Экон. явление, характеризуемое ро- стом цен, вызывает соответствующее обратно пропорциональное снижение связанной с ним категории - покупательной способно- сти денег. В целом И. противоположна дефляции, проявляющейся в падении уровня цен, что вызывает повышение покупательной способности денег. В более узком смысле И. означает общий рост цен, не сопровождаемый ростом производства товаров и услуг. Большинство теорий основано на И., вызываемой чрезмерным спросом, т. е. на ден. трактовке, согласно к-рой рост ден. массы, не сопровождаемый ростом массы товаров и услуг, ведет к росту цен (см. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ). Ниже приводится ряд оп- ределений И., основанных на этой концепции: "Я определяю инфляцию как явление, возникающее, когда сумма платежных средств, имеющихся на руках тех, кто собира- ется их потратить, растет быстрее, чем производство товаров. Иными словами, объем и скорость обращения ден. массы долж- ны быть взаимосвязаны с объемом фактического и потенциаль- ного производства реальных товаров. Я задал вопрос: каким образом И. стала возможной в условиях, когда люди не работа- ют, а заводы стоят? Могут иметь место спекулятивные сделки, когда избыточные фин. средства используются для подстегива- ния роста цен на акции или недвижимость, однако И. в обще- принятом понимании может появиться только при увеличении средств платежа на руках у тех, к-рые хотели бы их потратить быстрее, чем мы успеваем производить" (Марринер С. Экклес (Dr. Marriner S. Eccles), председатель Совета управляющих ФРС, 22 ноября 1935 г.). "Инфляция существует в стране тогда, когда ден. масса и сум- ма банковских депозитов, обращающихся посредством чеков, так называемые записанные на банковские счета деньги, увеличи- ваются в соответствии с растущим спросом на средства обраще- ния, это приводит к повышению общего уровня цен" (д-р Эд- вин У. Кеммерер (Dr. Edwin W. Kemmerer). "Повышение общего уровня цен, обусловленное ростом расходов, в то время как количество покупаемых товаров не увеличивается в той же пропорции" (д-р Джеймс Харви Роджерс (Dr. J. Harvey Rogers). Данная концепция И. чрезмерного спроса выделяет совокупный чрезмерный ден. спрос как причинный фактор. В соответствии с этой точкой зрения, И. может быть поставлена под контроль пу- тем применения обычных монетарных и налоговых ограничений в целях снижения ден. массы; даже если осуществление данных мер вызовет застой деловой активности, в реальном выражении это приведет к относительной стабильности. Подобный контроль за ден. массой, согласно этой точке зрения, будет эффективным независимо от того, являются ли непосредственной причиной И. излишняя ден. масса или же рост цен, вызванный увеличением издержек производства, т. к. последнее также "подкрепляется" до- полнительной ден. массой. Вариантом теории И., вызванной чрез- мерным спросом, является кейнсианская концепция, утверждаю- щая, что решения о расходовании средств, а не ден. масса сама по себе являются первичными причинами И. спроса. Второй основной концепцией И., получившей распространение в США в последние годы, является концепция И., вызванной ро- стом издержек производства. Согласно этой точке зрения, цены за последние годы устойчиво росли (ползучая И.) при сохранении относительно стабильной ден. массы из-за того, что происходило "автономное" повышение уровня зарплаты, независимо от уровня производительности труда, особенно в отраслях, где доминируют профсоюзы, а также в связи с ростом издержек по др. факторам производства. (С др. стороны, точка зрения профсоюзов заклю- чается в том, что "новая" И. вызвана намеренным повышением "регулируемых" цен регулирующими органами, что невозможно оправдать ростом заработной платы или др. издержек.) Одна группа сторонников концепции И., вызванной ростом из- держек производства, считает, что она может сдерживаться жест- кой ограничительной ден.