Развитие концепции соответствий, ее категори-ально-логическое и методологическое значение
Предложенная выше таблица соответствий в какой-то мере решает задачу сведения всех выявленных соответствий в одну систему, упорядочивает категориальный хаос. Обнаруженные со-ответствия между категориями можно в известной степени упо-добить периодическим зависимостям между химическими эле-ментами. Таблица соответствий расставляет категории по своим местам и тем самым позволяет увидеть искажения, пробелы и проблемы, открывает новые перспективы философского позна-ния. Сама идея соответствий нуждается в дальнейшем развитии. Таблицей соответствий не все сказано. Имеется предположение о более широком и даже всеохватывающем характере системы со-ответствий. Так, по нашему мнению, кроме соответствия пар противоположных категорий существуют определенные соответ-ствия между промежуточными категориями. (Некоторые проме-жуточные категории указаны в нашей таблице соответствий. Ме-жду всеобщим и специфическим расположены общее и частное; между тождеством и противоположностью — сходство и разли-чие; между бесконечным и конечным — квазибесконечное; меж-ду необходимостью и случайностью — вероятность, между зако-ном и явлением — статистическая закономерность и т.д.). Суще-ствуют также соответствия между категориями, осуществляю-щими органический синтез, взаимоопосредствование противопо-ложных категорий. Это такие категории как "организм", "жизнь", "развитие", "поведение", "деятельность", "сложное противоре-чие", "свобода", "сущность". Ниже, на вкладке между стр. дана универсальная таблица со-ответствий между категориями. В ней сделана попытка уни-версальной классификации категорий с точки зрения идеи соот-ветствий. Категории в этой таблице условно делятся на универ-сальные и органические. Универсальные, в свою очередь, делятся на внутренние (круговидные), промежуточные и внешние (стре-ловидные). Внутренние (круговидные) категории — это катего-рии-часы, а внешние (стреловидные) — это категории-облака. Органические (спиралевидные) категории делятся на внутриоб-разные (кругоподобные) органические, промежуточные органи-ческие и внешнеобразные (стрелоподобные) органические. Теперь о приложениях концепции соответствий. Они весьма многообразны и поучительны. Так, соответствия своеобразно от-ражаются, преломляются в специфически мыслительных и по-знавательных категориях. Можно составить такую таблицу:
Думается, эта таблица достаточно понятна. Ясно, например, что логика и интуиция — это необходимостный и случайностный способы, "механизмы" мышления . "Закон науки" и "факт" более или менее адекватно отражают объективные "закон" и явление". И так далее. По всей видимости, можно говорить такие об определенном воплощении двух категориальных рядов в женском и мужском началах жизни. Если верить теории В.А. Геодакяна, по которой женский пол воплощает сохранение и устойчивость, а мужской под — обновление и изменчивость, то женское начало следует признать соответственным ряду тождества, а мужское начало — ряду противоположности. В пользу такого понимания женского и мужского свидетельствует и тот факт, что женщины, как правило, более организованны, законопослушны, боязливы, а мужчины более хаотичны, импульсивны, раскованы в своем поведении, дерзки, больше склонны к риску (на эти факты указывает, в част-ности, статистика травматизма среди мальчиков и девочек — мальчики неизмеримо чаще травмируются по сравнению с девоч-ками). Далее, концепция соответствий позволяет увидеть, учесть или избежать, преодолеть разного рода абсолютизации, односторон-ности в частных подходах. Так, базируясь на представлении о равнозначности, равноценности двух рядов категорий, она отвер-гает крайности монизма и плюрализма, лапласовского детерми-низма и индетерминизма, рационализма, эмпиризма и иррацио-нализма, сциентизма и антисциентизма, догматизма и скептициз-ма. Она не приемлет также крайностей тоталитаризма (этатизма) и анархизма, коллективизма и индивидуализма, консерватизма и либерализма, национализма и космополитизма. К сожалению, в том варианте философии, который был при-нят в нашей стране длительное время, акценты делались на един-стве, целостности, закономерности, упорядоченности реального мира и недооценивалось значение многообразия, неупорядочен-ности, случайности. Это создавало известный перекос в сторону механистического, лапласовского детерминизма. Перекос в фи-лософском мышлении приводил к перекосу и в любом другом мышлении: политическом, экономическом, управленческом... Разве не этим объясняется, что на протяжении десятилетий в на-шей стране господствовало сознание морально-политического единства общества, создавался культ плана, культ командно-административных методов управления и почти полностью игно-рировалось значение стохастических механизмов, в частности рынка, выборов и многопартийности. У нас постоянно говорили о сознательности, организованности, планомерности и боролись со стихийностью. А ведь стихийность в определенной мере так же важна, как и планомерность, организованность. Человеческое общество — живая статистическая система и ему нужен не твер-дый порядок, предполагающий систему жесткой детерминации поведения людей, а живой порядок-беспорядок, учитывающий в равной степени единство и многообразие, необходимость и слу-чайность, общее и частное. * * * В заключение отметим. Обнаруженные соответствия носят весьма абстрактный характер. Вследствие этого кое-кому они мо-гут показаться недостаточно определенными. Позволительно, од-нако, спросить: а нужно ли ждать от них большего? Ведь речь идет о самых общих категориях и понятиях. А мы идем еще дальше, поднимаемся выше, устанавливаем соответствия между категориальными парами, семействами. Что может быть общей этих соответствий! Здесь хотелось бы сослаться на высказывание Стефана Банаха по поводу уровней аналогизирования: «Матема-тик — это тот, кто умеет находить аналогии между утверждения-ми, лучший математик тот, кто замечает доказательств, более сильный математик тот, кто замечает аналогии теорий, но можно представить и такого, кто между аналогиями видит аналогии» . Философ занимается общими проблемами бытия-мышления и никто за него эту работу делать не будет.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Развитие концепции соответствий, ее категори-ально-логическое и методологическое значение» з дисципліни «Світ очима філософа»