В отличие от бухгалтерского учета, налогообложение обмена автомобилей имеет ряд особенностей. Налог на прибыль. Порядок определения выручки по товарообменным операциям определен в п. 4 ст. 274 НК РФ: доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ. Таким образом, доходы от реализации старого автомобиля АТП будет определять на основании его оценки, согласованной сторонами. Если договором мены не предусмотрен иной порядок перехода права собственности на обмениваемые автомобили, чем установленный в ст. 570 ГК РФ, то момент признания доходов по договору мены у налогоплательщиков, применяющих метод начисления, соответствует моменту передачи имущества (ст. 39 и п. 3 ст. 271 НК РФ). Налогоплательщики, применяющие кассовый метод, признают доход в день поступления нового автомобиля в организацию (п. 2 ст. 273 НК РФ). При этом, по мнению авторов, указанные налогоплательщики до момента полной оплаты разницы в ценах не смогут начислять амортизацию по поступившему автомобилю (подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ), поскольку его первоначальная стоимость еще не сформирована. В отличие от бухгалтерского учета, глава 25 НК РФ не содержит отдельного порядка определения первоначальной стоимости основных средств, полученных по товарообменным (бартерным) операциям. Поэтому обратимся к общим нормам. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. При обмене расходами АТП на приобретение нового автомобиля (если в договоре не выделена его стоимость) являются сумма доплаты за разницу в цене и стоимость переданного автомобиля. Таким образом, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете для формирования первоначальной стоимости необходимо определить стоимость имущества, переданного автосалону. В качестве такой стоимости могут рассматриваться: - остаточная налоговая стоимость; - цена его реализации, согласованная с автосалоном. Какая из этих сумм будет формировать в налоговом учете затраты на приобретение основного средства вместе с суммой доплаты? В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Налоговую остаточную стоимость можно подтвердить регистрами налогового учета и первичными документами на приобретение автомобиля, если они сохранились. Данные аргументы говорят в пользу первого варианта. В то же время цена нового автомобиля, указанная в договоре мены, соответствует сумме доплаты и цены реализации старого автомобиля (а не его остаточной стоимости). Поэтому и второй вариант - определение первоначальной стоимости по сумме доплаты и цены реализации старого автомобиля - также имеет право на существование. Налогоплательщику он более выгоден с точки зрения расчета налога на прибыль (большая первоначальная стоимость, а значит, выше сумма амортизационных отчислений, включаемых в расходы). Выбор в пользу остаточной стоимости старого автомобиля при формировании первоначальной стоимости нового не приведет к уменьшению налоговых обязательств, при этом возникнет необходимость применения ПБУ 18/02, так как появляется разница между стоимостью нового автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете. В отсутствие прямого нормативного регулирования, разъяснений финансистов и арбитражной практики налогоплательщику нужно самостоятельно выбрать один из предложенных вариантов. Если поступивший в организацию автомобиль уже эксплуатировался, то при определении нормы амортизации АТП вправе уменьшить срок полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации автомобиля предыдущими собственниками. Однако АТП должно документально подтвердить срок эксплуатации автомобиля. Указанным подтверждением может быть паспорт транспортного средства (см. письмо Минфина России от 03.08.2005 N 03-03-04/1/142). Налог на добавленную стоимость. При рассмотрении порядка обложения НДС товарообменных операций выделяют порядок определения налоговой базы по переданному имуществу и порядок применения налоговых вычетов - по поступившему. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, полученных им в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 153 НК РФ). Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить. При реализации товаров по товарообменным (бартерным) операциям налоговая база формируется из стоимости товаров, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ). Для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки (п. 1 ст. 40 НК РФ). Таким образом, для целей уплаты НДС налоговая база при реализации старого автомобиля может определяться исходя из согласованной сторонами оценки, зафиксированной в договоре (ст. 568 ГК РФ). Моментом определения налоговой базы согласно п. 1 ст. 167 НК РФ является наиболее ранняя из дат: - день отгрузки (передачи) товаров; - день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров. Как указано в письмах Минфина России от 05.05.2006 N 03-04-11/80, ФНС России от 28.02.2006 N ММ-6-03/202@, датой отгрузки считается дата составления первого по времени документа, оформленного на покупателя, т.е. налоговая база по НДС определяется в момент отгрузки независимо от момента перехода права собственности. Это значит, что если АТП фактически передало старый автомобиль автосалону и эта операция оформлена соответствующими документами (например, накладной или актом приема-передачи), то организация обязана начислить НДС с реализации. Авторы книги рекомендуют определять налоговую базу по реализации старого автомобиля при обмене на условиях trade-in по наиболее раннему моменту: - дате передачи автомобиля автосалону (день отгрузки); - дате поступления нового автомобиля (день оплаты). С 1 января 2009 г. при проведении взаимозачетов, осуществлении товарообменных операций или использовании в расчетах ценных бумаг перечислять уплачиваемую продавцу сумму НДС отдельным платежным поручением больше не нужно. Абзац второй п. 4 ст. 168 НК РФ, устанавливающий эту обязанность, отменен. Отменен также п. 2 ст. 172 НК РФ, согласно которому при использовании в расчетах собственного имущества налог мог приниматься к вычету лишь при условии, что он был перечислен отдельным платежным поручением. Теперь в данных ситуациях налог можно поставить к вычету по общим правилам, установленным в п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ, после принятия товаров (работ, услуг) на учет и при наличии счета-фактуры. Основным достоинством применения договора мены является отсутствие оборота денежных средств между сторонами сделки. Однако недостатки trade-in, связанные с налогообложением операций, могут превышать этот положительный эффект. Поэтому сделки по обмену автомобилями с доплатой с точки зрения налогообложения предпочтительнее оформлять договорами купли-продажи с последующим зачетом взаимных требований. Порядок бухгалтерского учета может измениться только относительно даты признания отдельных операций, а в налогообложении решится проблема налогового вычета, который будет производиться в обычном порядке - исходя из суммы предъявленного поставщику налога. Не возникнет проблем и с определением первоначальной стоимости автомобиля, которая будет равна цене, указанной в договоре купли-продажи. Если налогоплательщик работает по кассовому методу, то он признает расходы на приобретение автомобиля в момент перечисления денежных средств и прекращения обязательства взаимозачетом (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Налогообложение» з дисципліни «Автотранспорт в організації»