-кредитной и налоговой политикой, вызы- вающей спад производства и значительную безработицу, однако признавая, что это слишком высокая плата за стабильность. Отсю- да, как предлагал покойный д-р Саммер X. Слихтер (Dr. Sumner Н. Slichter), мы должны приспособиться к ползучей И. как неиз- бежному явлению и противодействовать ей политикой, разрабо- танной с целью сохранения максимального уровня производства, производительности труда и полной занятости. Др. группа теоре- тиков предлагает для преодоления И., вызванной ростом издержек производства, добиваться гибкости при установлении уровня цен и заработной платы путем жесткого применения антитрестовско- го законодательства к деловым кругам и даже профсоюзам с тем, чтобы разрушить систему регулируемых цен и заработной платы. Группа Слихтера считала такой подход нереалистичным с учетом "реальных политических фактов". Приведем еще одну концепцию, пытающуюся объяснить при- роду ползучей И. в США. Сторонники этой концепции выделяют И., вызываемую ценой факторов производства. Этот вид И. может иметь место при отсутствии как чрезмерного совокупного спроса, так и автономного роста издержек производства (д-р Чарльз Л. Шульце (Dr. Charles L. Schultze) "Recent Inflation in the United States", 1959). Этот вид И. "проявляется в чрезмерном спросе в определен- ных секторах экономики и распространяется посредством роста издержек производства на др. сектора, где нет чрезмерного спро- са, и на те сектора, где имеются неиспользованные мощности и су- ществует безработица". Бум в сфере производственных инвестиций и замена фиксиро- ванных издержек на переменные издержки на рабочую силу при- вели к росту постоянных издержек и подъему уровня точек крити- ческого объема производства (точек безубыточности) так, что даже при более низких коэффициентах использования производствен- ных мощностей рост цен нацелен на поглощение более высоких постоянных издержек в определенных секторах промышленности. С этой точки зрения, традиционная ден.-кредитная и налоговая политика, направленная на ограничение уже и так низкого сово- купного спроса в этих секторах, может лишь ухудшить ситуацию; вместо этого селективные ден.-кредитные и налоговые меры по отношению к определенным секторам, где спрос на факторы про- изводства избыточен, могут потребоваться для того, чтобы поста- вить под контроль этот тип структурной И. Политика доходов. В 60-х гг. США пережили оба типа И. - как чрезмерного спроса, так и последующую за ним И., вызванную ро- стом издержек производства. В 1965 г. экон. политика, разработан- ная в начале 60-х гг. и направленная на достижение полной заня- тости, привела экономику к полному использованию ее ресурсов. Все это вызвало рост цен. В действительности экономика начала "перегреваться" из-за нехватки рабочих мест в ключевых отраслях промышленности. Пытаясь предотвратить рост уровня заработной платы более высокими темпами, чем рост производительности труда, администрация президента Джонсона вновь подтвердила основные положения в этой области, выработанные в 1962 г. Целью этих положений в области заработной платы явилось стремление удержать ежегодные темпы роста общей заработной платы за че- ловеко-час в рамках общенационального темпа роста произведен- ной продукции за человеко-час. Рост заработной платы, однако, обгонял рост производительности труда в течение второй полови- 581ИНФЛЯЦИЯ ны 60-х гг., что привело к серьезному ускорению темпа И., вы- званной ростом издержек производства. Дефлятор цен ВНП начал расти вскоре после того, как уровень безработицы в конце 1965 г. упал ниже 4%. После 1965 г. спрос продолжал расти быстрыми тем- пами, что привело к снижению уровня безработицы ниже 4% и уси- лило темп И. В этих условиях "правильный политический курс стал вполне ясным" (Совет экон. консультантов, Annual Report, 1971 г.): ограничительная политика, нацеленная на обуздание И., не была чревата крупными издержками, если вообще таковые имели бы ме- сто, в форме роста безработицы. Однако к началу 70-х гг. ускоре- ние темпа роста безработицы стало сопровождаться растущим тем- пом И. Дилемма, с к-рой столкнулась политика к началу 1971 г., была в сжатой форме выражена Советом экон. консультантов при президенте США следующим образом. Если придерживаться тем- пов экон. роста, способных удержать уровень безработицы в пре- делах 5,5-6%, то это позволило бы в 1971 и 1972 гг. значительно снизить И., однако столь высокий уровень безработицы в течение столь длительного времени был бы несовместим с положениями Закона о занятости 1946 г., и в любом случае этот уровень "был бы крайне нежелателен даже при отсутствии закона". С др. стороны, попытка восстановить полную занятость (уровень безработицы - 4%) была бы чревата риском усилить инфляционные тенденции. Совет экон. советников в своем ежегодном докладе за 1971 г. указал на наличие широкой общественной поддержки в пользу по- литики прямого контроля за уровнем цен и заработной платы, "даже если все последствия того, что такой контроль мог бы при- вести к перекосам в экономике и возникновению "черного рын- ка", не были осознаны. Однако совет делает вывод, что "при отсут- ствии реальной чрезвычайной ситуации, когда могли бы потребо- ваться такие меры, прибегать к ним было бы нежелательно, такие меры не являлись необходимыми и, более того, они бы, вероятно, не срабатывали". 