Развитие рыночной экономики требует от хозяйствующих субъектов с одной стороны, повышения их конкурентоспособности, а с другой, обеспечения стабильности и устойчивости их функционирования в условиях динамично меняющейся экономической среды. Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и соответственно, национального дохода. Одним из основных средств обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения инвестиций, или инвестирование, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций - инвестиционный процесс. Для решения этих проблем постоянно требуются капитальные вложения. Они необходимы в обновлении основных действующих и ввода новых поколений - машин, технологий, средств управления, средств информационного обмена, всё это требует именно долгосрочных инвестиции. Из-за масштабного спада производства в 90-х гг. прошлого века и длительного деинвестирования производства, обновление парка промышленного оборудования замедлилось. Разрушен старый экономический уклад, а новый ещё не построен. Вследствие чего, техника и технологии производства значительно отстали от зарубежных аналогов. К сожалению, и сейчас
продолжают отставать, а ведь в области высоких технологий и разработок Россия всегда была мировым лидером. Дело в том, что большая часть новых разработок и технологий не выходят дальше научно-исследовательских институтов, то есть инновации не находят финансовой поддержки и как следствие своего конечного потребителя. Научно-исследовательские институты фактически работали на военно-промышленный комплекс, а не на розничного потребителя. Экономика носила плановый характер и не имела рыночного контекста. Благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках за последние три года позволила выполнить с профицитом федеральный бюджет, значительно увеличить золото-валютные запасы страны более 40 млрд. долларов США, рост валового внутреннего продукта 8,3 % в 2000 году и 5,3% в 2001 году по данным Госкомстата РФ и Российско-европейского центра экономической политики (журнал №8 Эксперт от 25 февраля 2002 года), повысилась общая ликвидность финансово-кредитной системы. Из производственной практики установлено, что с увеличением возраста оборудования значительно повышаются затраты на его капитальный ремонт. Увеличиваются простои техники, уменьшается интенсивность использования основных фондов и как результат падение производительности труда. Итогом, является выпуск неконкурентоспособной продукции, зачастую не только в ценовой, но и в качественной плоскости. Во многих отраслях промышленности активная часть основных фондов нуждается в срочном обновлении, как из-за физического, так и из-за морального износа. Мировая тенденция обновления основных фондов связана с сокращением их возраста. Чем «моложе» основные фонды в стране, тем эффективнее и крепче её экономика. В Японии 75% установленного технологического оборудования имеет возраст менее 6 лет. В США данные о фактических сроках службы оборудования противоречивы, однако тенденция к их сокращению 20 несомненна. Почти во всех отраслях парк оборудования стал моложе на 1-2 года, в пищевой и автомобильной промышленностях, а также в некоторых других отраслях - даже на 2,5 - 3 года. Средний возраст оборудования в машиностроении и металлообработке, равный 8 годам, характеризует хорошее техническое состояние активной части основных фондов. Наиболее молодой парк оборудования (менее 6 лет) имеет авиационная и ракетная промышленность. В обрабатывающей промышленности США расходы на замену и модернизацию основных фондов составляют в среднем 2/3 валовых капитальных вложений, а норма амортизации в среднем составляет 11 - 12%. В России же картина выглядит следующим образом. За последнее десятилетие высокие масштабы недоинвестирования в действующее производство резко усилили тенденции старения производственных мощностей, возраст оборудования свыше 20 лет составляет около 30%, от 16 до 20 лет - 25%, от 11 до 15 лет - 18%. Обострение проблемы сбыта и высокие масштабы недозагрузки мощностей в свою очередь ускорили абсолютное сокращение основного капитала промышленности и выбытие мощностей без их компенсации за счёт ввода новых. Средние фактические сроки службы как основного капитала в целом, так и его активной части (машин и оборудования) ещё в дореформенные годы значительно превышали нормативные периоды эксплуатации. Сейчас средний возраст промышленно-производственного оборудования достиг почти 16 лет, а средние фактические сроки его службы составляют почти 32 года. Сам термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его приумножения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать коммерческому банку инвестору, отказ от использования имеющихся финансовых ресурсов для вложения в другие 21 альтернативные инструменты на денежном рынке, вознаградить его за риск и возместить потери от инфляции в предстоящем инвестиционном периоде. Принципиальное различие между кредитной политикой и инвестиционной заключается, в том, что первая имеет целью извлечение дохода из самих денежных средств, предоставляемых в качестве кредита при условии высокой степени возвратности средств, обеспеченных залоговыми или страховыми инструментами, тогда как инвестиционная направлена на извлечение дохода из предприятия или проекта, в который были инвестированы средства. То есть кредитная и инвестиционная политика имеют в своей основе разную философию управления денежными средствами. Инвестиционная политика заставляет банк более тесно сотрудничать и контролировать объект инвестирования, предполагая более длительные деловые отношения, чем просто кредитное соглашение между двумя контрагентами. Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным и хозяйственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов федерального и ведомственного уровней. Такие законы, как Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс, Закон об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме капитальных вложений, Гражданский кодекс, законы о собственности, недрах и концессиях, о предприятиях и предпринимательской деятельности, об акционерных обществах, банках и банковской деятельности, законоположения о налогообложении, внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях и страховании, основы земельного и лесного законодательства, нормативные акты и программы приватизации и др. Структура расходов на инвестиционные цели предусмотрена в Федеральном законе от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ». Для организации инвестиционной деятельности большое значение имеет принятый в конце 1996 г. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. В том числе документы федеральных ведомств, регулирующие собственно инвестиционный процесс как в области капиталообразующих денежных средств, так и в области вложений в финансовые активы. Участие иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности в России регулируется как общими для всех участников инвестиционного процесса государственными актами (если нет соответствующих оговорок), так и специальными нормативными документами, в частности, Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 04.07.91 г. № 1534-1, Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 г. № 3615-1, Таможенным кодексом РФ и другими законодательными актами. Центральным банком, Минфином, Государственным таможенным комитетом РФ приняты новые постановления от 06.09.96 г. «Порядок вывоза и пересылки из Российской Федерации и ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации». Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности, регулируется международными соглашениями и договорами общего характера (например, «Договор к Энергетической хартии»), а также соглашениями с международными финансовыми институтами (Международный валютный фонд и др.). На двусторонней основе действует ряд межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Для инициирования участия коммерческих банков в инвестиционном финансировании правительство определило важность создания системы специализированных инвестиционных банков, в том числе банков, уполномоченных правительством для финансирования федеральных инвестиционных программ. Особое направление законотворческой деятельности — унификация национального законодательства применительно к требованиям международного права. Это имеет особое значение в случаях, когда принимается решение о присоединении России к различным международным соглашениям (например, о присоединении к Генеральному соглашению о торговле и тарифах, о вступлении во Всемирную торговую организацию, Международные стандарты финансовой отчётности и т. п.). Так, Всемирная торговая организация предложила начать работу над новым многосторонним инвестиционным договором. Унификация национального и международно-правового регулирования инвестиций направлена, прежде всего, на обеспечение полной правовой защиты иностранных инвестиций, прозрачности бухгалтерского учёта, государственных гарантий от принудительного изъятия и незаконных действий государственных органов. При этом режим для иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан России (за исключением положений, оговоренных в национальном законодательстве). Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые фонды, оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги предприятий, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Инвестиционная деятельность банка осуществляется на рынке инвестиций, смотрите приложение 4. Который в свою очередь, распадается на ряд относительно самостоятельных сегментов, включая рынок объектов реального инвестирования, рынок объектов финансового инвестирования, рынок объектов инновационного инвестирования. Последний подразделяется на следующие составные части - рынок интеллектуальных инвестиций, рынок научно-технических инноваций, эти два последних рынка и представляют интерес для банка. При общих принципах инвестиционной деятельности, рынки различаются объектами инвестиций, что определяет
специфику методов, форм, способов анализа и оценки эффективности, надёжности, уровня рискованности инвестиций. Два последних рынка казалось бы очень похожи друг на друга, однако существует разница между ними. Рынок интеллектуальных инвестиций состоящий из лицензий, «ноу-хау» и патентов, требует меньшего объёма инвестиций, чем рынок научно-технических инноваций состоящий из научно-технических проектов, рационализаторства и новых технологий. Дело в том, что у рынка интеллектуальных инвестиций объекты инвестиций уже прошли стадии разработки и подготовлены для промышленного выпуска оформленные в лицензии и патенты, тем самым не требуя объёмного финансирования самих исследований. А объекты на рынке научно-технических инноваций предполагают более объёмные инвестиции для доведения инновации до промышленного освоения, лицензирования и выпуска на рынок. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные и международные организации. Одним из основных субъектов инвестиционной деятельности должен стать банк инвестор - осуществляющий вложение собственных, заёмных или привлечённых средств в инновации, а также обеспечивающий контроль, за целевым использованием инвестируемых средств. Инвестиционная деятельность коммерческого банка непосредственно связана с формированием эффективного инвестиционного портфеля, включающего различные инвестиционные проекты. Инвестиционный портфель представляет собой целенаправленно сформированную совокупность объектов реального инвестирования, 25 предназначенных для осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с разработанной инвестиционной политикой банка. В условиях рыночной экономики осуществление инвестиций нельзя рассматривать как «произвольную» форму деятельности банка в том смысле, что банк может осуществлять или не осуществлять подобного рода операции. Неосуществление инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций банка как финансового посредника. Поэтому все возможные инвестиции можно разбить на две основные группы: - пассивные инвестиции, т. е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае не ухудшение показателей средней прибыльности вложений в различного рода проекты по банку или по рынку финансовых услуг в общем; - активные инвестиции, т. е. такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности банка и его прибыльности по отношению с ранее достигнутыми результатами, за счёт инвестиций в сферу новых технологий, организации финансирования выпуска пользующихся спросом новых товарных групп, захвата с их помощью новых рынков, или поглощения конкурирующих фирм посредством целевых инвестиций. Таким образом, инвестиционная деятельность в рыночных условиях, осуществляется хозяйствующим субъектом на инвестиционном рынке с безусловной и главной целью получения прибыли. Изучение рыночной конъюнктуры объектов инвестиционного рынка особенно важно для коммерческого банка по причине больших рисков, влекущих за собой снижение доходов или зачастую, потерю инвестируемого капитала. В приложении 5, приведена общая последовательность действий при изучении конъюнктуры рынка объектов инновационного инвестирования. Последовательность действий создает предпосылки к оптимизации инвестиционной деятельности банка с целью получения стабильного и высокого дохода от этой деятельности. Для изучения конъюнктуры объектов рынка инновационного инвестирования, коммерческий банк должен строить систему мониторинга для постоянного отслеживания рынка по его основным показателям: - направление научно-технического прогресса в разрезе отраслей и оценка их перспективности; - количество зарегистрированных патентов и выданных лицензий в той или иной области народного хозяйства; - количество проектов и объём инвестиций конкурентов в исследование той или иной инновации. Остановимся подробнее на этих показателях. Изучение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики направлено на изучение их конъюнктуры, динамики и перспектив потребностей общества в продукции этих отраслей. Потребности общества определяют приоритеты в развитии отдельных отраслей. По количеству регистрируемых патентов и лицензий на инновации можно сделать следующий вывод - чем больше их регистрируется в той или иной области народного хозяйства, тем более вероятнее коммерческий успех инвестиций в этой области, так как данная область народного хозяйства становится более предсказуемой и изученной с технологической точки зрения. И на конец, по динамике объёма инвестиций в инновации со стороны конкурентов, тоже можно определить перспективность коммерческого успеха. Следует отметить, что исследование по приведённым показателям даёт в определённом смысле лишь одностороннюю оценку, инвестиционная привлекательность должна рассматриваться с учётом инфляционных процессов, динамики и изменения показателей финансового рынка, в частности таких как, ставки привлечения банковских пассивов, т.е. без оценки и прогнозирования макроэкономических показателей страны все дальнейшие ступени исследования лишены смысла. Дальнейшее углубление в оценку инвестиционной привлекательности предполагает оценка инвестиционной привлекательности конкретных инновационных проектов, предприятий, объектов. При рассмотрении инвестиционной привлекательности конкретного проекта проводится уже финансовый анализ его деятельности по показателям эффективности. Во второй и третьей главах рассматривается более детально инвестиционная привлекательность и оценка инновационных проектов. Традиционно принято считать, что главные конкурентные преимущества России - это богатые природные ресурсы, высокий уровень образования и сильный интеллектуальный потенциал. Слабость финансовой, налоговой и бюджетной дисциплины - является существенным тормозом для инвестиций, а также одним из важнейших факторов инвестиционного риска. Инвестиционные фонды, мобилизующие ресурсы (в первую очередь мелких частных инвесторов) для инвестиций, чрезвычайно слабы и немногочисленны в России. Негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, выступающие в странах с развитой рыночной экономикой в качестве крупнейших институциональных инвесторов, в российской действительности в большинстве случаев обслуживают частные интересы финансовых групп, в рамках которых они созданы. Страховые компании в России в настоящее время в значительной мере ориентируются на выполнение функций институтов, используемых для различного рода схем ухода от налогообложения, обналичивания денег и т.