Две крайности в понимании природы человеческих отношений
Одни философы абсолютизируют изначально враждебный характер межчеловеческих отношений. Эта точка зрения пред-ставлена в известном древнеримском выражении “человек че-ловеку — волк” и в не менее известном выражении Т. Гоббса “война всех против всех” (см. ниже). Другие философы абсолютизируют взаимную любовь-приязнь людей. Эта абсолютизация проявляется прежде всего в проповеди всеобщей любви. Наиболее ярко подобная точка зрения отражена в библейской заповеди “возлюби ближнего своего как самого себя”. Далее, она проявляется в идее всеоб-щего братства (вспомним лозунг французской революции: “свобода, равенство, братство!”). Немецкий философ Л. Фейербах и русский писатель Л. Толстой проповедовали всеобщую любовь. Представители первой точки зрения — это циники-прагматики, которые считают неравенство людей естествен-ным условием их совместной жизни, оправдывают его, защи-щают и даже освящают. Представители второй точки зрения — это мечтатели-романтики-утописты, которые считают неравенство людей безусловным злом и выдвигают, поддерживают, освящают ло-зунг равенства. В действительности ни то, ни другое в абсолютном вариан-те не существует и нереализуемо. В человеческом обществе одинаково представлены элементы того и другого типа меж-человеческих отношений: и дружба и вражда, и любовь и не-нависть, и равенство и неравенство. Всеобщее равенство, если и возможно, то только как равенство в бедности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Две крайности в понимании природы человеческих отношений» з дисципліни «Цікава філософія»