15 августа 1971 г. президент США объявил о 90-дневном замора- живании заработной платы и цен, к-рое было продлено 7 октября 1971 г. на последующие три фазы обязательного контроля за уров- нем цен и заработной платы, что произошло впервые в истории США в мирное время. Детали принятых мер приводятся в ст. ПО- ЛИТИКА доходов. Рефляция. Данный термин более всего подходит для характери- стики кредитной экспансии и общего подъема торговли и роста цен на реальной основе, что происходит в период оживления и оздо- ровления экономики вслед за спадом или депрессией. Следует ожи- дать наличие инфляционных тенденций на этой завершающей фазе экспансии, когда экономика достигает полной занятости и исполь- зования всех ресурсов, а цены продолжают расти вследствие из- быточных спекулятивных предложений на покупку товаров, услуг, предметов широкого потребления, акций и т. д., т. е. речь идет о чистой И., когда существует избыточный совокупный спрос на имеющиеся в наличии ограниченные факторы производства, про- дукцию и товарно-материальные запасы. Стагфляция имеет место тогда, когда экономика переживает спад при одновременном сохранении И. Экономика США за последние десятилетия несколько раз пережила периоды стагфляции. Термины "ден. инфляция" и "кредитная инфляция" характери- зуют факторы расширения ден. массы в обращении, создающие чистую И. Кредитная И. означает чрезмерное увеличение креди- тов, предоставляемых коммерческими банками, что приводит к образованию избыточного объема банковских депозитов по срав- нению с предложением со стороны производственных факторов, продукции или товарно-материальных запасов. Ден. И. представ- ляет собой более примитивный тип И., связанной с чрезмерной намеренной эмиссией денег или же вызванной манипуляциями с ден. единицей. Современный инфляционный процесс можно ха- рактеризовать как кредитную И., т. е. увеличение объема и скоро- сти оборота банковских депозитов и кредитов, что фактически об- разует основную ден. массу, обращающуюся в современной кредит- ной системе. Оба типа И. могут эффективно контролироваться при помощи консервативной ден.-кредитной и налоговой политики; "возрождение монетаристской политики" в последние годы, напр., связано с тем, что ограничительная ден.-кредитная политика де- монстрирует большую эффективность, если кредиты банков ис- пользуются для инфляционного кредитования. Манипуляции с деньгами, намеренно осуществляемые федераль- ным правительством в целях искусственного ограничения расходов, последний раз применялись в первые годы правления админист- рации президента Франклина Рузвельта, когда были предприняты чрезвычайные меры с целью стимулирования восстановления эко- номики после жесточайшей депрессии 1932 г. Эти манипуляции имели своей целью повышение цен на товары; ослабление бреме- ни гос. и частной задолженности; снижение требований кредито- ров с учетом того, что цены на товары считались в то время крайне низкими по сравнению с периодом предоставления кредитов; предотвращение дальнейших банкротств; размораживание банков- ских активов; защиту золотого (а также в др. драгметаллах) запаса и стимулирование спроса на нац. продукцию на мировых рынках (путем снижения валютного курса доллара). Главная задача заклю- чалась в повышении общего уровня цен путем сознательного из- менения ден. фактора в уравнении обмена либо путем увеличения ден. массы при ухудшении качества денег (т. е. прекращение раз- мена на золото, снижение золотого содержания ден. единицы и введение в обращение неразменных бумажных денег или гринбе- ков) в сдерживании скорости обращения денег при помощи или при использовании всех трех рычагов. Серьезный, заранее просчи- танный риск заключался при этом в потере доверия к доллару. То, что не произошли паническое бегство от доллара и обвальная И., следует объяснить тем, что администрация Рузвельта в отношении денег на деле была более консервативна, чем на словах; напр., прибыль от переоценки золотого запаса, полученная в размере 2 млрд дол. в результате девальвации доллара, не была передана кре- дитной системе; администрация