д. При такой направленности деятельности страховых компаний, естественно, они не способны играть сколько-нибудь значительную роль на рынке инвестиций, при этом инвестиционная деятельность страховых компаний в основном была связана с государственными ценными бумагами. Для лучшего понимания логики развития банковской системы России и её связи с инвестиционными процессами представляет интерес сравнительный анализ двух типов финансовых систем, сложившихся в развитых странах -так называемого континентального (Франция, Германия, другие страны Европы, Япония) и англосаксонского (США, Великобритания) типа. В странах континентальной модели, деятельность банков носит универсальный характер, то есть одновременно осуществляются коммерческие и инвестиционные операции и услуги при активном контроле и участии в деятельности банков со стороны государства. Инвесторы, преимущественно универсальные банки, минимизируют риски путём установления контроля над деятельностью корпорации в целом и над ходом реализации отдельных инвестиционных проектов. Данное обстоятельство приводит к тесному переплетению интересов, перекрёстному владению акциями и взаимному представительству в органах управления членов финансово-промышленных групп. В странах англосаксонской модели инвесторы управляют рисками за счёт диверсификации вложений и тщательного контроля за движением курсов акций и долговых обязательств. Большая часть рисков переносится на индивидуальных и институциональных инвесторов, банки преимущественно играют роль инвестиционных посредников обслуживающих инфраструктуру. В процессе развития переходной экономики в России проявляются признаки явного тяготения к формированию типа экономики, свойственному континентальной модели банковской системы. Об этом свидетельствует целый ряд тенденций в развитии банковской системы страны. Происходят процессы централизации, слияния и поглощения банков, что ведёт к усилению позиций крупных банков. Об этом свидетельствует резкое
замедление роста числа кредитных учреждений, увеличилось количество банкротств и отзывов лицензий на право банковской деятельности. С точки зрения развития инвестиционного потенциала процесс концентрации банковского капитала является благоприятной тенденцией, так как небольшие и мелкие банки способны обеспечивать выполнение текущих операций и краткосрочное коммерческое кредитование, но не обладают достаточными финансовыми ресурсами и запасом ликвидности для реализации большинства инвестиционных проектов. Кризисные явления в банковской системе, приведшие к росту централизации, обусловлены рядом кризисов происходивших с коммерческими банками в 1994 - 1998 гг. С одной стороны, как будет показано ниже, значительно уменьшилась доходность вложений по основным видам активных операций. С другой стороны, произошло подорожание привлечённых средств и уменьшение возможностей по их привлечению: - введение ограничений на валютные операции Центральным банком России, последовательно осуществляемое после кризисов 1994 и 1998 годов на валютном рынке, что резко сузило их доходность; - произошёл кризис второго наиболее доходного межбанковского рынка (МБК) 1996 год; - в августе 1998 года, начался еще более масштабный финансовый кризис, являющийся следствием безграмотной денежно-кредитной политики властей; - тогда же рынок государственных долговых бумаг стал не ликвидным, приобрёл повышенные системные риски; - в значительной степени изменилась ресурсная база банков. Таким образом, основные финансовые инструменты, рынки деятельности, схемы прибыльных операций коммерческих банков значительно уменьшились в объёме и степени доходности.
зо В результате действия вышеперечисленных факторов должно произойти изменение структуры балансов, сложившейся ранее, то есть формирование новой финансовой политики. До сих пор кредиты экономике в сводном балансе банка составляли не более 30-35%, однако ситуация постепенно меняется (по данным ежедневной деловой газеты Ведомости от 27 сентября 2001 года и журнала Эксперт №34 от 17 сентября 2001 года). В этих условиях банки должны начать изменение структуры активных операций и приступить к поиску новых объектов для вложений средств. С осени 1999 года сальдо внешней торговли стало заметно и устойчиво расти - помог интенсивный рост мировых цен на нефть и ряд других сырьевых товаров. Экономика и банки получили подпитку ликвидности в тот самый момент, когда внутренние источники роста денежного предложения были исчерпаны. В результате банки не только избежали проблем, связанных с адаптацией к уменьшению темпов роста обязательств, но и сумели аккумулировать значительные избыточные ликвидные активы. Одновременно была получена столь важная отсрочка, давшая банкам возможность добиться значительного снижения стоимости обслуживания долга. Требуются новые объекты приложения избыточных ликвидных активов, и другой альтернативы, чем реальный сектор экономики нет. Доля кредитов в активах банков ещё не достаточна смотрите приложение 6, а в структуре пассивов (хотя норматив достаточности капитала HI установленный ЦБ РФ и составляет 10% от активов, банки его выполняют) требуется большая капитализация банковской системы до 30 - 40% для более эффективного инвестирования в инновации, с целью минимизации последствий рисков при потере инвестиций (по данным журнала Эксперт №34 от 17 сентября 2001 года и Вестника Банка России №32 от 04 июня 2002 года). Таким образом, много написано о том, что в период высокой инфляции российские банки присваивали себе значительную долю ВВП за счёт обесценения финансовых активов предприятий и населения, высокого спрэда между кредитными и депозитными ставками. К концу 2000 года ситуация заметно изменилась. После периода высоких процентных ставок по кредитам и депозитам они стали падать, открывая предприятиям доступ к более дешёвому финансированию, а банкам к инвестициям в реальный сектор экономики.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие инвестиций и роль коммерческого банка» з дисципліни «Інвестиційна діяльність комерційного банку на ринку інноваційних технологій»