Схема или план, по к-рому различные подразделения, департаменты, отделы, операционные группы и отдельные рабочие места в банке коорди- нируются и соподчиняются, определяются их полномочия, функ- ции и обязанности каждого должностного лица и служащего с тем, чтобы банковская деятельность осуществлялась под контролем и обеспечивала стабильность. Современные банки в черте города выполняют многочисленные виды услуг, вполне разнообразные по Концепция цикла организации банка Инвесторы (акционеры) Совет директоров Председатель Вице- председатель и/или президент 1 Ссуды Инвестиции Международные операции Специальная деятельность* — Расходы: список Расходы: вне списка Финансовая отчетность Депозит Касса Трастовые операции * Специальная деятельность включает в себя небанковские операции, разрешенные законом и/или правилами, напр., финансовая компания, брокерские услуги, страхование или опера- ции, на к-рые получено разрешение. их характеру, что требует надзора со стороны специалиста. Обыч- но качество таких разнообразных банковских услуг гораздо выше, если они осуществляются специалистами. Для удобства клиентов и внутреннего управления многие банки выделяют специальные отделы по услугам, за каждый из к-рых отвечает одно должност- ное лицо, обычно вице-президент. Для иллюстрации эффективной организации крупного банка прилагается схема организации бан- ка, приводимая с разрешения Комиссии по банковскому менедж- менту Амер. ассоциации банкиров. Владельцами банка являются акционеры, однако это учрежде- ние слишком большое и сложное, чтобы они могли управлять им. Поэтому контроль за политикой и менеджментом банка возложен на совет директоров, избираемый акционерами обычно ежегодно. Этот орган несет ответственность перед акционерами за успешный менеджмент и перед гос. органами надзора и контроля за банками за соблюдением банковских законов. При этом практическая дея- тельность зависит от должностных лиц, к-рых назначают директо- ра. В их числе: президент, к-рый в небольшом банке может быть формальной фигурой, занятый главным образом др. бизнесом; вице-президент (один или более); кассир, к-рый обычно выпол- няет роль главного менеджера, чьи обязанности никогда не деле- гируются; в больших банках также помощники кассиров и, возмож- но, контролер. В крупнейших банках, осуществляющих региональные, общена- циональные и международные операции, проблема наиболее эф- фективной организационной структуры еще сложнее и связана с 897ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКА разграничением разнообразной операционной деятельности и формированием подразделений. Один гигантский банк в одном из мировых фин. центров имеет следующую структуру на уровне об- щего менеджмента под руководством президента (вице-председа- тель совета директоров получает указания по деятельности из пра- вового отдела, включая и офис секретаря банка): 1. Операционные управления (каждый возглавляется руководи- телем или вице-президентом). В городской черте (местные опе- рации всех отделений в районе города; операции в районе города; электронная система обслуживания клиентов и потре- бительский кредит); департамент операций в США (в др. гео- графических округах США; а также для аэрокосмической от- расли и энергетики); международный отдел (операции в Азии, Океании, на Среднем Востоке и в Северной Африке; в Евро- пе и странах южнее Сахары; Латинской Америке; США, Ка- наде и странах Карибского бассейна, а также валютные опе- рации); отдел муниципальных облигаций (продажа и торгов- ля; андеррайтинг и участие в синдикатах); трастовый отдел (корпоративный траст, агентские услуги и хранение; пенсион- ные трасты; частные трасты). 2. Отделы. Банковские операции (бухучет и отчетность; обработ- ка чеков; операции по корпоративному трасту; общие услуги; страхование, международные операции; кредитные услуги, по- мещения, охрана, системы; стандарты и обработка информа- ции; налоги и трастовые операции); консультационный коми- тет по работе с персоналом (управление персоналом, разви- тие менеджмента и организационное планирование); группа планирования и исследовательской работы (планирование деятельности банка на определенный срок; корпоративное планирование, планирование развития международных опе- раций; исследование рынка и операций); группа по работе с клиентами и маркетинг - реклама (связи с клиентами и рек- лама - маркетинг); отдел контроля (банковский аудит, аудит отделений в стране; аудит электронной обработки данных; трастовый аудит; аудит зарубежных отделений; управление контроля непосредственно подчинено совету директоров по работе по внутреннему аудиту и контролю); департамент стан- дартов по ссудам и кредитам (кредитование развития и тех- нические услуги; совокупный кредит; анализ ссуд; ссуды под недвижимость и ипотечные ссуды); портфель ценных бумаг и инвестиции, группа операций с банкирскими домами (инве- стиционные банкиры и брокеры; консультации для банков- корреспондентов и по корпоративному портфелю; портфель банка), а также отдел доверительных инвестиций (консульти- рование по инвестициям; исследование инвестиций; индиви- дуальный траст и инвестиции в недвижимость; пенсионные трастовые инвестиции; планирование исследований и коор- динирование). Порядок организации нового нац. банка (на основе методик, пересмотренных в 1980 г. Управлением Контролера ден. обраще- ния). После получения извещения о предварительном разрешении на создание нац. банка необходимо предпринять следующие меры для практического создания акционерного банка. 