никогда не воспользовалась пра- вом, предоставленным ей поправкой Томаса 1933 г. о выпуске грин- беков на 3 млрд дол., а национализация монетарного серебра впо- следствии была отменена. До создания современных кредитных систем обычной формой манипуляции с деньгами являлась порча монет. Монарх, крайне нуждавшийся в средствах и не желающий или не способный до- полнительно увеличить налоговое бремя подданных, был вынуж- ден просто заменить монеты, находившиеся в обращении, на фаль- сифицированные монеты либо снизить содержание драгоценного металла в монетах. Обесценение денег во время Великой француз- ской революции, связанное с выпуском ассигнаций, наряду с И. в Германии, достигшей своей кульминации в 1924 г., являлись яр- чайшим примером гибельной по своим последствиям И. во всей истории. Для обоих случаев общая характерная черта заключается в преднамеренном инфляционном выпуске бумажных денег. Виды манипуляций с деньгами. Изменения в ден. единице с целью вызвать инфляционные последствия заключаются в следующем: 1. Прекращение обмена ден. единицы на основной ден. металл (золото). Это может также означать эмбарго на экспорт золо- та. Как правило, приостановка платежей золотом означает отмену обоих вышеуказанных прав. Из этого, однако, не обя- зательно следует, что в стране, к-рая прекратила платежи зо- лотом, перестает существовать свободный рынок золота. Это лишь означает, что за золото приходится платить дороже в валюте, к-рая больше не разменивается на золото (такая бо- лее высокая цена золота зависит от степени спроса на него как "убежища" от обесцененной валюты, а также от оценки рын- ком стоимости такой валюты в золоте). 2. Девальвация, т. е. снижение золотого (или иного металличе- ского) содержания (и стоимости) ден. единицы и присвоение правительством всей выгоды или прибыли от переоценки зо- лотого запаса. 582ИНФЛЯЦИЯ 3. Введение в ден. систему др. ден. металлов, таких, как сереб- ро, в форме БИМЕТАЛЛИЗМА (без фиксированного монетного па- ритета по отношению к предыдущему металлу, на к-ром был основан монометаллизм) или путем введения СИМЕТАЛЛИЗМА. 4. Выпуск неразменных бумажных денег, чья единственная цен- ность состоит в объявлении их законным платежным сред- ством. Как правило, объем такой эмиссии не лимитирован. Прекращение платежей золотом является чрезвычайной мерой с целью защиты золотого запаса или стимулирования экспорта; такая мера может быть предпринята как средство защиты, не имея в виду ее связь с инфляционными тенденциями. Прекращение Ве- ликобританией размена банкнот на золото 21 сентября 1931 г. пре- следовало эти цели. Др. ключевой целью политики Великобрита- нии, связанной с прекращением платежей в золоте, было проведе- ние эксперимента РЕГУЛИРУЕМОЙ ВАЛЮТЫ, Т. е. политики отказа от привязки ден. единицы к фиксированной цене золота и предо- ставление ей возможности осуществлять поиск более низкого уров- ня курса на зарубежных валютных рынках, защищенных от резких и внезапных колебаний благодаря операциям ВАЛЮТНОГО СТАБИЛИ- ЗАЦИОННОГО ФОНДА. Строго говоря, простое прекращение платежей золотом, без др. изменений в ден.-кредитной практике, не является само по себе инфляционным шагом. Оно может или не может привести к И., равно как оно может или не может после периода испытаний и до- стижения фактической стабилизации привести к ревальвации ден. единицы и установлению нового золотого паритета. Эксперимент регулируемой валюты в ЗО-е гг. показал, однако, что любое времен- ное преимущество, полученное в международном масштабе какой- либо страной, вскоре сводится на нет аналогичными защитными мерами др. стран, что, в свою очередь, вызывает контрмеры и даль- нейшие ответные действия, введение ВАЛЮТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, тор- говых барьеров и т. п., так что в результате снижается объем меж- дународных торговых и фин. отношений. Ключевой задачей МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА (МВФ) в усло- виях послевоенного мира и являлось стимулирование развития этих отношений путем установления валютных паритетов, ликвидации валютных и торговых ограничений, прекращения манипулирова- ния регулируемой валютой в международном масштабе. Осуществ- ление внутренней фин. политики и ден.-кредитного регулирования относится уже к сфере деятельности нац. правительств. Однако та- кая практика является традиционной и желательной для современ- ных ден.