К.в. понимается система правил прохождения документов и методов, к-рая обеспечивает надлежащее санкционирование, проведение и регистрацию операций. К.в. осуществляется как административ- ными методами, так и методами бухучета. Административный (опе- ративный) контроль предполагает наличие организационной струк- туры, установленного порядка операций и их регистрации, к-рые обеспечивают проведение только санкционированных админи- страцией операций. Для бух. (фин.) контроля используются пла- ны, методы и данные, необходимые для обеспечения сохранности активов и надежной фин. информации.КОНТРОЛЬ ЗА ЗАРУБЕЖНЫМИ ПРЯМЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В соответствии с аудиторскими нормами бух. контроль должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать достаточную уверенность в том, что: 1. Операции осуществляются в соответствии с общими и кон- кретными указаниями руководства. 2. Операции регистрируются надлежащим образом, позволяю- щим подготовить фин. отчет в соответствии с общеприняты- ми принципами бухучета и др. необходимыми требованиями, а также в полной мере иметь соответствующий уровень отчет- ности о состоянии активов. 3. Доступ к активам имеют только лица, получившие на то не- обходимые полномочия руководства. 4. Сделанные записи через разумные промежутки времени срав- ниваются с реально имеющимися активами, и при наличии расхождений предпринимаются необходимые меры. В самом широком плане как фин., так и административный конт- роль включают следующие методы и принципы: 1. Организационные принципы: а) четкое разделение обязанностей; б) наличие четкого разграничения подчинения и ответствен- ности; в) наличие формального (официально принятого) политиче- ского курса. 2. Методика: а) бух. проверки; б) надлежащее ведение документации и учета; в) выявление ошибок и наличие разработанных способов их устранения; г) непосредственный контроль за состоянием активов и запи- сей. 3. Наличие компетентного, надежного персонала, по возможно- сти непосредственно заинтересованного в делах учреждения. 4. Критерии эффективности: а) периодический анализ эффективности; б) сравнение данных учета с состоянием активов. 5. Независимая оценка системы. ЗАКОН О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ПРОТИВОЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНО- ШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ и Ф И З И Ч Е С К И Х л и ц , п р и н я т ы й в 1977 г., сыграл очень важную роль в деле усиления К.в. в том смыс- ле, что он потребовал от гос. компаний ведения возможно более полного и точного фин. учета и создания эффективной системы внутреннего бух. контроля. Принимая этот закон, Конгресс руко- водствовался тем, что существующая в компаниях система конт- роля не позволяет в достаточной мере выявлять случаи взяточни- чества и незаконных выплат. Состояние К.в. подлежит обязательному рассмотрению при ауди- те фин. отчетов компаний. Это позволяет аудитору определить степень достоверности учетных материалов, установить характер, масштабы и периодичность различных проверок, к-рым подверга- лись бух. документы. Виды К.в. для банков чрезвычайно разнообразны и носят весь- ма детальный характер. Они затрагивают операции с наличностью, если последние ведутся изолированно, обоснованность операций, открытие новых счетов, порядок выдачи разрешений на внесение изменений в счета, присвоение счетам номеров, выполнение кас- сирами своих обязанностей, обработку поступающей почты, вы- явление ошибочных записей, предотвращение доступа к активам лиц, не имеющих на то права, проверку случаев несовпадения дан- ных о состоянии счета между клиентом и банком, разбирательство жалоб со стороны вкладчиков, продажу дорожных чеков и сбере- гательных облигаций, хранение наличности и отправку фин. до- кументов. Должен существовать определенный порядок выдачи разреше- ний на операции с наличностью. Должны быть, в частности, уста- новлены: предельная сумма денег, находящаяся в распоряжении отдельного кассира, порядок выплаты наличными по чекам, не выписанным на данный банк, и оплаты независимых счетов, по- рядок выплаты денег с бездействующих счетов, а также изъятие больших сумм в долларах, меры по предотвращению растрат. К.в. необходим для наблюдения за состоянием наличности. Для этого проверяется журнал, где отражаются поступления от касси- ров, выплаты денег по чекам, выписанным на др. банки, докумен- тация по трансакциям, меры, принимаемые по случаям пропавших или ошибочно занесенных бух. записей и не разнесенных соответ- ствующим образом на дебет и кредит, а также порядок доступа к электронным средствам обработки информации. Ежегодные отчеты, представляемые акционерам администра- цией по фин. вопросам и связанным с ними проблемам, могут со- держать также некоторые соображения по поводу структуры К.в. данной компании. В настоящее время в обязанности аудитора не входит давать подтверждение такой информации. Тем не менее аудитор знакомится с отчетом и имеет возможность сделать вывод о том, насколько представляемая администрацией информация расходится с реальным положением дел или противоречит пред- ставлению самого аудитора о рассматриваемых вопросах. Аудитор сообщает аудиторскому комитету об уязвимых местах, выявленных им в ходе проверок и касающихся постановки К.в. в данной организации. Под уязвимыми местами понимаются обна- руженные аудитором недочеты, к-рые говорят о значительных сла- бостях в организации и функционировании всей структуры К.в., могущих помешать надлежащему сбору, обработке и обобщению фин. данных в подтверждение выводов, содержащихся в отчетах администрации. Перед аудитором не ставится специальная задача поиска таких уязвимых мест.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОНТРОЛЬ ВНУТРЕННИЙ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»