1. Должен быть разработан устав акционерной компании в трех экземплярах и представлен главе региональной администра- ции. Устав может содержать др. положения, не противореча- щие закону, но необходимо соблюдать основные статьи, за ис- ключением положений, отмеченных как необязательные. Лица, подписывающие устав, далее именуемые учредителями, должны быть теми же лицами, к-рые подписали заявку, за исключением случая, когда разрешение было получено ранее. 2. Одновременно с уставом главе региональной администрации должен быть представлен сертификат об организации в двух экземплярах, подписанный учредителями и заверенный нота- риусом (включая печать нотариуса и дату истечения срока действия в случае необходимости). В сертификате должно быть указано количество акций, на к-рое подписался каждый учре- дитель. Учредители, к-рые должны стать директорами, долж- ны подписаться на акции не менее 1000 дол. по номиналу. Др. учредители должны подписаться хотя бы на одну акцию. В сертификате об организации не обязательно указывать под- писку на все акции, равные акционерному капиталу, с к-рым компания начнет свою деятельность. 3. Устав и сертификат об организации должны быть переданы ре- гиональному управляющему в течение 30 дней со дня получе- ния письма о предварительном разрешении. Если устав и сер- тификат об организации составлены надлежащим образом, они будут приняты для внесения в картотеку, а агенту будет направлено об этом соответствующее извещение. К этому пись- му будет приложена одна копия устава. Банк может начать свою деятельность как акционерная компания с целью уста- новления контактов и осуществления необходимых мероприя- тий по любому виду деятельности, кроме банковской, начиная со дня регистрации сертификата об организации у нотариуса (см. 12 U.S.С. 24). Банк не может начать свою банковскую деятельность до момента выдачи лицензии (см. 12 U.S.С. 27). 4. Сразу после получения извещения о принятии устава и серти- фиката об организации для включения в картотеку должно быть проведено собрание учредителей. На этом собрании дол- жны быть решены следующие вопросы: а. Принятие устава и сертификата об организации в той ре- дакции, в к-рой он внесен в картотеку Контролера ден. об- ращения. б. Определение числа временных директоров на период до первого собрания акционеров. в. Избрание в качестве временных директоров лиц, к-рые были одобрены Контролером. г. Утверждение местонахождения головной конторы банка. 5. Сразу после собрания учредителей должно быть проведено собрание временных директоров. На этом собрании должны быть рассмотрены следующие вопросы: а. Принесение присяги директорами и составление списка временных директоров. б. Назначение временного председателя и временного секре- таря совета, наделение их правом подписи чеков и др. до- кументов. в. Утверждение формы сертификата акции, содержащего всю информацию в соответствии с требованием Кодекса зако- нов США (12 U.S.C. 52). г. Утверждение формы печати банка. д. Назначение какого-либо банка в качестве депозитария средств, полученных от подписки на акции. Соглашение о хранении должно содержать положение о том, что получен- ные средства не могут быть выданы без разрешения на это регионального управляющего. е. Разрешение подписки на акции, включая определение их продажной цены, и на подачу заявки Контролеру ден. об- ращения о разрешении выпуска предлагаемого списка цен- ных бумаг в соответствии с параграфом 16 Инструкций Контролера ден. обращения (12 CFR 16). ж. Утверждение уставных норм. з. Разрешение на приобретение гарантий, выдаваемых одним лицом др. против злоупотреблений третьего лица. и. Утверждение сметы текущих организационных расходов. Временный совет директоров должен собираться ежедневно, протоколы каждого заседания должны представляться региональ- ному управляющему в течение пяти рабочих дней после заседания. 