-кредитных систем. Девальвация, подобно прекращению платежей золотом, не ве- дет к автоматическому росту цен. Девальвация означает законода- тельное уменьшение металлического содержания (и стоимости) ден. единицы. Франция, Бельгия и Италия могут служить в каче- стве примера тех стран, к-рые в 1924-1928 гг. девальвировали свои ден. единицы на 75-80% после прекращения использования золо- та в течение ряда лет. И. охватила эти страны до проведения де- вальвации, так что фактическая девальвация была направлена на закрепление более высокого уровня цен. Начавшись с фунта стер- лингов (на 30,5%), процесс девальвации охватил 28 стран, к-рые к 18 октября 1949 г. девальвировали свои валюты. Среди них были большинство стран Западной Европы, страны - члены стерлинго- вой зоны, Финляндия, Канада, Аргентина и Уругвай. Непосред- ственной причиной девальвации фунта стерлингов явились значи- тельные потери валютных запасов, понесенные Великобританией. В отличие от предыдущей волны девальвации в 30-х гг., данная мас- совая девальвация прежде всего мотивировалась проблемой дефи- цита платежного баланса, выраженного в долларах. Большинство стран осуществили девальвацию примерно в том же размере, что и Великобритания, сохранив, т. о., примерно прежний валютный курс к фунту стерлингов, но, как и Великобритания, установив новый валютный курс к доллару. Девальвация сопровождалась вве- дением политики контроля над И. в странах, осуществивших де- вальвацию, с одновременным сохранением конкурентных преиму- ществ при осуществлении продаж на доллары на мировых рынках. Девальвация позволяет установить новые паритеты по отношению к инвалюте, дает правительствам возможность использовать полу- ченную в результате девальвации прибыль от переоценки запасов золота, а также создает базу для контролируемой кредитной экс- пансии. Выпуск неразменных бумажных денег является наиболее явным и непосредственным методом, к-рым можно вызвать И. доброволь- но, намеренно или вынужденно в результате неспособности выпол- нить обязательства. Выпуск неразменных бумажных денег счита- ется самой вопиющей формой снижения качества денег, намерен- ное "вливание" в экономику такой дополнительной массы денег, вызывающей рост спроса на товары и услуги, к-рый несоизмерим с ростом предложения товаров и услуг. Намеренное увеличение ден. массы в обращении, к-рое будет сопровождаться обесценением не- разменных бумажных денег, вызовет рост цен и послужит причи- ной снижения покупательной способности. Если выпуск неразмен- ных бумажных денег продолжится, то рост цен и падение покупа- тельной способности еще более усилится, что потребует дополни- тельной эмиссии бумажных денег и вызовет дальнейшую И. Такое развитие ситуации может идти по спирали до тех пор, пока деньги полностью не обесценятся. Это в свою очередь приведет к полно- му разорению кредиторов, имеющих требования в фиксированных суммах денег, к-рые теперь обесценились; к ограблению рабочих, получающих заработную плату, и др. категорий работников и слу- жащих, получающих зарплату и оклады за свою работу, в результа- те быстрого обесценения неразменных бумажных денег, а также пенсионеров, лиц, получающих страховую ренту, владельцев стра- ховых полисов, вкладчиков банков и всех лиц, чьи претензии и требования выражены в ден. единицах. Континентальные деньги 1 нашего правительства еще до принятия Конституции, И. во Фран- ции в 1790-1796 гг., в Германии в 1920-1924 гг. обычно приводятся как примеры гиперинфляции бумажных денег, приведшей к край- ней степени их обесценения. История гринбеков периода Граждан- ской войны представляет собой пример ограниченной и контро- лируемой И. Об И. во время Гражданской войны см. ГРИНБЕКИ. Инфляция континентальных денег. Революционная война за независимость амер. штатов в основном финансировалась за счет печатания континентальных долларов с разрешения Континенталь- ного конгресса 2 , когда "авторитет Континента" служил их един- ственной гарантией. Континентальный конгресс не имел права взимать налоги, а мог всего лишь облагать штаты пошлинами, к-рые становилось все труднее собирать, поэтому Конгресс был вынуж- ден прибегнуть к дополнительным выпускам континентальных денег для покрытия федеральных расходов. За пятилетний период с 1775 по 1779 гг. Конгресс разрешил 40 эмиссий на общую сумму 241 552780 дол. Функция выкупа континентальных долларов была возложена Континентальным конгрессом на штаты, однако вмес- то их выкупа штатные власти сами стали выпускать собственные бумажные деньги, общая сумма к-рых за 1775-1789 гг. достигла 209424776 дол., включая дополнительные эмиссии после полного обесценения континентальных долларов в 1781 г. Одно из ранних исторических повествований того периода следующим образом описывает сложившееся положение: "Летом 1780 г. этот жалкий континентальный доллар вызывал к себе пол- ное презрение. По словам Дж. Вашингтона, для того чтобы купить ' Континентальные деньги - бумажные деньги, выпущенные Континен- тальным конгрессом в период Американской революции. 