Организация учета материалов на складах и его связь с учетом материалов в бухгалтерии
Переходя к рассмотрению порядка организации учета материалов по местам хранения и в бухгалтерии, необходимо отметить, что одного законодательного акта ПБУ 5/01 для этих целей недостаточно, потому что оно не полностью отвечает на вопросы: как организуется учет материалов на складах (в разрезе материально ответственных лиц); как организуется учет материалов в бухгалтерии; как осуществляются контроль и взаимосверка данных складского и бухгалтерского учета; через какие учетные регистры обеспечивается выход информации по статьям баланса. Поэтому в преамбуле ПБУ-5/01 записано: «настоящее положение является элементом регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других положений по бухгалтерскому учету». Таким законодательным актом являются Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ 28.12.2001 г. № 119н. Ими определено, что организация учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Метод предусматривает поря- ; док и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей. Организация может выбрать один из двух наиболее часто при- ' меняемых методов: количественно-суммовой метод и оперативно-бухгалтерский. При количественно-суммовом методе и в бухгалтерии, и на складе в карточках ведется количественно-суммовой учет мате-; риалов. Это, естественно, загромождает учет, увеличивает трудозатраты. Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый). Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие: оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета, ко; торые ведутся материально ответственными лицами; систематический контроль работников бухгалтерии непосред- i ственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складе- ■ кого учета материалов; предоставление бухгалтерам права i проверки соответствия фактических остатков материалов в на- \ туре данным текущего складского учета; осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при наличии компьютера - также в разрезе номенклатурных номеров; . систематическое подтверждение (взаимосверка) данных склад- \ ского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков матет риалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым, учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета. Дальше мы рассмотрим основные элементы этого метода. Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов предполагает следующее разграничение функций между бухгалтерией и складом (см. таблицу на с. 255). Последовательность ведения учета на складе следующая. Карточки учета материалов (ф. № М-7) на каждый номенклатурный номер материала открывает бухгалтерия и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке учета материалов. На основе расходных документов (лимитно-заборных карт, требований-накладных) в карточке регистрируется расход материалов. Склад Бухгалтерия Аналитический учет в разрезе номенклатурных номеров материалов на карточках учета материалов Контроль за количественным учетом движения материалов по складам - правильностью записей в карточках и расчета остатка в момент приема документов иа складе Оформление (выписка) приходных ордеров и актов на приход материалов Таксировка первичных документов по учетным ценам Отпуск материалов по документам пользователей (цехов, отделов, складов) Ведение учетных регистров (ведомостей №10) по движению материалов в двух оценках: учетной и фактической в разрезе групп материалов по складам только в учетных ценах Составление реестров (документов) склада на приход и расход на установленные даты Таксировка ведомости учета остатков материалов каждого склада по учетным ценам Заполнение ведомостей учета остатков материалов путем переноса последних из карточек учета материалов (в количественном выражении) Передача ведомости учета остатков материалов в бухгалтерию Взаимосверка суммовых итогов ведомости учета остатков с показателями бухгалтерии -ведомостью № 10 (склад и стоимость остатка по учетным ценам)
Разноска из лимитно-заборных карт в карточки учета материалов данных об отпуске может производиться и по мере закрытия карт (если они выписаны на одну позицию материалов), но не позднее 1 -го числа следующего за отчетным месяца. В этом случае лимитные карты в течение месяца хранятся вместе с соответствующими карточками учета. Остаток в карточке выводится после каждой записи. В обязанности кладовщика входит запись учетных цен в документы на приход и расход материалов и номера записи по складской картотеке. В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся. Бухгалтер материального отдела принимает от материально ответствен- Фирма «Лада» Реестр сдачи документов по приходу за 4 - 10 марта 2002 г. по складу № 1
Номенклатурный Количество Номера Сумма, руб. номер документов первичных (заполняется материалов документов бухгалтером) 10301 2 66, 68 8000,0 Итого 2 8000,0 Всего принято 2 (два) документа Дата - 11 марта 2002 г. Сдал Власов Принял Сергеев Документы в таксировку получил бухгалтер Семенова
Книга (ведомость) учета остатков материалов за 2002 г. Материально ответственное лицо - B.C. Власов склад № 1
№ п/п Номенклатурный номер материалов Наименование материалов Единица измерения Учетнаяцена, руб. Остаток на 01.01 Остаток на 01.02 Остаток на 01.03 Остаток на 01.04 количество сумма, руб. количество сумма, руб. количество сумма, руб. количество сумма, руб. 1 10301 Сталь листовая 6 мм т 2000,0 2,0 4000 1,8 3600 1,5 3000 3,0 6000 2 10302 Сталь листовая 10 мм т 3000,0 3,0 9000 2,6 6000 2,0 6000 2,5 7500 3 10303 Трубы бесшовные 0 2 мм м 5,0 500 2500 400 2000 360 1800 240 1200 и т.д. Итого 15500 11600 10800 14700
ного лица документы при реестрах непосредственно на складе, тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов, документов в карточках складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей подписью, после чего карточка принимает силу бухгалтерского регистра. Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатка материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных нарушениях в работе материально ответственных лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносятся в специальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру организации. По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов. Она открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а 1 - 2-го числа следующего за отчетным месяца он возвращает ее в бухгалтерию. В обязанность материально ответственного лица входят контроль за соответствием фактических остатков по номенклатурным номерам, установленным нормам запасов (максимум, минимум) и сообщение об отклонениях отделу маркетинга.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организация учета материалов на складах и его связь с учетом материалов в бухгалтерии» з дисципліни «Бухгалтерський облік в організаціях»