Общее в (мыслимых и действительных) отношениях между объектами выступает как подобие. Понятие подобия играет в качественных методах примерно такую же роль, какую понятие равенства — в количественных методах. На понятии подобия строится, как известно, теория подобия учение об условиях подобия объектов и методах их математического описания. На понятии подобия и его производных (изоморфизма и гомоморфизма) строятся также различные методы моделирования. Теперь об аналогии. Эта форма носит характер универсальной мыслительной процедуры, в которой качественное отношение подобия выступает в самом общем виде. Аналогия или аналогизирование как способ мышления одинаково применяется и в познавательной, и в практической, и в художественной деятельности. Аналогизирование является мыслительным ядром во всех специальных формах, приемах и методах деятельности, связанных с использованием качественного уподобления объектов. Аналогия имеет иерархический характер соответственно иерархии качественных уровней, как это мы наблюдаем в объективном мире. Может быть более общая и более глубокая аналогия, а может быть менее общая и менее глубокая аналогия. Аналогизирование, являясь мыслительным процессом самого общего характера, может выступать и выступает в различных и даже противоположных формах, способах мышления. Многие исследователи, например, подчеркивают важную роль аналогии в интуитивном мышлении. Но аналогия является важным инструментом и логического мышления. Как логически осмысленный процесс она выступает либо в виде умозаключения по аналогии либо в еще более сложной форме — в виде метода аналогии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Подобие, моделирование, аналогия» з дисципліни «Світ очима філософа»