2 Континентальный конгресс - один из двух законодательных конгрес- сов, заседавших во время и после Американской революции. Первый Кон- гресс заседал с 5 сентября по 24 октября 1774 г. Второй Конгресс суще- ствовал с 10 мая 1775 г. по 1789 г. и принял Декларацию независимости. Термин "континентальный" в контексте данной статьи относится к 13 амер. колониям, к-рые вели борьбу за независимость. - Прим. перевод. 583ИНФЛЯЦИЯ фургон с провиантом, требовался фургон бумажных денег. К кон- цу 1778 г. бумажный доллар реально стоил 16 центов в северных штатах и 12 центов в южных. В начале 1780 г. его стоимость упала до 2 центов и к концу года 1 реальный цент равнялся 10 бумажным долларам". "В октябре в Бостоне маис оптом продавался по цене 150 дол. за бушель, масло - по цене 12 дол. за фунт, чай - по 90 дол., сахар - по 10 дол., говядина - по 8 дол., кофе - по 12 дол., а баррель муки стоил 1575 дол. Сэмуель Адаме за свои шляпу и костюм заплатил 2 тыс. дол. Деньги вскоре перестали обращаться, долги невозмож- но было получить, произошел общий развал кредитных отноше- ний". Итог этого процесса лучше всего характеризует старая пого- ворка: "Не стоит даже континентального доллара", к-рая перешла в современный язык как синоним полного обесценения. Обесценение денег во Франции. Оно было вызвано выпуском ас- сигнаций. Выпуск ассигнаций во Франции в период 1790-1796 гг. является ярким примером сознательно вызванной И. Революци- онное правительство Франции столкнулось с двумя ключевыми проблемами - как увеличить доходы и преодолеть спад в экономи- ке. В ответ на требования сторонников И. Учредительная ассамб- лея в апреле 1790 г. разрешила выпуск ассигнаций в качестве за- конного средства платежа на сумму 400 млн ливров из 3% годовых. Ассигнации должны были быть обеспечены недавно захваченны- ми землями, принадлежавшими церкви. В самом начале эта мера имела эффект и привела к освобожде- нию Казначейства от определенного бремени и к стимулированию торговли. Однако как только ассигнации поступили в обращение, их реальная стоимость упала примерно до 5% номинала. Вскоре весь лимит эмиссии в 400 млн ливров был исчерпан, и сразу воз- никли призывы к дополнительной эмиссии денег. Более того, даже утверждалось, что первый выпуск был очень успешным. Мирабо, главный сторонник И. в те дни, настаивал, что выпускаемая ден. масса должна равняться сумме нац. долга и что такая мера обеспе- чит процветание нации. В сентябре 1790 г. Ассамблея 508 голоса- ми против 423 одобрила дополнительный выпуск ассигнаций на сумму 1,2 млрд ливров. Эта эмиссия была беспроцентной, ассиг- нации подлежали оплате их владельцу, но с условием, что после по- гашения ассигнаций за счет земель (церкви) они тотчас должны были сжигаться. На последних стадиях эмиссии ассигнаций печатные станки работали согласно приказам исполнительной власти, к-рой было предоставлено неограниченное право осуществлять все новые вы- пуски в объемах, к-рые она считала необходимыми. В течение года дисконт (скидка) по ассигнациям увеличился с 18 до 20%, а за 2 года он достиг 44%. Примерно в это время произошло времен- ное повышение курса ассигнаций, однако в 1795 г. началось быст- рое их обесценение. К февралю 1796 г. за 1 золотой франк давали 288 бумажных франков. Резко подскочили цены на различные то- вары первой необходимости, напр., на сахар - в 69 раз, на мыло - в 44 раза. Дело кончилось тем, что простые люди приняли самое активное участие в уничтожении печатных станков и оборудова- ния, при помощи к-рых печатались ассигнации. В октябре 1795 г. был создан новый орган управления гос-вом - Директория. Она попыталась восстановить порядок и преодолеть фин. хаос путем выпуска в феврале 1796 г. нового вида бумажных денег - земельных мандатов, обеспеченных только гос. землями. Один земельный мандат обменивался на 30 ассигнаций. Мандаты сразу же обесценились до 30% их номинала, затем их курс упал до 15% номинала и в конце концов - до 5% номинала. 