Живое вещество – научная составляющая феномена жизни (Владимир Вернадский)
Пока З. Фрейд исследовал основы бессознательного, своими рабо-тами укрепляя основу понимания «человеческого», В. Вернадский (1863–1945) исследовал феномен жизни под другим уклоном [214–219]. В. Вернадский одним из первых в истории науки начал рассматривать существование жизни как научный факт. В концепции философии жизни В. Вернадского жизнь приобрела строго научное содержание – учение о живом веществе. «В геологии жизнь проявляется только в виде живого вещества. Необходимо в точной научной геологической работе с этим считаться. В религиозном, в философском и даже в обыденном языке понятия – жизнь и живое вещество – не совпадают, иногда резко. С этим мы не будем считаться и в геологии будем говорить только о живом веществе в том понимании, которое здесь дано» [217, 52–53]. К концу жизни, потратив более сорока лет на разработку своего учения, Вернадский констатирует: «…я ввел вместо понятия «жизнь» понятие «живого вещества», сейчас, мне кажется, прочно утвердившееся в науке. «Живое вещество» есть совокупность живых организмов. Это не что иное, как научное, эмпирическое обобщение всем известных и легко и точно наблюдаемых бесчислен-ных, эмпирически бесспорных фактов. Понятие «жизнь» всегда выходит за пределы понятия «живое вещество» в области философии, фольклора, религии, художественного творчества. Это все отпало в «живом веществе»» [217, 299]. Учение В. Вернадского о живом веществе оказало значительное влияние на дальнейшее развитие мировой науки. Отразилось оно и на развитии западноевропейской философии начала ХХ столетия. Дело в том, что к началу своей длительной командировки за границу В. Вернадский уже имел довольно полное представление о научной составляющей феномена жизни. В лекциях в Сорбонне, в других зарубежных и отечественных публикациях он на огромном фактиче-ском материале раскрывал содержание того, что долгое время было уделом иррациональных умозаключений. Нарушая традиции А. Шопенгауэра, А. Бергсона и целой плеяды представителей философии жизни, В. Вернадский систематически вытеснял иррациональное понимание феномена жизни, заменяя его строго научной аргумента-цией. Этому длительному, трудоемкому и кропотливому процессу В. Вернадский посвятил всю свою долгую жизнь. Ему пришлось так же нелегко, как и З. Фрейду, так как его научная составляющая жизни радикальным образом изменяла представление о феномене жизни. Концепция философии жизни В. Вернадского отвергала «непостижи-мость» жизни и человека, доказывая обратное: возможность научного исследования как жизни, так и существования человека. И если «непостижимость» человеческого существования была опротестована научными концепциями жизни Э. Гуссерля и З. Фрейда, то «непости-жимости» жизни было противопоставлено научно аргументированное учение В. Вернадского о живом веществе. Попытаемся сопоставить содержание феномена жизни в концеп-циях «философии жизни» и в естественнонаучной концепции В. Вернадского. В исследовании О. Киселевой «Бытийные основа-ния смысложизненных проблем личности» дана общая характери-стика жизни на основе концепций представителей «философии жизни» [325]. Жизнь, исходя из исследований «философии жизни», определяется следующим образом. Во-первых, жизнь – это объективная реальность, некий космический процесс, стихийное становление, не подвластное человеческому разуму и воле. Она возникает до и независимо от человека. И человек – лишь одна из многочисленных жизненных форм. Тем самым, как замечает О. Киселева, постулируется определенное уважение к жизни, «презумпция жизни» [325]. Во-вторых, жизнь выходит за пределы понятийно постигаемого. Она является предельным основанием философского исследования, абсолютом, который сам в обосновании не нуждается. Она самодос-таточна. В-третьих, жизнь обладает самоценностью и самоцельностью. Она не служит средством для достижения некоторого результата. Ее цель – в ней самой, в развертывании самой себя, в вечном творении новой реальности. Таким образом, О. Киселева привела три основных характеристи-ки жизни в концепциях «философии жизни». Рассмотрим теперь содержание жизни (или, в терминологии В. Вернадского, – «живого вещества») в концепции В. Вернадского. Какое содержание он вкладывал в ключевое для своей концепции философии жизни понятие «живое вещество»? Во-первых, космологи-ческое. Рассматривая живое вещество как функцию