "философия" означает буквально "любовь к мудрости".
374 поступает как антифилософ, как человек, который ис- пользует свой интеллект для объявления неинтеллекту- альной способности (воли) главной человеческой способ- ностью, т. е. для утверждения и обоснования антиинтел- лектуализма (неразумия, безумия — говоря по-русски). Вот пример ницшеанской антифилософии: одно из со- чинений Ницше называется "Злая мудрость". Вдумайтесь в это название. Оно чудовищно-нелепо как круглый квадрат или горячий снег. Мудрость в принципе не мо- жет быть злой. Она средоточие-объединение трех фунда- ментальных ценностей жизни — добра, красоты, истины. От такого соединения их сила многократно увеличивает- ся. К мудрости как нельзя лучше подходит новомодное слово “синергизм”. Она не является в отдельности, ни ис- тиной, ни добром, ни красотой. Она то, что ведет или может привести к истине, добру и красоте, что является предпосылкой или условием истины, добра и красоты. Мудрость тем больше мудрость, чем лучше она ведет к добру и лучше защищает от зла, поскольку зло — анти- добро.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Философский юродивый, этакий философский Хлестаков—Жириновский» з дисципліни «Практична філософія або софологія»