16 июля 1796 г. произошло то, что неизбежно должно было произойти: Директо- рия издала декрет, согласно к-рому все бумажные деньги должны были приниматься по их реальной стоимости, что означало пол- ное обесценение денег. После этого люди даже перестали подсчи- тывать степень обесценения. Когда Бонапарт стал консулом, са- мая крупная возможная ссуда не покрывала правительственных расходов за один день. Невозможность заниматься привычным делом в условиях быс- трого обесценения денег заставила рыночных торговок Парижа двинуться к зданию Ассамблеи, где ими был выдвинут знамени- тый среди экономистов призыв: "Принять такие законы, к-рые сде- лают такие же хорошие бумажные деньги, как золото". Ассамблея предприняла следующие шаги: в апреле 1793 г. выпущен принуди- тельный заем в 1 млрд ливров для богатых слоев населения; в июле того же года были конфискованы имения и поместья аристокра- тии, эти земли, оцениваемые в 3 млрд ливров, также использова- лись для обеспечения бумажных денег с целью повышения их сто- имости. В 1793 г. был принят закон о том, что продажа золота по цене выше, чем его номинальная цена в бумажных деньгах, кара- лась тюремным заключением на срок 6 лет. Шесть месяцев спустя продажа золота на ассигнации по цене ниже их номинала каралась 20 годами тюрьмы. Спустя два года любому французу, осуществив- шему инвестиции за рубежом, грозила гильотина. Наполеон Бонапарт в 1790-1796 гг. видел достаточно, чтобы убе- диться в пагубном и опасном характере И. бумажных денег. Когда он стал консулом, ситуация была крайне тяжелой. Правительство было банкротом, войскам не выплачивалось жалованье, дальней- ший сбор налогов представлялся невозможным. Тем не менее, когда на первом заседании кабинета Наполеона спросили, что он наме- рен делать, он ответил: "Я буду платить наличными или вовсе не буду платить!" (наличные в данном контексте - металлические день- ги), и он буквально выполнил свое обещание. В др. ситуации, ког- да он также испытывал серьезные затруднения, Наполеон заявил: "Пока я жив, я никогда не прибегну к неразменным бумажным деньгам". Инфляция в Германии после первой мировой войны. После пер- вой мировой войны Германия столкнулась с бюдж. трудностями. В годы войны ее гос. расходы увеличились в 5 раз, а гос. долг - в 6 раз. Объем массы бумажных денег в обращении увеличился с менее чем 3 млрд марок в начале войны до 29 млрд марок в конце ноября 1918 г. В годы войны оптовые цены увеличились более чем вдвое. Несмотря на значительное увеличение ден. массы в обращении, рост цен ко времени прекращения военных действий был доста- точно умеренным. Правительство Германии в годы войны заим- ствовало средства у Рейхсбанка путем учета казначейских векселей (обязательств). Это практиковалось во все более широких мас- штабах, т. к. необходимо было покрывать бюдж. дефицит в после- военный период. К концу 1923 г. была достигнута стадия гипер- инфляции, а общий объем казначейских векселей в портфеле Рейхсбанка составлял почти 200 квинтильонов марок. То, что случилось в течение 1922 и 1923 гг., не имело прецедента в мировой истории ден. обращения. Бумажные марки обесценива- лись быстрее, чем континентальные доллары в годы войны амер. шта- тов за независимость или ассигнации во Франции в конце XVIII в. Расходы правительства Германии увеличились со 145 млрд за фин. год, оканчивающийся 31 марта 1921 г., до более 8 трлн марок два года спустя и до 49 квадрильонов марок в последующем году. Было совершенно невозможно поддерживать такой уровень расходов путем увеличения налогообложения. Ден. масса в обращении уве- личилась с 252 млрд марок в августе 1922 г. до 2 трлн марок в ян- варе 1923 г., до 28 квадрильонов марок в сентябре 1923 г. и, нако- нец, до 497 квинтильонов марок в конце 1923 г. К 20 ноября 1923 г. золотая марка равнялась 1 млрд бумажных марок. Примерно в это время в качестве промежуточной стабили- зационной меры начался выпуск новых банкнот Рентного банка (Rentenbank). Эти новые банкноты обменивались по курсу: 1 рент- ная марка = 1 млрд бумажных марок. Впоследствии, после реорга- низации Рейхсбанка в 1924 г., он выпустил новые "золотые" рейхс- марки (обеспеченные золотом на 40%); одна новая рейхсмарка была эквивалентна 1 трлн старых бумажных марок. В период И. валютный курс марки с учетом ее реального золо- того содержания упал с первоначальных 23,82 цента до полцента