биосферы, Вернадский пишет: «Биосфера и ее приближенный синоним – Лик Земли <…> ярко определяют основные черты поверхности нашей планеты: близость к космосу, не повторяющуюся на нашей Земле и существование исключительно на ней живого вещества… Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей. Для того чтобы в этом убедиться, мы должны выразить живые организмы как нечто целое и единое. Так, выраженные организмы представляют живое вещество, т. е. совокупность всех живых организмов, в данный момент существующих, численно выраженное в элементарном химическом составе, в весе, в энергии. Оно связано с окружающей средой биогенным током атомов: своим дыханием, питанием и размножением. Так выраженные явления жизни изучаются в биогеохимии и выявляются как огромный геологический процесс, геологическая сила планетного характера. Основным определяющим началом для них является астрономиче-ское положение планеты – расстояние её от Солнца и наклон её оси к эклиптике… Указанные астрономические элементы Земли определяют климат, а климат определяет жизнь, покрывающую нашу планету. Годовой цикл – полный оборот Земли вокруг Солнца – не только является мерилом нашего времени (и геологического), но и выявляется естественным мерилом цикла жизни на планете. Цикл жизни связан с круговоротом химических элементов, создающим, как увидим, земную атмосферу (тропосферу), непрерывно закономерно выделяющих в нее жизненными процессами газы – О2, N2, CO2, H2O и т. д.» [217, 45-46]. В концепции философии жизни В. Вернадского живое вещество представлено в виде целостного организма, который напрямую связан с космосом. Это не умозрительный, абстрактный «организм» из концепции О. Шпенглера. Это научно обоснованный, иерархично структурированный организм существования жизни на Земле, эволюционирующий в масштабах космоса. Связь жизни с космосом скорее односторонняя: главным образом космос влияет на живое вещество, тогда как влияние живого вещества отдельного материаль-ного объекта на процессы Вселенной несравненно меньше. Особен-ности влияния космоса на развитие живого вещества Земли подробно рассмотрены В. Вернадским в целом ряде работ [215-220]. Этот вопрос был положен в центр исследований двух крупных научно-исследовательских коллективов, у истоков организации которых стоял В. Вернадский: Биогеохимической лаборатории (ныне Институт геохимии и аналитической химии РАН им. В. Вернадского) и Радиевого института, организатором и директором которого он был с 1922 по 1939 г. Во-вторых, для В. Вернадского живое вещество – это качественно новая ступень существования Мироздания, содержательно отличная от предшествующего, косного состояния: «Это реальное пространст-во-время, которое выявляется симметрией живого вещества, резко отличной от симметрии косных природных тел» [217, 178-179]. Определение живого вещества Вернадским разительно отличается от обтекаемых иррациональных определений Ницше: «жизнь – это воля к власти», Бергсона: «жизнь как творческая эволюция», и других представителей философии жизни. Определение Вернадского – это вызов всему иррациональному, так как в нем аккумулировано и существование, т. е. динамика эволюционирующей жизни, и становление жизни (ее проявления), в той или иной степени содержа-тельно раскрытые наукой. Выделяя в материальном мире косное и живое вещество, В. Вернадский радикально меняет представление о мире. Если Коперник гелиоцентрической концепцией подорвал веру в центризм Земли, в ее избранность и исключительность, то В. Вернадский учением о живом веществе разрушил единство жизни, масштабность применения этого термина. До Вернадского ещё практиковалось употребление словосочетаний «жизнь космоса», «жизнь камня» (или любого другого неодушевленного предмета) и т. п. В. Вернадский чётко ограничил масштабы применения термина жизнь. Выделив научную составляющую феномена жизни, он сделал революционное открытие: феномен жизни – это нечто второстепенное, робкое, малозаметное, на фоне явного преобладания и доминирования косной материи. Жизнь – это крупица в косной материи. Только можно удивляться, как эта капля ещё может существовать в окружающем бескрайнем океане существования косной материи. В монографии «Размышления натуралиста» (Книге 2) В. Вернадский установил, по крайней мере, двенадцать содержательных отличий живого вещества от косного [215]. В-третьих, в концепции философии жизни В. Вернадского живое вещество – это планетарное