6. Сразу же после первого совещания временных директоров региональному управляющему должны быть представлены следующие документы в двух экземплярах. Все документы 898ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКА должны быть заверены, содержать достоверную информацию и быть заполнены секретарем. а. Протоколы совещаний учредителей. б. Список временных директоров. в. Текст присяги временных директоров. г. Протоколы первого совещания временных директоров. д. Уставные нормы. е. Образец сертификата акции. ж. Копия соглашения с банком-депозитарием. После получения приведенных выше документов в соответствую- щей форме вся последующая переписка из управления Контроле- ра ден. обращения будет направляться временному председателю или секретарю. Региональному управляющему будут сообщены имя и адрес лица, назначенного для получения корреспонденции из этого управления. 7. В случае отсутствия предварительно утвержденной кандида- туры на этом этапе временный совет директоров должен подо- брать кандидатуру главного должностного лица для последую- щего представления на утверждение региональному управляю- щему. Отобранный кандидат должен представить биографию и фин. отчет в двух экземплярах региональному управляюще- му и договориться о собеседовании в региональном управле- нии Контролера ден. обращения. 8. Региональному управляющему должна быть предоставлена информация, запрошенная в письме с предварительным раз- решением, касающаяся местонахождения банка и инвестиций в основной капитал. Если какие-либо основные фонды будут куплены или арендованы у частных лиц, каким-либо образом связанных с банком, необходимо предоставить следующую информацию: а. Имя и адрес владельца имущества. б. Его отношение к банку. в. Имущество, к-рое будет приобретаться. г. Дата приобретения имущества владельцем. д. Стоимость приобретенного владельцем имущества. е. Независимая оценка. ж. Любая др. относящаяся к делу информация, к-рая под- тверждает, что предлагаемая сделка является справедливой, разумной и сопоставимой с аналогичными договорами, к-рые могли бы быть заключены с независимыми сторонами. з. Решение совета директоров, одобряющее указанные дета- ли сделки. 9. После получения извещения о том, что все инвестиции в основные фонды и кандидатура главного должностного лица одобрены региональным управляющим и что все приведенные выше документы в порядке, временный совет директоров может приступить к открытию подписки на акции банка. Для этого необходимо использовать циркуляр ценных бумаг, пред- лагаемых к подписке, как этого требует параграф 16 Инструк- ций Контролера ден. обращения (12 CFR 16). Циркуляр дол- жен быть представлен региональному управляющему для одоб- рения до начала подписки. Образец циркуляра ценных бумаг, предлагаемых к подписке, содержится в 12 CFR 16.7. Если для размещения акций будут использоваться услуги брокера или дилера, проект соглашения с брокером или дилером должен быть представлен главе региональной администрации для одобрения до начала подписки. После получения предложений о подписке на всю сумму акций акционерного капитала необходимо представить главе региональ- ной администрации следующую информацию в двух экземплярах: список подписчиков в алфавитном порядке, содержащий их име- на, домашние адреса, связь одного подписчика с др. и количество акций, на к-рые они подписались. Управление Контролера ден. обращения сообщит письмом временному председателю, являет- ся ли представленный список подписчиков приемлемым. После получения всей суммы акционерного капитала региональному ад- министратору должны быть представлены следующие документы: а. Сертификат об оплате акционерного капитала. б. Подтверждение банка-депозитария о том, что основной капи- тал был депонирован в кредит счета организующегося банка. в. Окончательный список акционеров банка, содержащий ту же информацию, что и список подписчиков. Он должен быть заверен с точки зрения его полноты, объективности инфор- мации и достоверности секретарем банка. Из основного капитала не могут производиться никакие выпла- ты до того, как будут получены все средства по подписке и серти- фикат об оплате будет утвержден Управлением Контролера ден. обращения. 10. После получения извещения об одобрении указанных выше документов должны быть разосланы уведомления о времени и месте проведения первого собрания акционеров. Форма уведомления о собрании акционеров, извещения для полу- чения доверенности на голосование и самой доверенности должны быть представлены в региональное управление Конт- ролера ден. обращения и одобрены им до рассылки этих уведомлений акционерам. Сертификаты акций должны вы- пускаться только после открытия банка для ведения опера- ций. На первом собрании акционеров должны быть решены следующие вопросы: а. Выборы совета директоров сроком на один год и до новых выборов и введения в должность их преемников. Утверж- дение региональным администратором каждого директо- ра, к-рый до этого момента не утвержден региональным управлением, если это необходимо. б. Утверждение сметы организационных расходов и долговых обязательств, к-рые должны быть возмещены или оплаче- ны из основного капитала. в. Ратификация устава, сертификата об организации и всех офиц. постановлений учредителей, временных директоров и должностных лиц с момента создания банка. г. Др. вопросы, к-рые могут быть поставлены перед собра- нием. 11. После первого собрания акционеров должно быть проведено организационное собрание директоров для рассмотрения следующих вопросов: а. Принятие присяги директоров и утверждение списка ди- ректоров. б. Назначение должностных лиц. в. Назначение постоянных комитетов. г. Ратификация устава. 