в декабре 1921 г., затем до одной сотой цента в декабре 1922 г. идо трех триллионных цента в декабре 1923 г. 584И. полностью вывела из строя в Германии всю инфраструктуру аккумулирования и инвестирования капиталов. Никто не хотел держать деньги в банках. В 1922 г. общий объем сбережений в Гер- мании составлял только 3 млрд золотых марок против 20 млрд, хра- нившихся только в сберегательных банках двумя годами раньше. Страну охватила безудержная спекуляция, что приводило к эксцес- сам в различных областях. Насколько хорошо этот капитал работал, можно судить по следующему факту: выплата дивидендов в 1922 г. (в их золотом эквиваленте) составляла всего лишь '/so довоенного уровня. Инфляция в России после первой мировой войны. Россия столк- нулась с обесценением денег в результате мер, предпринятых с целью покрытия гос. дефицита путем выпуска неразменных бумаж- ных денег. В начале первой мировой войны российскому Казна- чейству было разрешено учитывать свои краткосрочные обязатель- ства в гос. банке на любую сумму, все предыдущие ограничения были отменены. Основой ден. системы стали неразменные бумаж- ные деньги. К началу 1916 г. в обращении находились только бу- мажные деньги. Правительство получало от гос. банка громадные суммы. В период между 1 января 1917 г. и 1 января 1923 г. ден. масса в обращении увеличилась в 200 тыс. раз, а цены - в 10 млн раз. Обес- ценение денег обгоняло темп эмиссии бумажных денег. В 1922 и 1923 гг. новый советский гос. банк выпустил банковские билеты с целью покрытия дефицита Казначейства. И, наконец, в 1924 г. был выпущен новый рубль, к-рый обменивался на 50 млрд старых, обесцененных, рублей. Виды изменения цен. Существуют два основных вида изменения цен: 1. Структурный уровень цен: изменение цен какого-либо товара или предмета, напр, автомобиля или дома; 2. Общий уровень цен: изменение цен группы товаров и услуг. В специальном смысле И. касается изменения общего уровня цен. Когда общий уровень цен растет, доллар теряет свою покупа- тельную способность - способность приобретать товары и услуги. Противоположная ситуация связана с дефляцией. Владение ден. активами и пассивами в периоды И. или дефляции приводит либо к выгодам, либо к потерям, связанным с изменением покупатель- ной способности. Ден. документы являются активами или пасси- вами, чья стоимость фиксирована по текущему курсу доллара и стоимость к-рых не может изменяться с целью компенсации коле- баний общего уровня цен. Ден. активы включают наличные день- ги, инкассируемые суммы и ден. обязательства. Изменения общего уровня цен могут повлиять негативно или иным образом почти на любое экон. решение. Изменения общего уровня цен могут повлиять на организационное планирование, контроль и оценку: 1. Является ли какой-либо чистый доход, отраженный в бюдже- те или отчетности, результатом И.? 2. Теряет или приобретает компания в аспекте покупательной способности своих активов и пассивов в результате И.? 3. Как И. влияла на фин. балансы в течение всего периода? 4. Учитывались ли изменения общего уровня цен при подготов- ке бюджетов? Когда была определена политика в области ди- видендов? Когда проводился анализ фин. отчетов? Когда оце- нивалась работа инвестиционных центров? Когда проводил- ся выбор источников или методов финансирования? Для измерения изменений в уровнях цен используются индек- сы цен. Индекс цен представляет собой ряд цифровых значений, каждое из к-рых характеризует отдельный период, представляя среднюю цену на группу товаров или услуг, соотнесенную со сред- ней ценой той же группы товаров или услуг в базисном периоде. Индекс потребительских цен для всех городских потребителей, публикуемый Бюро статистики труда Министерства труда США в "Monthly Labor Review", вероятно, является наиболее широко ис- пользуемым индексом цен. Информация о текущих издержках тре- буется при рассмотрении изменений структурных цен. Издержки замещения выбывающего основного капитала обычно используют- ся в системах, основанных на оценке текущих издержек, а также для принятия решений, связанных со специфическими ценами. Преобладающий темп И. исключает учет таких изменчивых ком- понентов, как продовольствие и топливо. Прилагаемый график, к-рый показывает изменения покупатель- ной способности доллара по отношению к потребительским това- рам с 1977 по 1991 гг.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНФЛЯЦИЯ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»