явление, обуславливающее мощный геологический процесс в масштабах отдельного материального объекта. Живое вещество, как совокупность живых организмов, своей деятельностью формирует биосферу – сферу существования живого вещества в масштабах Земли. В. Вернадский всесторонне исследовал как особенности биосферы, так и проявления живого вещества в биосфере: «…Мы можем уже в настоящее время определенно утверждать, что живое вещество в биосфере играет основную активную роль и по своей мощности ни с чем, ни с какой геологиче-ской силой не может даже быть сравниваемо по своей интенсивности и непрерывности во времени. В сущности, оно определяет все основные химические закономерности в биосфере» [217, 220]. В масштабах отдельного материального объекта живое вещество проявляет себя через биогеохимические функции. В. Вернадский пишет, что биогеохимические функции живого вещества «…определяют в планетном масштабе основные химические проявления жизни и являются основными химическими реакциями живого вещества, поскольку они химически отражаются на окру-жающей организм внешней среде. Они являются результатом закономерного проявления миллиардов живых неделимых, выявляю-щихся, взятых в совокупности в определенных химических процес-сах. Такие функции могут быть разделены на пять групп: 1) газовые функции; 2) концентрационные функции; 3) окислительно-восстановительные функции; 4) биохимические функции и 5) биогеохимиче-ские функции человека – Homo Sapiens. Вместе взятые они опреде-ляют основные химические проявления живого вещества в биосфере» [217, 221-222]. В. Вернадский подробно раскрывает вышеперечис-ленные функции, тем самым на научной основе объясняя многие проявления и особенности функционирования жизни в условиях отдельно взятого материального объекта. Взаимодействие живого вещества с внешней и с собственно внутренней средой, по Вернадскому, осуществляется за счет биогенной миграции атомов. Вернадский различает: 1) биогенную миграцию атомов для микробов и одноклеточных организмов; и 2) биогенную миграцию атомов многоклеточных организмов. В. Вернадский установил и обосновал существование биогеохимиче-ской энергии роста и размножения живого вещества. Она состоит из двух резко выраженных компонентов: «С одной стороны, роста, который в конце концов останавливается, когда организм достигает зрелости и старости и может быть выражен в среднем весе (массе) взрослого организма. С другой стороны, количества неделимых, которые создаются размножением в течение каждого поколения. Существование поколений, неизменных для всех живых веществ, является характерной чертой, отличающей живое вещество от косной материи» [217, 270-271]. В-четвертых, в учении о живом веществе В. Вернадский обозна-чил и исследовал сферу существования жизни на отдельном материальном объекте – биосферу. В. Вернадский резко ограничил сферу существования жизни. До него жизнь была прерогативой Земли. Он установил, что даже в масштабах Земли жизнь занимает незначительный объем в сравнении с косной материей. От силы, это четырнадцатикилометровая зона по вертикали. Только в этой зоне жизнь активна и всесильна. Вне её проявления жизни невозможны. По большому счету, Вернадский значительно подорвал мощь «потока жизни», который гордо бытовал в сознании многих поколений. Этот «поток» в масштабах Земли – ручеек. В масштабах Солнечной системы – даже не капля, еще меньшее образование. В масштабах Вселенной – это мгновение. То масштабное и мощное, которое видели в феномене жизни Ницше, Бергсон, Зиммель, Шпенглер и др. на поверку оказалось довольно незначительной сферой существова-ния, к тому же неустойчивой и зависимой от косной материи. Это был удар по значимости жизни. Оказалось, что значимость феномена жизни мнимая. Даже для масштабов Земли – это второстепенное явление. О значимости жизни можно говорить только сравнивая её с существованием человека. Вот здесь действительно жизнь первосте-пенна и доминантна. В сравнении с косной материей она такая же беспомощная, как и человек на фоне существования жизни. По Вернадскому, биосфера – это допустимая в масштабах сущест-вования косной материи сфера проявления живого вещества. За пределами этой сферы проявления жизни невозможны. В. Вернадский разделил биосферу на пять отдельных геосфер, ее составляющих: стратосферу биосферы, тропосферу, гидросферу, область геохор с наземной жизнью и стратисферу с подземной жизнью. Он дал глубокий анализ особенностям