12. Сразу после первого собрания акционеров и директоров сле- дующие документы должны быть посланы региональному ад- министратору: а. Протоколы собрания акционеров. б. Утвержденный список директоров. в. Присяги директоров. г. Протоколы собрания директоров. 13. Совет должен в этот момент избрать оставшуюся часть руко- водящего состава для представления на утверждение в регио- нальное управление нац. банками. Каждый кандидат на руко- водящую должность обязан представить конфиденциальную биографию и свои фин. отчеты, а также договориться о со- беседовании в региональном управлении. Все директора и должностные лица должны заполнить форму СС-9030-29 и соответствующие формы, вносимые в картотеку банка. 14. Совет должен представить схему, если она не была представ- лена ранее, страхования от фин. потерь, связанных со зло- употреблением служащих, к-рая начнет действовать со дня открытия банка. Такая информация должна быть предостав- лена по крайней мере за 30 дней до предполагаемого откры- тия банка. 899ОРГАНИЗАЦИЯ БРОКЕРСКОЙ ФИРМЫ 15. Когда банк будет готов к началу деятельности, назначается ревизор нац. банка для посещения банка и проверки его полной готовности к открытию. Ревизор должен проанали- зировать документы, внесенные в список подлежащих анализу перед открытием, а также рассмотреть др. вопросы, к-рые он сочтет необходимым. После проверки ревизор должен встретиться с руководством банка для ознакомления его с результатами проверки. Существенные недостатки должны быть исправлены до открытия банка. 16. После уведомления ревизора о наличии соответственно раз- работанных методики и политики деятельности банка и о по- лучении двух экземпляров следующих документов в должной форме выдается сертификат вышестоящего органа на банков- скую деятельность (лицензия). а. Извещение от федерального резервного банка об оплате новым банком подписных акций федерального резервно- го банка. б. Подробный перечень всех платежей. в. Подробный список всех видов организационных расходов, по к-рым банк взял обязательства, но не произвел оплату. г. Сверка платежей, сделанных из акционерного капитала, с суммой на счете организующегося банка в банке-депози- тарии с соответствующей записью о неоплаченных чеках. д. Конкретную дату открытия банка и подтверждение его точ- ного адреса, включая почтовый индекс. Эта информация должна быть предоставлена не менее чем за две недели до запланированной даты открытия. 17. После открытия банка для ведения операций должны быть произведены следующие действия: а. Сертификаты акций должны быть выданы акционерам. б. Региональное управление должно быть информировано те- леграммой о дате начала деятельности банка. в. Текст лицензии должен быть опубликован в городской газете или газете графства, где расположен банк, не менее одного раза в неделю в течение девяти недель после даты открытия банка. После выполнения требований о публи- кации заверенный документ о факте публикации лицензии должен быть оформлен и передан региональному управ- ляющему нац. банков. г. Отчет о мерах безопасности должен быть представлен ре- гиональному управляющему по форме СС-9030-01. Большинство бух. фирм разработало свою форму цикла органи- зации банков, предназначенную главным образом для: а) анализа системы их внутреннего контроля; б) исполнения требуемых от них аудиторских анализов и тестов. Прилагаемая схема Концепции цикла банковской организации показывает, как эта концепция мо- жет помочь в построении окончательной организационной струк- туры банка. Схема построена на: а) циклах, к-рые применимы в настоящий момент или в будущем в отношении специфических банковских операций; б) передаче подразделениям полномочий и ответственности за каждый цикл; в) развитии и внедрении эффек- тивных систем внутреннего контроля, основанных на пунктах а) и б). Концепция цикла основана на пяти задачах контроля: разре- шение, осуществление операции, классификация, обоснование и оценка. Концепция циклов призвана обеспечить должные права и обязанности каждого банковского подразделения, вида деятельно- сти, функции, банковского продукта, услуг или организационной единицы (т. е. отдела, департамента). Концепция также призвана гарантировать наличие на месте и функционирование устойчивых систем внутреннего контроля.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКА» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»