Януш Корчак: диалектическая задача «лгать–не лгать, красть–не красть…»
Януш Корчак писал:
«60. Мой принцип: «Пусть дитя грешит». Не будем стараться предупреждать каждое движение, колеб-лется — подсказывать дорогу, оступится — лететь на помощь. Помни, в минуты тягчайшей душевной борьбы нас может не ока-заться рядом. «Пусть дитя грешит». Когда со страстью борется еще слабая воля, пусть дитя тер-пит поражение. Помни: в конфликтах с совестью вырабатывается моральная стойкость. «Пусть дитя грешит». Ибо, если ребенок не ошибается в детстве и, всячески опе-каемый и охраняемый, не учится бороться с искушениями, он вырастает пассивно-нравственным — по отсутствию возможно-сти согрешить, а не активно-нравственным — нравственным бла-годаря сильному сдерживающему началу. Не говори ему: «Грех мне противен». Скажи лучше: «Не удивляюсь, что ты согрешил». Помни: «Ребенок имеет право солгать, выманить, вынудить, ук-расть. Ребенок не имеет права лгать, выманивать, вынуж-дать, красть» (выделено мной — Л. Б.). Если ребенку ни разу не представлялся случай выковырить из кулича изюминки и тайком съесть их, он не мог стать честным и не будет им, когда возмужает… Лжешь. — Никогда я от тебя этого не ожидал… Значит, даже тебе нельзя доверять? То-то и плохо, что не ожидал. Плохо и то, что безоговорочно доверял. Никудышный ты воспитатель: не знаешь даже, что ре-бенок — человек.»
Эти парадоксальные высказывания выдающегося педагога замечательны своей пронзительной правдой-бесстрашием. Ведь обычная прямолинейная мораль говорит: не лги, не кра-ди и т. д. и т. п. А Януш Корчак утверждает как опытный пе-дагог-воспитатель, что ребенок, молодой человек может по-зволить себе иногда и солгать, и украсть, и смошенничать, и принудить. Одним словом, иногда вступить в конфликт со своей совестью. Иначе он не научится моральной стойкости, не будет активно-нравственным. И в вопросах морали нужны прививки (вакцинация не-большими дозами дурного), чтобы выработать у человека им-мунитет против сильного дурного влияния. Здесь, правда, есть проблема: какой должна быть доза дур-ного для вакцинации? Ведь с этим попустительством-оправданием можно попасть в ситуацию, описанную Эзопом еще две с половиной тысячи лет назад: «Мальчик-вор и его мать. Мальчик в школе украл у това-рища дощечку и принес матери. А та не только его не наказа-ла, но даже похвалила. Тогда в другой раз он украл плащ и принес ей, а она приняла это еще охотнее. Время шло, маль-чик стал юношей и взялся за кражи покрупнее. Наконец пой-мали его однажды с поличным и, скрутив локти, повели на казнь; а мать шла следом и колотила себя в грудь. И вот он сказал, что хочет что-то шепнуть ей на ухо; подошла она, а он разом ухватил зубами и откусил ей кусок уха. Стала мать ко-рить его, нечестивца: мало ему всех его преступлений, так он и родную мать еще увечит! Перебил ее сын: «Кабы наказала ты меня, когда я в первый раз принес тебе краденую дощечку, — не докатился бы я до такой судьбы и не вели бы меня сей-час на смерть». Басня показывает: если не наказать вину в самом начале, она становится все больше и больше.»
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Януш Корчак: диалектическая задача «лгать–не лгать, красть–не красть…»» з дисципліни «Цікава філософія»