формирования и развития биосферы, раскрыл целый ряд важных процессов, образующих функциональную целостность сферы жизни. В-пятых, живое вещество, по мнению В. Вернадского, эволюцио-нирует. До В. Вернадского об эволюции жизни никто открыто не заявлял. Теория Ч. Дарвина говорила об эволюции отдельных организмов и еще заключала в себе много противоречий. Концепции А. Бергсона и Ф. Ницше, которые были актуальными в начале ХХ столетия, вели речь о «потоке жизни» и о «воли к власти», которые лишь подтекстно подразумевали развитие жизни и не обременяли себя аргументацией. Заявление об эволюции жизни – это был вызов иррациональному. Он требовал не только смелости, но обстоятельной аргументации, так как речь шла о научном термине, и, соответствен-но, о рациональных методах познания. Факт эволюции жизни нужно было доказать. Обтекаемые формулировки здесь исключались. Эволюцию живого вещества В. Вернадский привязал к установ-ленным им биогеохимическим принципам. Первый принцип: биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Второй принцип: эволюция видов в ходе геологического времени, приводящая к созданию форм жизни, устойчивых в биосфере, идет в направлении, увеличивающем биогенную миграцию атомов биосферы. По мнению Вернадского, в ходе эволюции живое вещество «…перерабатывает на нашей планете три различных формы энергии: 1) космическую лучистую энергию Солнца, тепловую, световую; 2) космическую атомную энергию радиоактивного распада, причина которого неизвестна, но который охватывает, по-видимому, все элементы (α, β и γ-излучений) и 3) космическую, исходящую из нашей галаксии (Млечного пути), энергию рассеянных элементов» [217, 262]. Весь этот комплекс открытий В. Вернадского и его учеников впервые позволил заговорить о феномене жизни как о самостоятель-ном, научно обоснованном существовании, или иначе, жизни-как-живая-материя. То, что впервые обнаружилось в феномене жизни после радикальных установок в концепции философии жизни Ф. Ницше: возможность выделения двух основных составных частей – «жизни» и «человеческого», получило научное обоснование. Э. Гуссерль и З. Фрейд независимо друг от друга и, даже, независи-мо от рассмотрения феномена жизни, установили и обосновали основание человеческого существования: сознание и подсознание. В. Вернадский своим учением о живом веществе подвёл научную основу под «жизнь» как «органическое». Феномен жизни впервые потерял свою целостность. Вместо разрушенного Ницше единого основания под него было заведено две принципиально различных основы. В нём наметился явный раскол, который оставалось только увидеть в целом, объяснить и обосновать. Таким образом, концепция философии жизни В. Вернадского заставила по-новому взглянуть на понятие «жизнь». Из концепции В. Вернадского следовало новое понимание жизни – жизнь-как-живая-материя. В этом научно обоснованном понятии, жизнь представлялась в качественно ином понимании, радикально отличном от предложенного в концепции философии жизни А. Бергсона понимания жизни как «центра сотворения», как «непостижимого потока». Эти два альтернативных видения жизни, независимо сосуществуя, в той или иной степени влияли на дальнейшее развитие концепций философии жизни. На мой взгляд, главным образом концепция философии жизни В. Вернадского способствовала появлению на основе «философии жизни», как направления в западноевропейской философии, концепций экзистенциальной философии, в которых рассматривался не феномен жизни, а исключительно человеческое существование. После концепции философии жизни В. Вернадского, утвердившей как в философии, так и естественнонаучном знании понятие жизнь-как-живая-материя, рассмотрение феномена жизни и в качестве его составляющей «человеческого» стало некорректным. Даже последователи А. Бергсона, не говоря уже о представителях других философских школ, стали вычленять «человеческое» только из жизни, ни в коем случае не рассматривая его в жизни, как было ранее в волюнтаристских концепциях. Рассмотрение «человеческого» из жизни-как-живая-материя допускалось концепцией философии жизни В. Вернадского. Учение о ноосфере как сфере существования разума (человеческого общества) В. Вернадский постулировал как раз из своего учения о живом веществе [217].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Живое вещество – научная составляющая феномена жизни (Владимир Вернадский)» з дисципліни «Філософія життя: від волюнтаризму до екзистенціалізму»